Две лучших работы на тему агрессии, на мой взгляд - "Агрессия или так называемое зло" Конрада Лоренца и "Эго, голод и агрессия" Фредерика Перлза. Лоренц делает упор на исследование агрессивного поведения в мире животных, Перлз рассматривает человека. Вместе они дают понимание того, что агрессия и у животных, и у людей - это защитное поведение, демонстрируемое в случаях, когда другие возможности спасения жизни и защиты ресурсов - уже исчерпаны.
В гуманистическом подходе к коррекции поведенческих проблем у собак, агрессию, связанную с нарушенным базовым чувством безопасности (агрессивные проявления могут принимать крайние формы, если животное почувствует себя загнанным в безвыходную ситуацию) отделяют от агрессии, возникающей в ответ на нарушенные потребности других уровней (например, потребность в эксклюзивном праве на территорию). В других подходах встречалось более детальное дробление агрессии на типы - защитная, доминантная (?), родительская, игровая, перенаправленная, межвидовая и, как уж без неë - идиопатическая (немотивированная).
Можно ли игровое рычание назвать агрессией? Для агрессии, с точки зрения Нобелевского лауреата Лоренца, необходима злость. Получается, что если собака начала злиться в игре, то это попытка отстоять ценный ресурс, сопровождаемая значительно выросшим нервным возбуждением. С точки зрения собаки это и не игра уже вовсе. Чтобы отделить игровое рычание от рычания злости, нужно научиться видеть признаки развивающего стресса, переходящего в злость - прижатые уши, растянутые губы, "китовый глаз", сменяющийся "жëстким" прямым взглядом, изменение работы хвоста, смену тональности рычания, демонстрацию передних зубов с обнажением дëсен.
Немотивированная агрессия - скорее обобщенное определение для ситуаций, когда мотив у собаки есть, но люди его не увидели, не поняли. Бывают, конечно, случаи, когда собака "кукушечкой поехала" и в моменте мотива как бы и нет. Но причина - есть. Например, сильное истощение психики.
А перенесённую агрессию собака реализует, когда у неë нет возможности адресовать своë раздражение тому, что его вызвало. Например, разозлила машина, но уехала. Или любимый хозяин причиняет физический дискомфорт, либо ведёт себя непредсказуемо, но собака ещё в адеквате и не может помыслить выплеснуть раздражение на него. Зато рядом есть существо или предмет, которому и достаются зубы. К перенесённой агрессии можно отнести аутоагрессию - объектом переноса собака делает саму себя, грызёт свои лапы, выдирает на себе шерсть и так далее. Аутоагрессия - очень тяжёлое состояние психики, требует серьёзной поведенческой коррекции и часто - медикаментозной терапии.
Предполагаю, что с перенесённой агрессией мы столкнулись, когда Арья "внезапно" напала на Жулю. Адекватная прежде собака, в состоянии неблагополучного развития ложной щенности, "выбрала" объектом другую собаку, с которой выросла, играла, отдыхала.
В подходе, который я разделяю, агрессия, связанная с безопасностью, выделяется отдельно, а остальные виды объединяются в одну группу потому, что многие подходы к коррекции, в случае страха собаки за свою жизнь - не работают, или работают не правильно. Рассмотрим одну из самых частых жалоб хозяев - агрессивное поведение собаки в адрес других собак.
Иногда жалоба звучит не как жалоба, а как повод для гордости: "моя собака от всех меня охраняет! " Не хотелось бы разочаровать, но придëтся. "Охраняет" - это когда собака обучена, умеет обнаруживать реальную угрозу и/или "включать охранника" по команде, без угрожающих ситуаций ведёт себя спокойно, расслабленно. А если пëс не может спокойно пропустить мимо ни одну мелкую моську, выходит из себя и рвётся с поводка - он не хозяев защищает, а себя. Потому что ему страшно, а не потому, что есть угроза для хозяина.
Если собаку, видящую в других собаках угрозу своему существованию, насильно заставлять находиться среди других собак, у неë формируется дистресс (стресс, к которому собака не может адаптироваться), а при регулярном повторении "упражнения" - кумулятивный (накопительный) стресс, который рано или поздно приводит либо к нервному срыву, либо к развитию невротических состояний, либо выливается в психосоматику, приводящую к развитию болезней. Нервный срыв, когда собака "внезапно" превращается в "порождение ада" - выглядит ужасно. Он наиболее неблагоприятен для окружающих (непредсказуем, может привести к тяжёлым последствиям) , но является довольно щадящим вариантом разрядки накопленного напряжения высокого уровня для самой собаки, поскольку после эпизода агрессии собака избавляется от нервно-психической перегрузки без дальнейших последствий Но, если хозяин не сделает выводов из однократного эпизода, не поменяет условия жизни собаки - агрессия может повториться, когда раскрутится новый виток кумулятивного стресса.
Уточню (для тех, кто любые предложения увидеть помочь собаке рассматривает как уступку лидерства): "поменять условия жизни" - это не "в жопку дуть". Гиперопека не помогает собаке стать сильнее и увереннее, лучше справляться со своими страхами. Скорее наоборот.
Предсказуемость хозяина, ритуализация возбуждающих и пугающих моментов, спокойное место для отдыха, где собаку никто не будет беспокоить, достаточность сна (во сне психика восстанавливается), уверенность в том, что еда будет и еë будет достаточно, возможность пробовать новое, когда не страшно и ровно в пределах возможностей собаки, тренировки, требующие концентрации внимания, создание у собаки убеждения, что в случае реально и серьёзной опасности хозяин придëт на помощь - это базовые принципы начала работы с агрессией. Приведение психики в нормальное состояние - первоочередная задача. И только потом - постепенное преодоление убеждённости собаки в безоговорочной опасности соплеменников.
Чем плоха жëсткая амуниция, для проработки агрессии на других собак? Собака может связать боль с присутствием других собак. Избегая дискомфорта - будет вести себя смирно, но это не отменяет накопления возбуждения в нервной системе. Бояться собак она не перестала, просто петля или шипы на шее - ещё бОльшая угроза. Однажды хозяин решит, что теперь собака - паинька, готова общаться с себе подобными без строгача или удавки. Не чувствуя боли, пёс, с высокой степенью вероятности, однажды (непредсказуемо!) наконец-то реализует свои соображения по части "вредоносности" соседского йорка и сделает это максимально радикально.
Ещё хочу внести ясность в терминологию. Агрессия - это поведение, направленное на устранение объекта или увеличение дистанции с ним. Злость - эмоция, вызванная дискомфортом. Дискомфорт порождает эмоцию, эмоция создаëт возбуждение, возбуждение находит выход в поведении.
В норме, при возникновении дискомфортной ситуации, собака проходит несколько этапов попытки урегулировать ситуацию. Злость возникает, когда они оказываются безуспешными. Запрещая собаке рычать, люди лишают еë возможности демонстрировать проявление злости, когда собака ещё способна держать себя "в лапах" и надеется избежать драки. На очень наглядной и широко распространённой картинке, рычание находится уже достаточно высоко. Если до него дошло, значит все предыдущие этапы хозяин упустил. В защиту хозяев скажу, что движение по этой лестнице происходит быстро, а для отслеживания "ступенек" нужен опыт и наблюдательность. Кроме того, собаки с агрессивной оборонительной реакцией и быстрой возбудимостью, способны перескочить через несколько ступенек "оранжевой" зоны, особенно если их возможности ограничены поводком.
Применение ЭШО, для коррекции агрессии, на мой взгляд - преступление. В том числе и по той причине, что связать разряды тока собака может с чем угодно, в том числе и с пугающими объектами. Собачьи ассоциации далеко не всегда формируются по человеческой логике. Усилить с ЭШО страх и закрепить агрессию - дело плëвое. Впрочем, само устройство заслуживает отдельного разговора.