Найти в Дзене

В Самару! Про купеческий особняк и купеческого сына-художника

Федор Иванович Никонов принадлежал к одной из богатейших в Самаре купеческих семей. Торговал как традиционным товаром - зерном и лесом, так и модными мануфактурными новинками. С 26-летнего возраста избирался ратманом - советником городского головы от купечества, служил в учетном комитете Самарского отделения Госбанка.

Главный фасад оштукатурен, детали выделены белым цветом на светло-голубом фоне поверхности стены.
Главный фасад оштукатурен, детали выделены белым цветом на светло-голубом фоне поверхности стены.

Как отмечено в служебном формулярном списке, «Награжден 2 золотыми медалями на Станиславской и Анненской лентах для ношения на шее. Жалованья не получает».Стал устроителем Смоленской церкви на Хлебной площади и «дачной» церкви Сергия Радонежского на Барбошиной поляне. Как и другие видные представители купечества – Василий Сурошников, Андрей Субботин, Василий Карпов – содержал собственный церковный хор и являлся смотрителем Александровского общественного сада на Хлебной площади возле своего дома.

-2

Помимо семейной усадьбы на Хлебной площади с нынешним адресом Алексея Толстого, 19-23, семье Никоновых еще с догубернских времен принадлежал участок на улице Дворянской, до 1880-х годов занятый одноэтажными лавками. Через несколько лет Федор Никонов, видимо, решил переселиться на Дворянскую, становившуюся все более престижной статусной . Получив в 1885-м году в городской Управе разрешение на надстрой каменного одноэтажного магазина с пристроем к нему во дворе, в течение года выстроил нарядный двухэтажный особняк

Справа к зданию примыкает арка проезда во двор с лучковой перемычкой.
Справа к зданию примыкает арка проезда во двор с лучковой перемычкой.

На первом этаже, отделённом карнизным поясом с тягами, раскрывались три больших окна-витрины бывших торговых лавок, обрамлённые профилированными наличниками, и два дверных проёма: в центре – вход в магазины, слева –в жилые помещения второго этажа. Вертикальное членение фасада выполнено широкими рустованными пилястрами с отделкой из оштукатуренного «под шубу» камня в уровне первого этажа. Обрамляющие парадный вход в торговые помещения центральные пилястры декорированы висячими лопатками.

Форма огибающей окно-люкарну аттиковой стенки повторяет форму надоконных сандриков с круглыми бровками в боковых частях фасада
Форма огибающей окно-люкарну аттиковой стенки повторяет форму надоконных сандриков с круглыми бровками в боковых частях фасада

Прямоугольные окна второго этажа обрамлены профилированными наличниками с треугольными сандриками в виде фронтонов в центральной части и прямыми с полуциркульной бровкой по краям. В уровне второго этажа спаренные плоские дорические пилястры на каннелированных высоких базах обрамляют балконный проём. Фриз декорирован прямоугольными нишами-ширинками, венчает здание раскрепованный в соответствии с ритмом пилястр карниз .

Художник Иван Федорович Никонов
Художник Иван Федорович Никонов

Акцентирующая центральную часть фасада аттиковая стенка полуциркульной формы, огибающая окно-люкарну над карнизом, фланкирована парапетными столбиками. Завершает композицию изящный мезонин с тремя невысокими окнами с сандриками-фронтонами над пристроем к дворовому фасаду

Работа И.Ф. Никонова из частной коллекции
Работа И.Ф. Никонова из частной коллекции

В своем новом доме Федор Никонов проживал с женой Ольгой Ивановной, дочерями Екатериной, Марией, Ольгой и сыном Николаем . Второй сын Иван – так же, как и другой знаменитый самарский купеческий сын Константин Головкин – торговлей не интересовался, зато мечтал о карьере художника. Но если Головкин сумел-таки совместить тягу к искусству с требованиями семьи, то Иван Никонов просто сбежал из дома и вместе с другом – будущим известным самарским фотографом и художником Владимиром Михайловым - поступил в Московское Высшее училище живописи, ваяния и зодчества. Федор Никонов, в лучших патриархальных традициях, полностью отказал сыну в финансовой поддержке, так что отпрыску купца-миллионера для оплаты учебы приходилось работать чертежником, а учеба растянулась почти на десять лет.

И.Ф. Никонов, "Старая Пермь". Картина нахоится в Екатеринбургском художественном музее
И.Ф. Никонов, "Старая Пермь". Картина нахоится в Екатеринбургском художественном музее

Работал художником в столичных журналах, иллюстрировал книги. Участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Перми и, конечно, Самаре. Приезжая на «малую родину», останавливался в семейной усадьбе на Казанской (Алексея Толстого,21) – но с проживавшими на Дворянской родителями, сестрами и братом видеться не мог! Так и не дождавшись примирения с семьей, от нужды и постоянных тревог весной 1911-го года в возрасте 35 лет скоропостижно скончался. Самарские художники Владимир Михайлов, Федор Буров и Константин Головкин организовали посмертную выставку-продажу 180 его работ, о которой «Самарская газета для всех» 8 апреля 1811-го года писала: « …трагическая судьба художника невольно вспоминается, когда стоишь перед этими картинами, - они говорят о молодом, ярком, разнообразном таланте, загубленном семейными осложнениями и выпавшей из-за них на его долю нищетой. Говорят, что сын богатой купеческой фамилии Никоновых, он должен был рисовать чертежи и рисунки для учебников зоологии, когда рука его рвалась к высокому творчеству художника…»

Мезонин "сдвинут" вглубь
Мезонин "сдвинут" вглубь

Большинство работ, приобретенных самарским коллекционером С.Н. Алашеевым, сейчас находится в Самарском художественном музее, часть – в Екатеринбургском, Пермской художественной галерее и в частных коллекциях.

Бывшая Дворянская
Бывшая Дворянская

Возвращаясь к усадьбе на Куйбышева, 89 – с 1900-го года она числилась в собственности уже другой купеческой семьи – Новокрещеновых, крупнейших самарских домовладельцев. Поскольку дочь Федора Ивановича Никонова Екатерина вышла замуж за Дмитрия Павловича Новокрещенова, можно предположить, что особняк стал ее приданым.

Ремонт особняка Никоновых. Фото из газеты "Коммуна" от 20 сентября 1925 года
Ремонт особняка Никоновых. Фото из газеты "Коммуна" от 20 сентября 1925 года

После революции национализированное здание использовалось как клуб национальных меньшинств, во время и после Гражданской войны стояло заброшенным. После проведенного в середине 1920-х ремонта в него вселился клуб «Союза земли и леса». В настоящее время бывший особняк Никоновых используется многочисленными арендаторами.

-11

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете