Найти тему
MyAutoEmpire

Как провал, так и прорыв. Легенды 80х

Porsche 959 фото для прессы
Porsche 959 фото для прессы

80-е были и остаются одним из самых сенсационно активных и контрастных десятилетий века. И нигде это не проявляется так явно, как в автомобилях того времени.

Если бы нам пришлось выбирать худшую эпоху в автомобильном дизайне, это был бы период 1974-1979 годов. Эти болезненные, но, к счастью, короткие пять лет породили одни из самых неприятных сочетаний транспортных средств и причудливых пропорций, которые мы когда-либо видели. Без сомнения, каждая американская автомобильная компания боролась с экономией топлива, регулированием бамперов, безопасностью и, самое главное, дизайном. Гигантские универсалы и роскошные четырехдверные седаны соседствовали с безвкусными четырехцилиндровыми "мустангами", в то время как удивительно устойчивый рынок неоклассических родстеров с мультяшной эстетикой каким-то образом процветал.

-2
-3

К счастью, Европа и Япония никогда глубоко не увязали в этом болоте — отчасти благодаря таким автопроизводителям, как VW, Isuzu и другие ведущие бренды, консультирующимся с итальянскими дизайнерскими домами для создания запоминающихся автомобилей. На исходе десятилетия американская автомобильная промышленность проснулась, как медведь, выходящий из зимней спячки: голодная и готовая заявить права на новую территорию, разжигая битву за следующий зарождающийся тренд.

-4

Легко отмахнуться от 80-х как от культурной шутки. Но когда дело доходит до автомобилей, то именно в ту эпоху были созданы неподвластные времени модели, такие как первая модель BMW M серии, Golf GTI, Audi Quattro, C4 Corvette и Honda CRX. Такие важные седаны, как Ford Taurus и Mercedes-Benz 190E, произвели большое впечатление на основных рынках. Оживленная мускулатура Buick GNX и невероятная мощь Ferrari F40 были одними из многих других критически важных аспектов, обусловленных столь необходимым возрождением производительности и стиля.

-5
-6

С точки зрения дизайна кузова, 1970-е годы ознаменовались значительным прогрессом в философии “сложенной бумаги”, популяризированной Джорджетто Джуджаро и широко используемой во всей индустрии. Несмотря на то, что угловатый дизайн оставался очевидным на протяжении 1980-х годов, он начал сосуществовать с более органичными идеями, появившимися в Ford Sierra и Taurus, Merkur XR4Ti и Scorpio, а также Audi 100. Даже Porsche, известная стойким сохранением архитектуры 911 heritage, поддалась этой тенденции и смягчила дизайн суперкара 959.

Свежее изменение по сравнению с четкой визуальной архитектурой прошлого десятилетия, эти автомобили, тем не менее, подвергались насмешкам со стороны экспертов как “мармеладный” дизайн или упрекам дизайнеров с опытом прошлых десятилетий за то, что “они выглядят так, словно слишком долго оставляли глиняную модель на солнце”. Результатом стала красочная битва из листового металла между оставшимися сторонниками жесткой линии в буквальном смысле и зарождающимися органическими экспрессионистами, последние из которых в конечном итоге одержали верх в смягченной визуальной миграции в 1990-е годы.

Многие теории объясняют мотивацию смягчения дизайна в этот период, но наиболее распространенной, по-видимому, является та, что дизайн автомобиля просто необходимо было изменить. Из мрачной эпохи середины-конца 70-х пришло так много плохого дизайна, что отчаянно требовались новое мышление, новые формы и новое направление.

Но происходило и кое-что еще. Известный европейский дизайнер с итальянским именем, немецким гражданством и курдским происхождением завоевывал признание. Луиджи Колани добился значительных успехов как популистский сторонник того, что он называл “биодинамическим дизайном”.

Карьере и влиянию Колани можно было бы посвятить целую статью, несмотря на то, что он оставался в значительной степени неизвестным, если не считать того, что его боготворили дизайнеры и студенты-дизайнеры, которые восхищались вдохновляющими и занимательными формами, появившимися в его студиях в конце 70-х и 80-х годах. Несмотря на образование в области аэродинамики, Колани был гораздо более гибок в своем маркетинге — особенно в Японии, где его почитали и регулярно публиковали в журнале Car Styling magazine, библии автомобильных дизайнеров.

-7

Его в высшей степени органические (если не сказать дико искаженные) грузовики, самолеты и автомобильные формы проникли в легко поддающиеся искушению умы автомобильных дизайнеров 1980-х годов. И хотя нельзя проследить прямую связь уникального дизайна Colani с каким-либо серийным автомобилем, его коллективная работа, дерзкая концептуальная настойчивость и блестящий маркетинг вдохновили на переход к более органично выглядящим автомобилям.

-8

Хотя многие конструкции Колани потерпели неудачу с функциональной точки зрения, автомобильная промышленность уделяла большое внимание всему, что выглядело быстрым, скользким и футуристичным. В руках Колани даже зубная щетка выглядела быстрой.

-9

Ранние компьютерные элементы управления, цифровые приборные панели, дизайнерские велюровые интерьеры и сложные детали из пластика, отлитого под давлением, сегодня требуют сложной реставрации, поэтому любителям этих автомобилей, "промытых кислотой", рекомендуется искать наиболее хорошо сохранившиеся образцы, какие только возможно. Трудно представить, что однажды на аукционе BaT в не столь отдаленном будущем будет представлено 5-ступенчатое турбо-купе Ford Thunderbird 1983 года выпуска с пробегом 19 миль, 64 000 просмотров, 9 000 зрителей, 843 комментария и окончательной ценой продажи в 438 тысяч долларов — но никогда не знаешь наверняка.

-10

Насыщенные или бодрящие, хрустящие или похожие на желе, 1980-е годы ознаменовались критическим возрождением автомобильного дизайна и производительности, которое ощущается и по сей день.

Публикуем с радостью, MyAutoEmpire😎

Авто
5,66 млн интересуются