Найти тему
Алексей Никифоров

Почему современное искусство такое дорогое?

О книге The $12 Million Stuffed Shark: The Curious Economics of Contemporary Art (https://www.amazon.com/Million-Stuffed.../dp/0230620590) я узнал из интервью Михаила Шемякина Познеру (https://www.youtube.com/watch?v=0g7-ANiDt3A). Он сказал, что в этой книге написано все, что нужно знать о том, как формируется цена на современное искусство.


Когда в апреле 2017 года мы были в Нью-Йорке, я не без труда нашел эту книгу, которая показалась мне еще более интересной после посещения с разбегом в 3 дня музеев Metropolitan, MoMA, Гуггенхайма.


Я начинал ее читать с некоторой надеждой на то, что, наконец таки, пойму, почему картина Климта недавно была продана за более чем 170 млн долларов (как я потом узнал, по цене Boeing 787 Deramlirer), и в связи с чем туша забальзамированной акулы, сделанная даже не руками, а под контролем Дэмиена Херста, была продана за 12 млн долларов.


В итоге понял. Но не благодаря тому, что теперь я понимаю, какая картина гениальна, а какая – полная нелепица. Это, как выяснилось, при формировании цены совсем не важно. Важно другое: какой галерист принимает художника, удается ли его продать через Christie или Sotheby, и на торгах – какой состав конкурентов-покупателей сойдется в цене. Далее тот, кого «купили» за несколько десятков миллионов долларов, уже не будет продан дешевле никогда, поскольку с этого момента он входит в группу художников, которые не могут стоить меньше.


Автор претендует на полное развенчивание мифов о феноменальной ценности современной живописи, и последовательно доказывает это множеством примеров.
Рекомендую всем, кто любит современное искусство и не понимает, почему.