Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

В каких регионах России нет электротяги?

Оглавление

Рельсовые зарисовки

На каналах «ПОД СТУК» и «Уголок урбаниста» вышли статьи на тему: в каких регионах России нет железной дороги? Продолжу тему немного в другом направлении — в столицах каких регионов и в каких регионах целиком ЖД неэлектрифицирована?

Конечно, «под проводом» Ленинград, Москва, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и даже далёкие Хабаровск с Владивостоком. Столица региона 01 — Майкоп — не просто электрифицирована, там находится скоростной полигон «РЖД», благодаря небольшой загрузке этой линии там можно беспрепятственно вести скоростные испытания. Причем Белореченская — станция стыкования двух родов тока, из Армавира подходят 25 киловольт, из Туапсе — 3 киловольта.

Заодно переключаемым сделан и скоростной полигон Белореченская — Майкоп, что позволяет испытывать любую технику.

Но даже сравнительно недалеко от Москвы есть «медвежьи области», где электротяги нет. Начну с тех регионов, где был сам, и по порядку номеров. Нас ждут весьма интересные случаи...

Повторюсь: дело касается лишь областных центров без электротяги либо регионов целиком без неё. Отдельные неэлектрифицированные ветки есть даже в Москве, до недавних пор неэлектрифицированным было МЦК — оно тогда называлось МОЖД.

Чувашия

В Чебоксары ведёт неэлектрифицированная тепловозная ветка от магистрального хода Москва — Казань — Екатеринбург, электрифицированного почти по всей длине переменным током 25 кВ. Начинается она на самой крупной станции Чувашии — в Канаше́. Вот идущая из Чебоксар автомотриса чехословацкая АЧ2 завода Vagonka Studenka прибывает в Канаш, 2008 год:

На север от Канаша идёт тупиковая чебоксарская ветка, на юг — такая же «беспроводная» линия в Мордовию, а с запада на восток проходит могучий южный ход Горьковской дороги. Вот ещё один чех — Škoda 62E или ЧС4Т:

-2

Ставропольский край

Через регион 26 идёт линия Ростов-на-Дону — Минводы — Владикавказ Северо-Кавказской дороги, электрифицированная, как и оба главных хода Горьковской дороги, переменным током. «Под током» даже тупиковое «курортное» ответвление Минводы — Кисловодск, поскольку там довольно плотное движение электропоездов — пара в час (москвичи, не смейтесь).

-3

Но сам Ставрополь — на тепловозной тяге. И ещё один интересный факт: Пятигорск, стоящий как раз на кисловодской ветке — столица Северо-Кавказского федерального округа, единственный центр ФО, не являющийся одновременно областным центром.

Амурская область

Центр губернии, Благовещенск, стоит на берегу Амура напротив китайского Хайхэ, сюда приходит линия с узловой станции Белогорск. Белогорск — большая участковая станция на главной железной дороге страны, Транссибе, там царят 25 киловольт:

-4

Этот снимок уже был в статье «ТЭД-10»:

Но, как видим, рядом с электровозом капает маслом тепловоз. 107-километровая ветка на Блага, как зовут свой город благовещенцы, очень спокойна и по профилю пути — лежит в степях, и по движению — 5-6 пар поездов в сутки, поэтому там трудятся тепловозы. Вот вездесущая путевая машина (ПМГ — путевой моторный гайковёрт) на перегоне Низина — Белогорск-I:

-5

Архангельская область

Четвёртый регион в списке — и четвёртый, где электротяга в целом есть, но не в областном городе. Основной грузопоток идёт с юга, с Вологды, и в ста километрах от Архангельска — в Обозерской — поворачивает на запад, в карельский Беломорск, выходя потом на мурманский морской порт. Это направление электрифицировано, вот ЧС4Т с пригородным поездом Емца — Вонгуда на линии Обозерская — Беломорск:

-6

А вот ветка от Обозерской на север, на Архангельск — нет. На 350-километровой линии, тянущейся через губернскую столицу на Карпогоры, работают одни из самых старых тепловозов РЖД — 2ТЭ10М и 2ТЭ10У, в основном ещё с 2-тактными дизелями 10Д100. Видимо, депо Исакогорка (узловая станция Архангельска) получает все обновки в последнюю очередь.

Вид на Октябрьский округ Архангельска из-под крыла Ан-26:

-7

Здесь можно разглядеть парк станции Архангельск-Город (обведён зелёным) и треугольник, по которому можно уехать на Бакарицу, можно на Жаровиху, а можно напрямую с Бакарицы на Жаровиху (справа):

-8

Как видите, поднятых токоприёмников не заметно...

Ивановская область

Регион, знаменитый некогда ткацкими фабриками и работавшими на них невестами, электрических железных дорог не имеет. «Ласточка» из Москвы бо́льшую часть пути следует «под проводом», но в Иваново её привозит тепловоз ТЭП70БС, питание 3000 вольт от которого этому электропоезду жизненно необходимо. Об энергоснабжении состава — здесь:

Станция Иваново, у первой платформы как раз стоит БС с «Ласточкой»:

-9

Здесь пересекаются две линии. Одна, более загруженная, идёт из Болого́го через Сонко́во, Ярославль, Иваново в Ковров, то есть по сути из Петербурга в Нижний Новгород. Вторая, тупиковая, идёт из Москвы в Ки́нешму, отходя от направления Москва — Ярославль под Александровом.

Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева (https://parovoz.com/maps/supermap), синий — 3 кВ, зелёный — 25 кВ, сиреневый — 0 кВ:

-10

Прибываем на ТЭП70БС в Ковров, уже заехали «под провод» — это главная ЖД страны, Транссиб, здесь переменный ток:

-11

Псковская область

Ещё один регион совершенно без электротяги. Сам Псков в наши дни — самый настоящий угол географии, здесь пересекаются линии, идущие из Бологого в Эстонию (через Печоры) и из Петербурга в Латвию (через Пыталово). Основное движение идёт через станцию Дно, что на краю области, между Бологим и Псковом.

Вот сочный старый ТЭП70 с кузовом второго типа (как говорят в любительских кругах, «вертикальнобуферный») на станции Псков-Пассажирский:

-12

А вот линия на Ээсти. Простояли несколько часов, поездов не было, пришлось заснять автобус:

-13

Водитель с интересом разглядывает мои вездесущие велы — Белый и Жирик.

Тамбовская область

По западу региона 68 проходит сочинский ход, а конкретно — его участок Ряжск — Мичуринск — Грязи Юго-Восточной дороги. Естественно, он электрифицирован — 25 кВ, 50 Гц. Вот пенсионер ВЛ80К-498 — в прошлом грузовой электровоз, а тогда просто рельсосмазыватель:

-14

В Мичуринске на восток отходит линия на Тамбов, которая в Тамбове разделяется на грузонапряжённую линию на Рти́щево и малодеятельную на Балашо́в — это уже всё неэлектрифицировано. Грузонапряжённая линия — часть широтного хода Оренбург — Новоперелюбская — Саратов — Ртищево — Кочетовка (часть мичуринского узла), это и нефтепродукты, и оренбургская сера, и многое другое.

Что в Ртищево, что в Кочетовку поезда привозят электровозы, но 240-километровый участок между этими станциями — полигон работы тепловозов, в том числе громадин 3ТЭ116У:

-15

«Тройники» — лебединая песня Луганского завода, 3-секционная версия, их сделано всего 17. Базовых 2-секционных 2ТЭ116У сделано больше 300.

Так что в Тамбовской области электротяга есть, но в самом Тонбове, как этот город звали раньше — нет.

Ульяновская область

В этой уникальной области есть все три современных российских вида тяги — тепловозная, постоянного тока и переменного. Правда, всё это великолепие — на юге области, вокруг Сызрани, которую регион 73 охватывает «подковой» с запада.

Из этого крупнейшего узла Самарской области в Ульяновскую идут аж 4 линии: постояннотоковые на Москву (через ульяновскую И́нзу) и Пензу (через Новоспасское), переменнотоковая на Саратов и тепловозная на сам Ульяновск:

-16

Это фото стоит на обложке статьи «ТЭД-14»:

Взятие тяжёлого подъёма от Сызрани в сторону Саратова описано в статье «ТЭД-25»:

Сам Ульяновск — 4-лучевая звезда, отсюда идут неэлектрифицированные линии на Инзу, Сызрань, Бугульму́ и под Казань, в Свия́жск. Восточная бугульминская линия сразу пересекает Волгу, вот пассажирский поезд прибывает со стороны Бугульмы:

-17

Почему не просто «из Бугульмы»? Потому что он может идти из недалёкого Димитровграда, где стоят знаменитый ДААЗ (автоагрегатный завод) и ядерный центр, может ехать из Набережных Челнов — линия подходит под Бугульмой, а может и действительно из Бугульмы.

Императорский мост — однопутный, сразу за ним лежит пост Заволжский, на Верхнюю Террасу приходит уже двухпутный перегон. Здесь виден хвост грузового, уже прошедшего пост:

-18

О том, что такое станция и перегон — в первом видео серии «Зелёная полоса».

Ханты-Мансийский АО

Регион, в котором я прожил 17 лет, поистине уникален: в нём не просто нет электротяги на ЖД окружного центра, там вообще нет ЖД в окружном центре, хотя в округе она есть! Затерянный среди болотистых равнин Ханты-Мансийск, он же ХМ — по сути мало значащий для экономики Вашингтон, чисто формальный административный центр:

-19

А средоточие жизни, Нью-Йорк ХМАО — Сургут, до которого от ХМ триста километров. Там в числе прочего находится и крупнейшая станция региона, ещё с советских времён оснащённая передовыми на тот момент тепловозами 2ТЭ116 и мощнейшими 8-осными маневровыми ТЭМ7А:

-20

Ближе к Сургуту, севернее Пыть-Яха, начинаются те самые болотистые равнины, а вот южнее профиль пути довольно весёлый, особенно от Тобольска до Демьянки (это ещё Тюменская область) — Сибирские Увалы. Приключения 2ТЭ116 в этих местах — в статье «ТЭД-8»:

А теперь — регионы, где я не бывал.

Якутия

В республике Саха́ строится железная дорога в Якутск, доведённая уже до Нижнего Бестяха — осталось лишь форсировать реку Лена, то есть построить мост. Дорога находится в ведении ОАО «АК "Железные дороги Якутии"», на ней работают уникальные машины — модернизированные 2ТЭ10МПGE и новые ТЭ8, магистральные тепловозы свойственной маневровым машинам капóтной компоновки. Нечто подобное работает в Казахстане — ещё один вариант модернизации 2ТЭ10М в «капотник»:

-21

Весь секрет — в «необслуживаемой» по нашим меркам импортной силовой установке, поэтому и постоянный доступ локомотивной бригады к дизелю не предусмотрен (попробуйте в минус сорок с ветром осмотреть дизель на ходу!) А ТЭ8 выпускаются тем же заводом, что и ТЭМ7А (см. выше в заметке о ХМАО), и на той же фирменной людиновской ходовой части с колёсной формулой 2о+2о–2о+2о.

ЖДЯ не электрифицированы и вряд ли будут.

Калмыкия

Эта республика во многом необычна: и народ тут весьма самобытный — родственники монголов, живущие на западном берегу Каспия, и железная дорога в Элисту — тупиковая и неэлектрифицированная. В этом краю южнее Волгограда электротяга без особой надобности: профиль пути до тоски равнинный, то есть больших мощностей не надо, движение тоже не особо интенсивное.

Карачаево-Черкесия

Черкесск находится немного в стороне от уже упомянутого магистрального хода Армавир — Минеральные воды, и через него идёт неэлектрифицированная тупиковая ветка Невинномысская — Джегута.

Республика Коми

Огромная и бо́льшую часть года холодная северная республика довольно богата железными дорогами, но вот электротяги здесь нет нигде, включая столицу —Сыктывкар, куда ведёт ветка от узлового Микуня. При СССР не успели, а впоследствии воркутинские шахты — основной грузоотправитель — начали закрываться, грузопоток упал...

Крупнейший узел Коми — Ми́кунь, оттуда в сторону Большой земли линия выходит на Ко́тлас, это уже Архангельская область. А уже с Котласа можно уехать на юг в Киров (Кировская область) и на запад в Ко́ношу (Архангельская область), вот котласский ТЭП70 на мосту через реку Ва́га, что перед Ве́льском, незадолго до Коноши:

-22

Марий Эл

Через Йошкар-Олу проходит малодеятельная тупиковая ветка на Яранск. Отпочковывается она на станции Зелёный Дол под Казанью, всё от того же южного хода Горьковской дороги, а вот самый частый гость в Яранске — рельсовый автобус, тепловозы с вывозными поездами ходят не каждый день.

Вот перегон Юдино — Васильево, что между Зеленодольском и Казанью:

-23

В сторону Казани едут электровоз ЧС4Т, приведший в Кана́ш поезд Москва — Чебоксары (дальше его повёл тепловоз), и тепловоз 2ТЭ10В, работавший на йошкар-олинской линии.

Чечня

Когда-то здесь был переменный ток 25 кВ, но «стараниями» генерала Дудаева не только контактной сети — пути кое-где не стало. Сейчас республика полностью на тепловозной тяге.

Сахалинская область

Без комментариев — на Сахалине до недавних пор была японская колея 1067 мм, ходили тепловозы ТГ16. Лишь недавно перешили колею на 1520 мм и завезли тепловозы 2М62У. На смену ТГ16 со старыми корабельными дизелями М756 планировался новый ТГ16М с дизелями 12ДМ, но он показал низкую надёжность.

В итоге выпущено всего 6 машин, они все работают недалеко от завода, в Орле. А это испытания ТГ16М на Большой московской окружной в 2016-м:

-24

О младшем брате М756, дизеле Д12 — в статье о МАЗ-543 и маленьких тепловозах:

Херсонская область

Опять же, через новый регион России проходит электрифицированная линия — исторический ход Москва — Крым, но Херсон стоит в стороне и обслуживается тепловозами. Вот один из херсонских 2ТЭ10У под Доли́нской, Кировоградская область:

-25

С юго-востока Херсонская область граничит с Крымом, там основные линии электрифицированы давно, о чём говорит род тока — постоянный, можно было проехать одним электровозом от самой Москвы:

Ямало-Ненецкий АО

Тут всё примерно так же, как и у южного соседа — ХМАО: столица региона находится в захолустном 50-тысячном Салехарде, где вообще нет железной дороги. Она идёт через более крупные 100-тысячные Ноябрьск и Новый Уренгой. И, конечно, она не электрифицирована — профиль пути тут намного проще и движение в несколько раз слабее, чем в ХМАО.

Велика Россия и все её железные дороги «верхними рельсами» (контактной сетью) не накрыть, но на главных ходах без них никуда...

Общее оглавление канала