Реформа РАО ЕЭС завершилась 15 лет назад. До этого вся энергетика была сосредоточена в руках государства. РАО ЕЭС являлось монополистом в этой сфере, а после распада Советского Союза оказалось «жертвой» реформы. В 1998-м акционерное общество возглавил Анатолий Чубайс, который и стал идеологом радикального реформирования отечественной энергетики.
Одной из основных идей и аргументом «за» проведение преобразований было привлечение в отрасль частных инвестиций для обновления мощностей и оборудования, которые могли бы удовлетворить растущий спрос на электроэнергию, а также сформировать конкурентный рынок. При этом инициаторы реформирования говорили, что государство на уровне финансирования того времени было не способно что-то изменить. Так, в результате реформы энергетический монополист РАО ЕЭС был разделен на отдельные компании разных направлений: генерация, передача электроэнергии и ее сбыт, большая часть из которых перешла в частные руки.
После проведения реформы нам неоднократно говорили, что результаты – налицо: частные инвестиции привлечены, оборудование обновлено, энергии выработано больше, платить люди стали чуть ли не меньше, а российская энергетика якобы буквально восстала из пепла.
Однако, как оказалось, все отчеты о развитии отрасли в результате реформы были преувеличены. «Достижения» частных инвесторов есть не что иное, как достройка и завершение заложенных ранее проектов за государственный счет. Так, например, Бурейская ГЭС, собственником которой является ПАО «РусГидро» с начала реформы получила существенный объем госинвестиций. Другой пример – тот же собственник, но уже Богучанска ГЭС. При строительстве гидроэлектростанции в 2000-х годах значительная часть средств была внесена из федерального бюджета. Еще один пример – Курская АЭС-2, собственником которой является АО «Концерн Росэнергоатом». Электростанция была включена в программу господдержки электроэнергетики. Средства должны пойти на строительство двух энергоблоков, стоимость которых еще два года назад составляла 350 млрд рублей. При этом это уже не первый случай, когда названная АЭС становится участником программы господдержки, однако окупаемость станции от предыдущего транша так и не позволила в оперативные сроки возвести два энергоблока. А это значит, что государство снова и снова будет вкладывать деньги в развитие таких электростанций. Подобных примеров можно приводить много.
Данные тенденции говорят о том, что развитие без вложения госсредств – это не развитие. Любая отрасль получает господдержку в виде субсидий. Тогда возникает логичный вопрос: зачем государству и гражданам прокладка в виде «частных инвесторов»? Это приводит только к дополнительным расходам, снижению эффективности, увеличению звеньев в цепи «производитель – потребитель», а значит, и увеличению конечной стоимости самого продукта.
Единственно верным решением в данной ситуации является объединение разрозненных предприятий энергетики и сосредоточение в руках государства, которое единолично и без посредников способно обеспечить развитие отрасли. Это, в свою очередь, означает, что проводимая на протяжении 10 лет реформа оказалась бесполезной. Она была направлена лишь на подключение к энергокомплексу страны третьих лиц, которые решили нажиться на экономически выгодной отрасли.