Виноделы и виноградари всего мира любят слегка мистифицировать, то чем они занимаются. Просто потому, что каждый винодел страстно любит то, чему посвящена вся его жизнь и всегда, вольно или невольно, хочет создать или поддержать налет тайны, удивительности и исключительности виноделия среди всех других областей человеческой деятельности. В итоге вокруг виноделия существует довольно большое количество мифов. Я уже писал в этом канале про различные винные мифы, про то, что из верований в вино и виноград является правдой, а что заблуждением, сказкой, преувеличением.
И вот сегодня поговорим об еще одном - о "многометровых корнях мудрой лозы". :)
Так получилось, что и виноделы, и маркетологи, и экскурсоводы очень любят говорить (особенно когда у них растет хотя бы одна старая лоза), о том, что "ее корни проникают в почву на многие десятки метров и извлекают оттуда особо ценный минерал, отчего вино с этой лозы такое особое!".
Однако правда состоит в том, что виноград сам по себе - обычное растение, и то как оно растёт вполне подчиняется естественным законам природы. А они таковы, что для роста виноградной лозе нужно несколько первичных, базовых питательных веществ (макроэлементы) и целый набор вторичных (микроэлементы). В первую очередь это вода, которую она получает из почвы. Во вторую очередь - это азот, поскольку вся наша жизнь построена на азоте, и рост, и деление клеток - это процесс репликации ДНК, создание нуклеотидов, для чего азот - совершенно необходим. К огромному несчастью для растений, большинство из них не умеют захватывать азот из атмосферы, поэтому несмотря на то, что в нашем воздухе почти 80% азота, растения не могут его использовать для своего роста так, как, например, углекислый газ. Весь усваиваемый азот берется растениями из почвы. Точно также, как и все оставшиеся макро- и микроэлементы. Но проблема в том, что все они, в той форме, в который растение способно их усвоить, содержатся только в самом верхнем слое почвы. В том в котором есть почвенная биота (микроорганизмы, бактерии), которые переводят соединения из неорганической (слабоусваиваемой) формы в органическую (легкоусваиваемую).
Те, кто хоть раз сам копал глубокую канаву или заглядывал в ту, которую копал экскаватор для стройки или ремонта, знают что верхние 30 – 50 см почвы обычно более темного цвета и в них явно видны следы органики. Глубже 1,5-2 метров начинается сравнительно плотная, одноцветная, практически безжизненная почва. Подавляющая масса почвенной биоты содержится в верхней части, более богатой кислородом, куда поступает растительный опад и другие отмирающие части растений и животных. Дальше для растений практически ничего интересного, и легкоусвояемого, кроме воды нет. Поэтому винограду (как и другим растениям) просто физически нет никакого смысла прорастать своими корнями сильно глубже 1 метра, кроме как для физического закрепления ствола и кроны для удержания в вертикальном положении. Достать какие-то особые вещества с глубин выше нескольких метров практически невозможно - все что там есть находится в почти неусвояемой для растений форме. 95% корневой массы у любого растения, в том числе у виноградной лозы, сосредоточено в верхнем метре почвы. В этом метре корни могут расходиться в диаметре на 3-5 метров от штамба (ствола) в стороны, но при этом почти не углубляясь.
Единственное исключение, когда корни виноградной лозы могут уходить глубже (и уходят), это когда растение растёт на тех почвах, которые очень легко поглощают влагу и отводят её на большую глубину. Когда я был в долине Луары, мы посещали старые каменоломни, в которых сейчас находятся винные погреба, склады. И там внутри отлично видно, что даже на глубине в 10–12 метров из трещин на потолке проглядывают корни винограда, растущего на поверхности. Что же они здесь делают, если основная масса корней находится в первом метре от поверхности?
Ответ в том, что в долине Луары на поверхности находится довольно тонкий слой настоящей почвы, а потом начинается толстый слой камня, известняка. Этот камень рыхлый, с большим количеством трещин. Тонкий верхний слой почвы почти не удерживает влагу, и когда на виноградники Луары выпадает дождь, то вода очень быстро просачивается через тонкий слой почвы и дальше по трещинам этого камня уходит довольно глубоко. Поэтому на поверхности не всегда так много влаги, как требуется виноградной лозе. Именно в таких случаях, когда лоза растёт либо на гальке, либо на песках, либо на таком камне (так, как показано на иллюстрации выше), когда влага быстро уходит на большую глубину, лозе могут понадобиться длинные корни, проникающие на большую глубину, до нескольких метров. В разные годы в различных местах были неоднократно исследованы разные лозы, и установлено, что единичные "страхующие от засухи" корни могут достигать глубины в 3-5 метров (в отдельных случаях - до 8-10 метров), но в общем и целом, они нужны растению не для того, чтобы найти в глубине что-то "особо полезное" с точки зрения роста и плодоношения, а только для добывания воды и только в тех случаях, когда на поверхности её недостаточно.
А если мы говорим о обычном случае, когда лоза растёт в зоне относительного комфорта, когда почвы нормально удерживают влагу, то тогда более 90% корневой массы располагается на глубине до 1-1.5 метров и дальше практически не лезет. Так что, когда на экскурсии вам экскурсовод будет рассказывать про то, что у них лоза проникает на глубину 40 метров и оттуда достает что-то "исключительно редкое, важное, только она и никто больше" - отнеситесь к этому немного снисходительно, это такой милый винодельческий миф. Который очень популярен, потому что "а как же без маленькой чудесной сказки?".
Дополнительно по теме: Эта загадочная "старая лоза"