Двадцать пять лет назад, 11 апреля 1998 года, на канале «Наше кино» первого российского спутникового оператора «НТВ-Плюс» состоялась премьера фильма «Шизофрения». Фильм датируется 1997 годом, но до показа по «НТВ-Плюс» не был в общедоступном прокате.
Звёздный коллектив
Политический детектив с элементами теории заговора отлично вписался в тогдашние тренды российского кино. Шикарные интерьеры, личные бассейны, дорогие иномарки и лимузины ЗИЛ, смокинги, заговоры, тайны и погони... И конечно, обнажённая женская грудь, без неё комплект «красивой жизни» был бы неполон.
Актёрский ансамбль включает множество звёзд: Александр Абдулов, Кирилл Лавров, Александр Збруев, Армен Джигарханян, Леонид Броневой, Борис Клюев и другие хорошо знакомые зрителям исполнители. В эпизодической роли снялся комик Юрий Гальцев. Александр Абдулов выступил в качестве соавтора сценария, а также вместе с режиссёром Сергеевым был исполнительным продюсером.
Поставил фильм Виктор Сергеев. На тот момент он был на пике своей карьеры: в 1997 году, когда состоялись премьеры «Шизофрении» на фестивалях, его назначили директором Ленфильма. К этому времени он уже поставил шесть фильмов. Виктор Анатольевич начал свою карьеру режиссёра в качестве сопостановщика мини-сериала «Жизнь Берлиоза» (Франция, Канада, СССР, Швейцария, Бельгия и Венгрия,1983). Это не тот Берлиоз, которому трамвай отрезал голову, а реальный французский композитор и дирижёр Луи-Эктор Берлиоз, довольно много гастролировавший в России.
Славу Сергееву принесли мрачноватая криминальная драма «Палач» (1990) с философским подтекстом, и эффектный детектив с элементами комедии «Гений» (1991), в котором главную роль сыграл Александр Абдулов, а его партнёрами стали другие звёзды советского кино: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Проханов, Валентина Талызина и другие известные актёры.
История одного убийцы
«Шизофрения» рассказывает о жизни талантливого снайпера Ивана Голубчика. Выросший в детдоме потомственный сибирский охотник (бил белку в глаз) сумел поступить в МГУ на журфак, там участвовал в соревнованиях по стрельбе, и обратил на себя внимание КГБ, но сотрудничать с Комитетом отказался.
Во время службы в армии он случайно застрелил на охоте пьяного генерала, за что ему дали максимальный срок — 15 лет. От пережитого стресса Иван потерял дар речи и получил кличку Немой.
Можно предположить, что после этого ему поставили диагноз «шизофрения», который и дал название фильму. В самом фильме шизофрения не упоминается ни разу. Вообще-то симптомы этой болезни иные, и достаточно точные. Но, видимо, слово красивое, и поэтому его выбрали для названия.
После восьми лет заключения Немому предлагают стать исполнителем негласных приговоров, попросту говоря — секретным убийцей российских спецслужб. Выбора у него фактически нет: или свобода и работа по приказам, или смерть в лагере.
Голубчик пытается и сохранить жизнь, и всё-таки не переступать порог морали, но ему трудно это сделать: система хочет использовать ценный кадр.
Не буду пересказывать содержание полностью: фильм длинноват (2 часа 27 минут), и по нынешним меркам, прямо скажем, нудноват, но всё же интересен. Стоит его посмотреть и как памятник эпохи, и просто чтобы порадоваться хорошей актёрской игре. Он сейчас доступен в Интернете, в том числе и бесплатно.
К теме этого канала относится трагический финал, в котором гибнет Ил-86. Голубчику, поневоле узнавшему тайны высокопоставленных персон, приходится скрываться. Иван случайно знакомится с девушкой Дашей (единственная роль Дарьи Каболовой), и узнаёт в ней дочь авторитета, с которым он сидел и который просил найти Дашу. Довольно откровенный «рояль в кустах», конечно.
Даша работает бортпроводницей на международных рейсах (рояль из кустов просто сияет свежим лаком и отлично настроен).
Она, рассовывая сотрудникам аэропорта пачки долларов (молодые стюардессы международных линий они же богатые, кто об этом не знает?), помогает Голубчику попасть на борт самолёта, вылетающего в Париж, на котором она входит в экипаж.
Всё идёт по плану до того момента, как уже на исполнительном старте самолёт блокируют грузовики, автомобили милиции и чёрная «Волга». По предложению Даши Иван в салоне самолёта даёт пресс-конференцию оказавшейся на борту группе французским журналистам, в ходе которой разглашает известную ему информацию. Даша, кстати, неплохо говорит по-французски (естественно!). Вроде как удерживать носителя секретов уже нет смысла, и самолёт выпускают в рейс, однако те, кто хотел сохранить тайны, находят способ это сделать: взрывают Ил-86 сразу после взлёта.
Зачем взорвали — понятно только экс-светским гражданам, неизбалованным благами новых технологий. К тому времени в Санкт-Петербурге уже работала сотовая сеть: ещё 9 сентября 1991 мэр Анатолий Собчак совершил первый звонок по мобильному телефон первого в России оператора сотовой связи «Дельта Телеком». Так что в теории журналисты вполне могли рассказать хотя бы основные факты своим издателям и коллегам за рубежом по телефону (да, это стоило бы очень дорого, но технически было вполне возможно), или отправить их в виде сообщений. Или сценаристы подумали, что раз на борту нельзя пользоваться сотовыми телефонами, то пассажиры про них забыли? Интересно, что при первом просмотре фильма у меня этого вопроса не возникло: я смог позволить себе сотовый телефон только осенью 1998 года и то благодаря распродаже в «Московской сотовой сети». У себя в редакции я был третьим или четвёртым человеком с мобильником. Первым был главный редактор, у которого сотовый был служебным.
Фильм получил призы за главную мужскую роль на кинофестивале «Виват, кино!» в Санкт-Петербурге, за режиссуру на фестивале «Новое кино России» в Екатеринбурге и Золотую медаль на XI фестивале русского кино в Триесте.
Три исполнителя одной роли
Несколько зловещую славу фильм «Шизофрения» получил 27 июля 2002 года, когда вскоре после взлёта из аэропорта Шереметьево потерпел катастрофу Ил-86. В ней погибли 14 человек из находившихся на бору 16. Это была единственная катастрофа (к таковым в России относят авиапроисшествия, повлёкшие гибель людей) Ил-86. Рейс был перегоночным, без пассажиров.
Самолёт принадлежал Пулковскому авиапредприятию, и именно этот борт с номером RA-86060 был «взорван» на взлёте в финальных кадрах фильма. Мистическое совпадение заставляет вспомнить суеверных актёров, которые не любят играть умерших. Как показывает статистика, это не более чем совпадения, но вера не нуждается в фактах.
Роль вылетающего из Пулково-2 в Париж Ил-86 сыграли, как минимум два самолёта. Взлётел и «взорвался» уже упомянутый RA-86060. А в сцене блокировки на полосе снимали в основном RA-86061, который в реальности летал до ноября 2005 года, и был списан в августе 2007-го.
В переговорах экипажа с диспетчерами называют бортовой номер «86070». RA-86070 летал в авиапредприятии «Пулково», а затем в ГТК «Россия», которая поглотила «Пулково» в 2006 году. Списали RA-86070 в 2009-м, так что он отлетал без малого 25 лет — это как раз назначенный ресурс для Ил-86.
Какие самолёты снимали внутри и в сцене, где Даша договаривается с техником, неизвестно.
Есть кадры из кабины пилотов (2:12), на нижней палубе, где пассажиры проводили немного времени: заходили, оставляли багаж и поднимались на основную палубу. Можно посмотреть, как выглядит трап в сложенном состоянии (2:13).
Показаны и передний (2:14) и задний (2:18) салоны Ил-86. Буквы на табличках указывают, какие места доступны из прохода — для правого прохода это Д и Е в центральном блоке и Ж, З и И справа по борту.
Авторы фильма довольно внимательно отнеслись к деталям. В 1995 году, когда снимали этот фильм (в кадре на 1:01 есть газета с датой) рейс из Пулково в Париж действительно отправлялся в 8:55. Он имел номер с кодом «Аэрофлота» SU 643: в то время проще было дать петербургской авиакомпании возможность летать под флагом «Аэрофлота», чем переоформлять межправительственные соглашения. И, как и упоминает героиня фильма, этот рейс выполнялся «на восемьдесят шестой машине» только по субботам и воскресеньям. По вторникам и четвергам этот же рейс с вылетом в 9:50 выполнял Ту-154, а в пятницу в 9:35 в Париж вылетал Ту-134.
Меценаты
Фильм был профинансирован АО «Стабильная линия». Оно существует и сейчас, занимается инвестициями в строительство гостиниц и управлением сетью небольших отелей. С помощью этой компании были сняты четыре фильма: «Шизофрения», «Анжело», «Бременский музыканты & Co» и «Рождественская мистерия». В трёх из них снимался Александр Абдулов, а «Бременские музыканты & Co» стал его режиссёрским дебютом.
Не только Ил-86
В фильме можно увидеть и другие самолёты и вертолёты: мелькают Ан-2 и Ми-2 (0:11, 1:37), а вот Ми-8 показывают (1:07) в полёте, при посадке и даже в салоне. Судя по доступным источникам, в пассажирской версии этого вертолёта стояли кресла, аналогичные Ан-24.
Личный опыт
На Ил-86 мне довелось полетать немного, и преимущественно за рубеж. На международных рейсах чемоданы пассажиров возили в багажных отсеках, так что концепцию «багаж при себе» я на себе не прочувствовал. Да и встроенными трапами приходилось пользоваться редко: и в Шереметьево, и, например, в Париже посадка и высадка была через телетрап.
Некоторое недоумение вызвало отсутствие полок для ручной клади над центральным блоком кресел, но боковые полки были достаточно вместительными. Индивидуальные вентиляторы, встроенные в спинку впередистоящего кресла ни к чему не подключены, и просто создают направленный ветерок. В спинки кресел встроены и отсеки с кислородными масками, пользоваться которыми мне, к счастью, не приходилось.
В самолётах «Аэрофлота» для международных линий в передней части был салон первого класса: десять двухместных блоков кресел, всего 20 мест. В этом фильме пулковский Ил-86 имеет стандартный салон.
Бизнес-класс у «Аэрофлота» появился в 1988 году, и как и у зарубежных конкурентов в то время, пассажиров «Делового класса» (именно так он назывался в СССР, и в рекламе на немецком и французском также был перевод; кстати, французы тоже переводили название класса, и у «Эр Франс« это был Classe d'affaires ) сажали в стандартные кресла эконома — под это был отведена оставшаяся часть переднего салона, в ней было 60 мест.
Но обслуживание было приближено к первому: тканевые салфетки, в том числе в качестве скатерти, металлические приборы и прочие приятные мелочи.
По количеству еды бизнес-класс (и, полагаю, первый, хотя в нём я не летал) тогда не очень отличался от эконома. Но только потому, что «Аэрофлот» и его конкуренты на международных рейсах в те годы ещё придерживались традиций и были довольно щедры и в экономе тоже. Те рационы отличаются от того, что теперь подают в бизнес-классе, только посудой и сервировкой.
Насколько помню, заметное классовое различие сервиса было в нормировании алкоголя: в бизнес-классе предлагали аперитив и дижестив, и вино без ограничений. В экономе было только вино в бутылочках 0,187 мл, и вторую «четвертинку» уже не предлагали, а выдавали по просьбе.
В какой-то момент-то в бизнес-классе стали рассаживать пассажиров уже по двое в трёхместный блок. Хотя на европейских рейсах этот салон и так не заполнялся (буду рад ошибаться), А в начале XXI века число мест первого класса сократили до 10.
Ил-86 было построено 102 экземпляра (плюс четыре воздушных командных пункта Ил-80). Три самолёта в 1991 и 1993 году были поставлены в Китай, в 2003 году вернулись в Россию. У нас этот тип эксплуатировался с 26 декабря 1980 года до января 2011-го, то есть 30 лет и один месяц.
Таймкоды указаны по наиболее полной версии фильма, выложенной пользователем «Классика жанра» на Youtube.com
https://www.youtube.com/watch?v=MLTYHIr9wJA
#ил-86 #ми-8 #ленфильм #шизофренияфильм