Найти в Дзене

Что почитать из отечественной фантастики? Лучшие миры Сергея Лукьяненко

Вот честно, не так много современных российских писателей-фантастов, чьи произведения читаешь с настоящим удовольствием. И Сергей Лукьяненко – один из них. Книги мастера не просто интересны, они завораживают, кажется, что автор нашёл идеальный баланс между сюжетом, слогом и мыслью. Каждое произведение автора в равной степени развлекает, доставляет эстетическое наслаждение и, в конце концов, заставляет задуматься. Причём книги надо именно читать, а не, к примеру, смотреть экранизации. «Ночной Дозор» Бекмамбетова при всех его плюсах – это вовсе не «Дозор» Лукьяненко, а Константин Хабенский и по прошествии стольких лет лично у меня никак не ассоциируется с Антоном Городецким. Словом, сегодня предлагаю вашему вниманию, дорогие друзья, небольшую подборку романов и повестей Сергея Лукьяненко. Мечи и волшебство, бластеры и звездолёты, галактические империи и совсем крохотные миры с населением в несколько десятков человек… Всё это, признаюсь, читал довольно давно, но если где ошибусь, то вдумч

Вот честно, не так много современных российских писателей-фантастов, чьи произведения читаешь с настоящим удовольствием. И Сергей Лукьяненко – один из них. Книги мастера не просто интересны, они завораживают, кажется, что автор нашёл идеальный баланс между сюжетом, слогом и мыслью. Каждое произведение автора в равной степени развлекает, доставляет эстетическое наслаждение и, в конце концов, заставляет задуматься.

Причём книги надо именно читать, а не, к примеру, смотреть экранизации. «Ночной Дозор» Бекмамбетова при всех его плюсах – это вовсе не «Дозор» Лукьяненко, а Константин Хабенский и по прошествии стольких лет лично у меня никак не ассоциируется с Антоном Городецким.

Словом, сегодня предлагаю вашему вниманию, дорогие друзья, небольшую подборку романов и повестей Сергея Лукьяненко. Мечи и волшебство, бластеры и звездолёты, галактические империи и совсем крохотные миры с населением в несколько десятков человек… Всё это, признаюсь, читал довольно давно, но если где ошибусь, то вдумчивый книгочей обязательно поправит.

Путешествие по мирам Лукьяненко начинается. Иллюстрация к повести "Рыцари сорока островов". Художник Владимир Бондарь.
Путешествие по мирам Лукьяненко начинается. Иллюстрация к повести "Рыцари сорока островов". Художник Владимир Бондарь.

И начну с самой любимой дилогии, состоящей из романов «Звёзды – холодные игрушки» и «Звёздная Тень». Кстати, в своё время они выпускались под одной обложкой с общим названием «Джамп», и в домашней библиотеке есть и такая книга, но всё же как-то роднее издание серии «Звёздный лабиринт».

Где место человека в космосе?
Где место человека в космосе?

Дилогия написана в духе классической фантастики. Причём настолько классической и с такими явными отсылками к творчеству тех же братьев Стругацких, то сперва становится не по себе. А потом понимаешь, что иначе и быть не могло, ведь человеческое общество развивается по одним и тем же законам. И если гуманоидная раса построила коммунизм планетарного масштаба, то следующим шагом, вероятно, станет стремление «облагодетельствовать» соседей. А там и до института прогрессорства недалеко. «Звёзды – холодные игрушки» - это ностальгия в чистом виде, это сладкая боль по утраченному и трезвый взгляд на реальные возможности человечества в космосе.

А возможности эти невелики. Земляне отстают от пришельцев в развитии, и единственная их польза для представителей Сильных рас – способность выдерживать межзвёздный прыжок «джамп». Вот и мотаются люди от одной системы к другой в качестве космических извозчиков. Как говорится, «и в зной, и в снег, и в дождь, и в стужу» землянин доставит почту в срок. Ясен пень, что подобная роль для хомо (и не какого-то там, а сапиенса) весьма унизительна, конфликт назревает, и скоро космическая скороварка взорвётся. Успеет ли человечество обзавестись союзниками или хотя бы найти надёжную крышу? И уцелеет ли при этом Земля?

Сергей Лукьяненко дал полную свободу своему воображению и населил космос пришельцами всех мастей и размеров. Воинственные богомолы и разумные черви, броненосцы-математики и мыши с манией величия – лишь малая часть диковинных созданий, сцепившихся в борьбе за превосходство. Масштабно, динамично, но при этом у главных героев дилогии остаётся масса времени на самокритику и самоанализ – в этом мастеру не откажешь.

Классический "попаданец" оказался философом.
Классический "попаданец" оказался философом.

Трилогия «Лорд с планеты Земля», включающая повести «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море», не менее любопытна. Всё начиналось как обычная история об очередном «попаданце» - русском парне Сергее, который, согласно канонам, «в огне не горит, в воде не тонет». Кому как не ему быть втянутым в межзвёздный заговор и спасать самую настоящую космическую принцессу?!

Меж тем вещь получилась необыкновенная. По мере продвижения сюжет (банальный и затасканный, в общем-то) всё больше обрастает «сочными подробностями» и обволакивает истинно лукьяниновским шармом. А потом читателя ждут целые страницы рассуждений о красоте, свободе, чести, верности долгу… В проходном, на первый взгляд, фантастическом боевике автор умудрился поднять массу философских проблем. Вот, к примеру, цитата из «Стеклянного моря», и таких моментов – масса: «Переспорь – авторов Библии и Корана, «Горячего снега» и «Трех мушкетеров», Шекспира и Пушкина. Найди слова сильнее. Найди краски ярче. Докажи – они не воспевали войну, они примиряли с ней человеческий разум. Ведь человек рожден не для смерти – своей и чужой. Я верю в это – тем, что еще способно во мне верить…»

Постой, Икар! Иллюстрация к повести "Мальчик и Тьма". Художник Владимир Бондарь.
Постой, Икар! Иллюстрация к повести "Мальчик и Тьма". Художник Владимир Бондарь.

Ну а завершу свой короткий рассказ сразу двумя произведениями. Повести «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и Тьма» почему-то принято называть детской фантастикой. Наверное, по той причине, что главные действующие лица книг – подростки. Однако все эти, с позволения сказать, ребятишки Сергея Лукьяненко дадут сто очков форы любому взрослому. Они проявляют настоящие чудеса отваги, взаимовыручки, смекалки… Все чувства в таком молодом коллективе горят ярче, а чёрное и белое не смешивается с серой краской повседневности. Хотите контрастного героического фэнтези? Тогда вам сюда.

Антон АГЕЕВ.

Иллюстрации из открытых источников и архива автора.

#книгочей

#сергей лукьяненко

#лучшие книги

#фантастика

#русская фантастика

#попаданцы

#философия

#серии книг

#космос

#пришельцы