Найти тему

БОЖЕСТВЕННЫЙ КАРАВАДЖО


Применимо ли в принципе определение «божественный» к этому мятежному гению?

А если говорить о работе Караваджо, «Мальчик, очищающий фрукты» (1592) то это уже, кажется, и вовсе черезмерно.

Ни мистической глубины сюжета, ни завораживающей игры светотени. Даже мазки грубоваты.

И все же…

Картина была написана в первые годы жизни Караваджо в Риме. Он нуждался, иногда получая редкие и третьесортные заказы.

«Мальчика с фруктами» Караваджо написал, чтобы выжить.

На первый взгляд - перед нами обычная бытовая сцена. Юноша чистит фрукты.

Ни психологии, ни религиозного сюжета.

Но все ли так просто?

На первом плане изображены персики и сливы. Они спелые и кажутся вкусными и сочными.

Однако юноша выбрал странный зелёный некрасивый фрукт, который нужно сначала очистить от кожуры.

Очищение символизирует поиск истины, вкус которой часто горький и неприятный в отличии от сладкого вкуса заблуждений, которые могут притягивать и манить.

Белая одежда тоже не случайна. Она символизирует праведность и непорочность.

Юноша сделал выбор. Другие фрукты его больше не интересуют. Он готов идти непростым путём поиска христианской истины, выбрав путь добродетели и добровольного ухода от соблазна.

Эта картина, как и несколько других, написанных в этот период открывает дорогу глубоко религиозным и пропитанным символизмом работам Караваджо.

И уже в ней вполне раскрывается его удивительная способность - показывать глубину веры сквозь обычные моменты человеческой жизни.

Бог Караваджо больше не обитает на небесах. Он среди людей и найти его можно в окружающих нас, обычных, вещах.

А как же конфликты Караваджо с официальной Церковью о которых столько говорят биографы?

Ну что же, история нас учит тому, что внутренние противоречия, выливающиеся в такие конфликты были у многих мастеров, которые писали по настоящему глубоко духовные работы.

Евгения Кулишенко, искусствовед, гид в Риме и Ватикане.