Несколько лет назад появился новый налоговый режим – налог на профессиональный доход (НПД). Сначала эксперимент проводился всего в нескольких регионах России, а с 2020 года распространился на всю страну. Перешедших на этот режим называют самозанятыми. Перейти на режим НПД легко, никакие госорганы для этого посещать не требуется, регистрация через мобильное приложение. Отчитываться также никуда не нужно.
Когда самозанятыми зарегистрировалось значительное количество граждан, стали проявляться проблемы. Несмотря на наличие специального федерального закона, пробелов еще достаточно. Это отразилось на судебной практике. Самозанятым сложно отстаивать свою правовую позицию в зале судебных заседаний. Минюст РФ уже обратил внимание на то, что граждане на режиме НПД в большинстве случаев являются проигравшей стороной в гражданском споре. Также нет четкого понимания распространяются ли положения о защите прав потребителя на их деятельность.
Еще одна проблема проявилась, когда упростился порядок постановки на учет в качестве безработного. Во время пандемии многие самозанятые потеряли заработок и в значительном количестве стали регистрироваться на бирже труда, тем более сделать это легко. Все действия только в дистанционном режиме. Стали получать пособие по безработице. Например, в Москве его размер составлял тогда 19500 рублей в месяц. Многие не обратили внимание на то, что имеют статус самозанятого. Некоторые просто забыли про это, так как не использовали налоговый режим. Но, в один из дней у самозанятых потребовали вернуть пособие обратно, да и еще стали угрожать уголовным делом. Вот и выявился еще один пробел, связанный с новым налоговым режимом.
В законе прямо не запрещено самозанятым получать пособие. Если человек принял новый налоговый режим он не стал по умолчанию получать доход. На некоторых информационных ресурсах, например на портале мэра Москвы вышло разъяснение, что сначала нужно в мобильном приложении выйти с НПД, а только затем вставать на учет как безработный. Но все мы знаем, что портал Мос.ру не является источником права.
С другой стороны, центры занятости перед назначением пособия по безработице должны сами проверять, является ли заявитель самозанятым или ИП, но, как видим они это делают не всегда, либо не внимательно.
Уже после того, как выяснялось, что самозанятый получал пособие по безработице, с него взыскивали эти средства через суд. Такие судебные процессы зафиксированы в Москве и в нескольких других регионах страны (см. например апелляционное определение Московского городского суда от 8 марта 2020 года № 33-11648/2020).
Но, самое опасное в этом даже не то, что придется вернуть все выплаченные в качестве пособия деньги. Центры занятости населения должны сообщать в органы внутренних дел о всех попытках получить пособие по безработице незаконно. Кто-то отделается административным штрафом, а кого-то ждет уголовное преследование по статье уголовного кодекса 159.2 (мошенничество). Конечно, дело могут прекратить, если человек вернет полученные деньги, тем самым загладит свою вину. Но все равно, оказаться под следствием так себе перспектива.
Еще раз напомним, что в законе о самозанятых не прописан запрет становиться на учет в центры занятости и получать пособие, но уже формируется судебная практика, которая свидетельствует об обратном. Так, в суде города Подольска отклонили иск по обжалованию отказа в постановке на учет в качестве безработного. Истцом выступал человек, который зарегистрировался через мобильное приложение как самозанятый.
Теперь гражданам, которые перешли на режим НПД нужно ориентироваться на эту судебную практику.