Применимо ли в принципе определение «божественный» к этому мятежному гению?
⠀
А если говорить о работе Караваджо, «Мальчик, очищающий фрукты» (1592) то это уже, кажется, и вовсе черезмерно.
Ни мистической глубины сюжета, ни завораживающей игры светотени. Даже мазки грубоваты.
⠀
И все же…
⠀
Картина была написана в первые годы жизни Караваджо в Риме. Он нуждался, иногда получая редкие и третьесортные заказы.
⠀
«Мальчика с фруктами» Караваджо написал, чтобы выжить.
⠀
На первый взгляд - перед нами обычная бытовая сцена. Юноша чистит фрукты.
⠀
Ни психологии, ни религиозного сюжета.
⠀
Но все ли так просто?
⠀
На первом плане изображены персики и сливы. Они спелые и кажутся вкусными и сочными.
⠀
Однако юноша выбрал странный зелёный некрасивый фрукт, который нужно сначала очистить от кожуры.
⠀
Очищение символизирует поиск истины, вкус которой часто горький и неприятный в отличии от сладкого вкуса заблуждений, которые могут притягивать и манить.
⠀
Белая одежда тоже не случайна. Она символизирует праведность и непорочность.
⠀
Юноша сделал выбор. Другие фрукты его больше не интересуют. Он готов идти непростым путём поиска христианской истины, выбрав путь добродетели и добровольного ухода от соблазна.
⠀
Эта картина, как и несколько других, написанных в этот период открывает дорогу глубоко религиозным и пропитанным символизмом работам Караваджо.
⠀
И уже в ней вполне раскрывается его удивительная способность - показывать глубину веры сквозь обычные моменты человеческой жизни.
⠀
Бог Караваджо больше не обитает на небесах. Он среди людей и найти его можно в окружающих нас, обычных, вещах.
⠀
А как же конфликты Караваджо с официальной Церковью о которых столько говорят биографы?
⠀
Ну что же, история нас учит тому, что внутренние противоречия, выливающиеся в такие конфликты были у многих мастеров, которые писали по настоящему глубоко духовные работы.