Обучение персонала — это успех работающей системы ХАССП и предприятия в целом. Даже если разработать необходимые документы, оборудовать производство с соблюдением всех требований санитарных норм - без грамотных специалистов система безопасности работать не будет!
Обучаться принципам ХАССП нужно всем работникам, которые в той или иной степени работают с продуктами питания. Это повара, кухонные рабочие, кладовщики, специалисты по закупкам, инженерная служба.
Конечно же, для каждой профессии образовательная программа будет своя. Но, учебный курс должен быть выстроен таким образом, чтобы до каждого сотрудника донести ценность и важность соблюдения СанПин.
Я подготовила для вас ТОП-8 эффективных советов для качественного обучения персонала.
1. Время для учебы
Обучающимся нужно выделить специальное время для усвоения информации. Т.е. не назначать занятия утром, когда человек после ночной смены или во время обеденного перерыва. Качественно усвоить материал не получится и в том случае, когда специалист сначала сидит на обучении, а потом отрабатывает затраченное время и выполняет те дела, что накопились, когда он был на учебе.
2. Комфортная атмосфера
Прекрасным побуждением прийти на обучение будет кофе-брейк, шведский стол. Если есть возможность сделать это на предприятии, то обязательно нужно позаботиться о сотрудниках и создать приятную обстановку. Когда человек сыт, не засыпает и позитивно настроен, то обучение усвоится намного лучше.
3. Грамотно выстроенный процесс обучения
Если скучно и монотонно что-то рассказывать, то вас будут слушать максимум 10–20%. Поэтому доносить информацию нужно интересно, с примерами, делать перерывы, а также включать в обучение практические задания и игры. Это все поможет наладить контакт со слушателями.
4. Практическое закрепление знаний
Важно, чтобы полученные знания были применены в работе. Чтобы обучение не было только для галочки. Например, на занятиях учат мыть посуду в трехсекционной ванне, а по факту стоит одна. Или говорят о цветовой кодировке инвентаря, а в наличии 3 ножа и 2 разделочные доски.
5. Квалифицированные учителя
Тот, кто проводит обучение, обязательно должен знать все о своем предприятии, о проблемах сотрудников и о том, что мешает им соблюдать правила. Причем периодически нужно наблюдать за персоналом, видеть какие ошибки они совершают и почему. А на занятиях разбирать их, объяснять, что не так они делают и как можно исправить.
6. Обратная связь
Необходимо спрашивать у работников, чего им не хватает для лучшего выполнения работы, какие сложности и проблемы у них возникают. Часто бывает, что персонал молчит, а руководство ничего и не знает. Важно, чтобы сотрудники задавали вопросы, когда что-то непонятно. Причем нужно сделать акцент на том, что если с чем-то не разобрались — это не страшно.
7. Аттестация, тестирование
Рекомендуется делать в конце обучения. Это показывает, насколько понятен материал и вовлекает сотрудников в сам процесс. О проверке знаний нужно объявить в самом начале учебы, чтоб не испугать.
8. Мотивация
Конечно же, очень важно поощрять сотрудников. Это может быть денежное вознаграждение, пусть небольшое, например, доплата 2-3 тысячи рублей за ведение журналов, но все же будет мотивировать. Похвала, награждение в номинации внутри компании - это также определенное поощрение персонала.
В процессе обучения очень многое зависит от руководства предприятия и корпоративной политики внутри компании. Если работодатель заинтересован в успешных результатах, то все вышеперечисленные пункты должны применяться!
Подробно о том, на что еще нужно обратить внимание, чтобы на вашем предприятии работал квалифицированный и ответственный персонал я расскажу в следующей статье