Для модернизации российской экономики необходимо не менее $200 млрд в год. Об этом заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на круглом столе "Итоги приватизации и стратегия развития России". В тоже время он высказал мнение, что такие инвестиции потребуют новаторских методов, масштабного привлечения капитала, а также его освоения. (Для реанимации российской экономики нужно $200 млрд в год. - РИА "Новости", 17.04.04).
Именно такого порядка гигантские суммы, просчитанные «главным счетчиком» страны, которые не могут быть добыты никакими известными экономическими методами, предлагает - на основе имеющихся у НТЦ «Взлет» транспортных технологий –изложенная ниже стратегия опережающего развития России, которая вполне отвечает принципиальному требованию президента РФ о “более амбициозных” задачах при разработке экономических планов российского правительства.
Распад СССР убедительно доказал историческую несостоятельность государственной (плановой) экономики, поэтому после краха социализма Россия вышла к демократическим преобразованиям с разрушенным народным хозяйством. Прошедшие годы показали, что все усилия политических сил и посткоммунистических правительств по возрождению экономики и поднятию жизненного уровня народа не дают осязаемых результатов.
Изначально экономика - это средство ведения домашнего хозяйства: домохозяйка, имея определенные семейные ресурсы, постоянно решает задачу их оптимального использования. В этом смысле В.И. Ленин был прав, говоря, что “каждая кухарка может управлять государством”. И хотя для управления государственной экономикой требуются особые методы, суть остается той же: оптимальное распределение имеющихся ресурсов.
Иными словами, экономическая наука - это инструмент для разумного ведения хозяйства. Она, как и математика, по образному выражению академика В.М. Глушкова, - “это мельница, в которую, что засыплешь, то и получишь”. В этом свете кажутся странными, если не сказать смешными, потуги наших государственных мужей получить в российской экономике что-то фактически из ничего.
Имеет ли страна систему хозяйственных предпосылок, от которой, как от печки начинаются экономические танцы? Известно, что экономически мы – сырьевая держава, поскольку основным фактором роста ВВП в России является экспорт нефти, который по большей части и наполняет государственный бюджет. При этом большинство других полезных ископаемых не представляются привлекательными для остального мира, в виду сложности их добычи и транспортировки.
С другой стороны, по опубликованным данным, износ оборудования на предприятиях России составляет 70%, а доля нефтепроводов со сроком эксплуатации свыше тридцати лет превышает 50%, то есть тысячи километров труб имеют потерю металла более половины от толщины их стенки. Объем внешнего долга России - около 150 млрд долларов, что с процентами почти в два раза превышает ее государственный бюджет. Поэтому более трети россиян живет за чертой бедности, а по совокупному качеству жизни, суммирующему доходы населения, здравоохранение, образование и продолжительность жизни Россия занимает 54-е место после Белиза и Малайзии. Сами же “россияне по своим доходам находятся на 99-м месте в мире, … (поскольку) … Россия занимает 99-е место по объему ВВП на душу населения. Об этом говорится в докладе Всемирного банка "Индикаторы мирового развития". … ВВП нашей страны (данные за 2002 год, - И.К.) в пересчете на душу населения составляет $2130, … аналогичный среднемировой показатель равняется $5120”. (Известия. ру, 23.04.04).
К этому необходимо добавить северный континентальный климат, ставящий Россию в неравное положение с Европой и Америкой; «зону рискованного земледелия», к которой относится практически вся обрабатываемая территория; население, ежегодно уменьшающееся на 1.000.000 человек; равнодушие людей, отученныхпроявлять деловую инициативу и хорошо работать; сквозную коррупцию и неоплаченных бюджетников; голодную армию; нищую интеллигенцию; заброшенных пенсионеров; всплеск преступности; вывоз капитала из страны и многое, многое другое, расползающееся как “тришкин кафтан”, чтобы убедиться, что амбиции России не соответствуют ее роли в мировой экономике.
Стоит поэтому прислушаться к мнению аналитиков Международного Валютного Фонда, которые “редко попадают пальцем в небо”. МВФ обнародовал мировой прогноз на 2004-2005 годы, из которого следует, что “никакого удвоения ВВП в России не будет. … Его рост … (в Америке) … составит 4,6% в 2004 и 3,9% в 2005 году, что является превосходным результатом для современной развитой экономики. … Китай, удовлетворяя растущие импортные аппетиты янки и свой безразмерный внутренний спрос, снова сможет … вырасти на феноменальные 8,5% в год. … Богатства зоны евро приумножатся от силы на 1,7%. … России … Фонд прочит ровно 6% роста в этом и 5,3% в будущем году - немного больше, чем Белоруссии, но несколько меньше, чем Казахстану. … Российские аналитики чуть-чуть оптимистичнее и говорят о 6,5% в этом году. Это неплохо, но недостаточно для удвоения ВВП за десять лет, особенно если учесть возможное снижение цен на нефть”. (Правда.ру, 24.04.04).
Пример Венесуэлы, одной из главных нефтедобывающих стран - членов ОПЕК, показывает, что политические решения ее руководства учитывают, как этот мировой фактор, так и быстро сходящие на-нет запасы. “Рост ВВП Венесуэлы по итогам I квартала 2004 г. превысил 10% … Экономический подъем связан, в первую очередь, с ростом производства в сфере машиностроения, промышленного и гражданского строительства, а также с увеличением продаж автомобилей. Представитель ЦБ Венесуэлы отметил, что при благоприятных условиях рост ВВП по итогам 2004 г. может составить 18%”. (Утро.ру, 26.04.04).
Как и у этой «бананово-нефтяной республики» “цель ... (экономической программы президента, - И.К.) ... - добиться устойчивого роста ВВП на уровне 8-10% в год. ... В этом случае Россия лет через десять сможет догнать такую страну, как Бразилия”. (“Комсомольская правда”, 27.03.2000). На втором десятке лет топтания на месте под флагом “рыночных реформ” положение кажется совершенно безнадежным. В чем же выход?
Рыночные реформы не работают в России не потому, что они плохие или делаются неумелыми людьми, а потому, что традиционные и стандартно-эффективные действия выполняются в несоответствующих им условиях. Помимо указанных выше внутренних причин, экономике России противостоит мощная и хорошо организованная экономика Запада, которая, в силу рыночных отношений, рассматривает ее как потенциального конкурента на мировом рынке и соответственно препятствует ее развитию. Положение усугубляется активно идущими в мире процессами глобализации и формирования транснациональных монополий. Это не оставляет посткоммунистической экономике практически никаких шансов для нормального, естественного развития, которое на Западе шло столетиями без агрессивного внешнего давления.
Вместе с тем, имеется пример слаборазвитой страны, которая смогла во второй половине ХХ-го века не только преодолеть тысячелетнюю отсталость, но и стать ведущей капиталистической державой. Это Япония - страна с минимальной территорией, самой высокой плотностью населения, практическим отсутствием полезных ископаемых и природных энергоносителей, страна, которая вышла из Второй мировой войны униженной и побежденной, с деморализованным капитуляцией и атомными бомбардировками населением, разрушенной промышленностью, патриархальным сельским хозяйством и низким уровнем образования. Однако принятый ее правительством курс на интенсивное использование достижений научно-технического прогресса, совместно с присущими ей вековыми традициями коллективного и тщательного труда, позволили Стране Восходящего Солнца в самое короткое время развить современную экономику и в итоге выйти в мировые лидеры, обогнав по промышленному производству не только стартовавшие одновременно с ней европейские страны, но и не подвергавшиеся военным разрушениям Соединенные Штаты Америки.
Это произошло потому, что Япония осознала и активно использовала опыт истории, который показывает, что какие бы ни принимались великие политические решения, какие бы ни разрабатывались гениальные философские теории, какие бы ни строились оптимальные экономические модели, основой цивилизационного прогресса всегда были и остаются новые технические решения. Воплощаясь в передовые технологии, только они позволяют цивилизации выйти на новый уровень развития. Со времен изобретения железа, пороха и колеса этот общий принцип справедлив для любого государства, которое ставит перед собой цель стать богатым, процветающим и передовым.
Как никогда ранее, сейчас сложились оптимальные условия для эффективного использования этого принципа в посткоммунистической экономике. Известно, что рубежи трех последних столетий всегда оказывались пeреломными в развитии науки и техники. Поэтому можно считать такую закономерность справедливой и для нашего времени. Интенсивно используя научно-технические достижения начала ХХ века (электричество, радио, бензиновый двигатель, автомобиль, самолет, ракета) и практически не развивая в течение века принципиально новые технические концепции в указанных направлениях, цивилизация вошла в XXI век с букетом системных кризисов, которые угрожают уже не только здоровью людей, но и существованию самой цивилизации. К ним относятся:
а). природные, вызванные ненормированной техногенной деятельностью человека, что привело к глобальному потеплению атмосферы и океанской воды и породило невиданные ранее метеокатаклизмы: наводнения, ураганы, аномальную жару или холод, таяние полярных и горных льдов, подтопление низменных территорий и т.п.:
б). системные, связанные с системой власти и границ: разрушение «компактных» империй внутри традиционных границ, например, развал СССР, глобализация, государственный и международный терроризм: фф
в). общие - экологический, энергетический, нефтяной, пресной воды;
г) технологические - альтернативных источников энергии, транспортный, в том числе, автомобильный, авиационный, космический.
Суммируя эти составляющие можно констатировать, что человечество на сломе веков вошло в общий цивилизационный кризис. Его наиболее видимыми последствиями стали регулярно возникающие в последнее время экономические и финансовые кризисы, поскольку экономика западных стран, которая вошла в новое столетие с грузом нерешенных глобальных проблем, усугубляемых научно-техническим регрессом. все еще по инерции продолжает жить в прошлом ХХ веке.
Учитывая сказанное, России в своей экономической политике целесообразно не подлаживаться под идущую под откос западную экономику, а, используя еще сохранившийся научно-технический и промышленный потенциал, государственные и народные традиции, высокий уровень образованности населения и его особый. “восточный” (“славянский”) менталитет, который характеризуется широтой взглядов на сложные проблемы и способствует впечатляющему развитию науки и искусств, ориентироваться на опережающий рывок в XXI век на основе принципиально новых технологий и научно-технических решений. При этом должна быть выбрана глобальная задача, решение которой, устраняет один из указанных выше кризисов, то есть обеспечивает благо для всего человечества. Это гарантирует поступление инвестиций от богатого Запада, который также заинтересован в решении выбранной проблемы. Такой подход обеспечивает быстрое - опережающее – развитие российской экономики за счет избыточных финансовых ресурсов промышленно развитых стран, которые, в силу рыночных отношений, ищут для них рациональное применение. Передовые же технологии, по определению, давая максимальную прибыль на вложенный капитал, в свою очередь, активно стимулирует западные инвестиции.
Нами в качестве примера была рассмотрена задача спасения и развития авиапрома в условиях запрета полетов российских пассажирских самолетов в Европу из-за их повышенной шумности. Решение видится в создании коммерческого самолета вертикального взлета на базе разработанной в НТЦ «Взлет» вихревой подъемно-тяговой системы (ВПТС), что не только снимает эту и связанные с ней проблемы «земли», но и обеспечивает существенное повышение экономической эффективности гражданской авиации и в целом экономики России.