Смахнул давеча пыль с фантастической трилогии Буркина-Лукьяненко «Остров Русь» и обомлел: как ЭТО могло вообще когда-то нравиться?! А ведь в конце 90-х читал запоем, переживал за героев и даже похохатывал над непритязательным авторским юморком. Что был мал и глуп – не оправдание. Меж тем именно то первое подростковое восприятие удерживает готовое опрокинуться ведро критики, а в голове звучат дурацкие присказки боянов:
А хотите я спою вам про Ивана-дурака,
Про Ивана, чей папанька ой да Чёрная Рука?..
В общем, держим курс на «Остров Русь» – в благословенный край науки и волшебства, сказочных богатырей, бездорожья и бананов.
Пародийный жанр невероятно сложен: он обнажает нутро автора, в равной степени показывает его интеллект, образованность и моральные принципы. Громче и злее всего мы смеёмся над тем, чего боимся и что нас больше всего тревожит. Насытьте свою юмореску шутками ниже пояса, и очень может статься, что завтра ни один уважающий себя читатель не подаст вам руки. Перебарщивать никак нельзя, а хочется ведь посмешнее! Но Сергей Лукьяненко и Юрий Буркин усложнили себе задачу ещё больше, решив писать в соавторстве. Как хотите, но смеяться над плодом их творческого союза кажется... неправильным.
Итак, юмористическая (да простит читатель это слово) трилогия состоит из повестей «Сегодня, мама!», «Остров Русь» и «Иван, царевич, король, королевич», объединённых рядом общих персонажей. Главные герои первой части – школьники Костя и Стас. Чувствуется, что Лукьяненко сыграл здесь первую скрипку, тон повествования во многом схож с его «Рыцарями с сорока островов» и повестью «Мальчик и Тьма», разве что пафоса поменьше. Но дети продолжают вести себя так, как в воображении взрослого человека, позабывшего (а, возможно, и старательно изгнавшего из памяти не очень лестные для себя воспоминания) детские годы, они и должны себя вести. Ребятишки умны, предприимчивы, отважны и великодушны, и во многом оказываются гораздо прозорливее и полезнее взрослых. Из картины идеального детства слегка выбивается периодическое накачивание малолетнего Стаса алкоголем – похоже, что в роду кого-то из писателей бытовала хорошо знакомая история в духе: «будучи мальцом, я перепутал стакан воды с водкой и выпил залпом – ни в одном глазу!» Фантастический жанр обязывает!
Сюжет тоже нельзя назвать сильной стороной. Заезды в будущее-прошлое на машине времени с периодическими отклонениями в космическое пространство любителям фантастики основательно приелись. В первой повести порадовала разве что раса сфинксов – разумных кошачьих, созданных людьми для колонизации Венеры. Думаю, кошатники от книги просто в восторге.
А вот где писатели оторвались по полной, проявив максимальную креативность, так это во «внедрении» в повесть реальных людей. К примеру, генерал-сержант Кубатай – не слишком-то и законспирированный редактор журнала «Миры» Алан Кубатиев. Повар Бормотан – Борис Натанович Стругацкий. Измалай – писатель Андрей Измайлов. Буркин и Лукьяненко впихнули в сюжет десятки знакомых литераторов, критиков, друзей и недругов. Что это дало истории? Ровным счётом ничего. (Хотя, возможно, такое количество упомянутых на страницах далеко не последних в литературном сообществе людей способствовало выдвижению книги на различные премии).
В общем, перенос живых людей на книжные страницы в последующих частях был продолжен. Более того, появились строго отрицательные персонажи, как, например, Кащей, «списанный» с одного литературного критика. Но похоже, что список общих знакомых писателей уже иссякал, и «Остров Русь» заселили былинные и сказочные персонажи.
И вот здесь писатели явно перегнули палку, подставив трёх былинных богатырей на роли трёх мушкетёров. Д'Артаньяна же заменил Иван-дурак. Образовавшегося хаоса творцам показалось мало, и они ещё разок «удачно» пошутили, сделав Ивана-дурака негром. И периодически шутили по поводу того, что печная сажа так крепко въелась в кожу – вовек не отмыть! Чувствуете, чем пахнет? Излюбленным же кушаньем богатырей стали бананы. Ну а сам остров Русь – Мадагаскар будущего. Когда супруга ради любопытства прочитала несколько страниц, то ничего не сказала. Просто покрутила пальцем у виска.
А вот повесть «Иван, царевич, король, королевич» оказалось гораздо лучше. Написана с претензией на фэнтезийный детектив, и Шерлок Холмс вкупе с Ватсоном – тому свидетели. А также – одни из ключевых персонажей. Видно, что авторы знакомы с творчеством Дойла и периодически этим бравируют: раз десять тыкнули, что Холмс кокаиновый наркоман. Но если не обращать внимание на такие мелочи (даже, выражусь, «мелочности»), то повесть вполне удобоварима. Даже пара шуток (расистских, естественно) пришлась к месту: «Третьим шёл негр. Вид его немедленно напомнил мне о тяжком бремени белого человека – ибо негр был из тех, кто явно нуждаются в дрессировке». Это, если кто не понял, описание Ивана-дурака пером Ватсона, знакомого с трудами Марка Твена... Опять какая-то каша!
Словом, чего только не печатали в лихие 90-е. Ну ладно бы авторы сочинили что-то там для внутреннего пользования и потешались после за кружкой пива в кругу друзей. Но издавать ЭТО многотысячным тиражом?.. И мы ведь покупали. И читали. Для полноты картины добавьте огромное количество сленговых слов и выражений тех лет. Возможно, некогда оно и было «прикольным», но сейчас так не говорят. От этого трилогия выглядит ещё беспомощней.
Поражает другое: как у одних и тех же авторов подчас выходят такие разновесные вещи? Сергей Лукьяненко, к примеру, мне всегда нравился за романы «Звёзды – холодные игрушки» и «Звёздная Тень». Сегодня, конечно, понимаю, что эти произведения вторичны и являются, по сути, кривой калькой с книги Сергея Снегова «Люди как боги». Но ведь увлекательное чтиво! Чего не скажешь про «Остров Русь». Остаётся только предположить, что Лукьяненко и Буркин просто «прикалывались».
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#фантастика
#остров русь
#богатыри
#волшебство
#сергей лукьяненко
#юрий буркин
#трилогия
#иван-дурак
#пародия