По общей протяженности железных дорог, составляющей 122 тыс. км., Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Китаю. Железнодорожным транспортом в нашей необъятной стране перевозят около 27 % пассажиров и 45 % грузов.
Однако несмотря на стратегическую роль железных дорог для единства, развития нашего государства и его регионов, в 6 субъектах России из 85, расположенных на севере и востоке, железнодорожное сообщение полностью отсутствует, что обусловлено малой развитостью территорий, вечной мерзлотой и горным рельефом местности. В Сахалинской области ввиду нахождения на острове имеется автономная сеть железных дорог, не связанная с общероссийской, доставшаяся еще от японцев.
К слову, существует более десятков стран, в основном третьего мира, вообще не имеющих собственной железнодорожной сети. К ним относятся, к примеру, Венесуэла, Сомали, Афганистан, а также вполне богатые ОАЭ, Оман, Исландия и Кипр.
1. Респ. Тыва
Проект строительства 410-километровой ветки Курагино (Транссиб) - столица Тывы Кызыл - Элегест был одобрен Правительством еще в 2007 году для интенсификации добычи угля на территории республики, а в 2012 году даже построили целый 1 километр пути. В дальней перспективе линию планировали продлить в Монголию и Китай.
Все это должно было дать толчок для промышленного развития депрессивной республики с самыми низкими зарплатами по стране, где сейчас в основном занимаются животноводством.
Однако стройка встала из-за огромной сметы работ в условиях горных хребтов и тайги, а также финансовых кризисов и появления более важных нацпроектов, в частности, в Крыму. В 2021 проект задвинули в долгий ящик еще на 5 лет.
Около Кызыла имеется небольшой аэропорт, способный принимать небольшие самолеты типа ATR или Суперджет.
2. Ненецкий АО
Самый малонаселенный субъект России, который никак не хочет интегрироваться и делиться нефтегазовыми доходами с Архангельской обл., находится на Крайнем Севере, преимущественно за Полярным кругом. НАО не имеет с большой землей не только ж/д сообщения, но и всесезонных автодорог с твердым покрытием. Грузы доставляют сюда по воздуху и морю, а зимой - еще по автозимнику.
Пассажирское сообщение с другими регионами и отдаленными поселками осуществляется самолетами. В то же время имеются нефтепровод и газопровод, по которым углеводороды поставляются в остальную Россию.
В последние годы прорабатывается создание железнодорожной ветки Сосногорск (респ. Коми) - Индига с выходом к Баренцеву морю у поселка Индига, где расположится новый морской порт.
3. Чукотский АО
Заполярная Чукотка имеет самую маленькую в России плотность населения - 7 человек на 100 кв.км. территории. Всего здесь проживают 50 тыс. чел., тогда как в годы социализма население переваливало за 150 тыс. чел.
Повсеместное распространение вечной мерзлоты, отдаленность от цивилизации и мизерное население делают прокладку железных дорог нерентабельной - полезные ископаемые гораздо проще вывозить по морю. На местных золотодобычах имеются лишь локальные узкоколейки.
Связи с другими регионами по автодорогам также нет. Сообщение между отдаленными поселками осуществляет местная авиация.
4. Магаданская область
Колымский край, где в сталинские времена располагался один из самых крупных лагерей ГУЛАГа - Дальстрой, имеет связь с "материком" лишь по грунтовой автодороге Колымский тракт через Якутию, причем проезд в межсезонье осложняется отсутствием моста через реку Алдан.
На дальнюю перспективу существует проект Ленско-Камчатской железнодорожной магистрали от Нижнего Бестяха до Магадана, а далее до Петропавлоск-Камчатского длиной более 5000 км.
До 1992 года в состав области также входил Чукотский АО из нашего списка.
5. Камчатский край
Далекий край, известный своими вулканами и гейзерами, из-за нахождения на полуострове, вытянутом на север, и сопок также не имеет железнодорожной инфраструктуры. Все товары сюда доставляют по морю или по воздуху.
Несмотря на то, что регион расположен на широте Центральной России, климат здесь гораздо более суровый, с прохладным и дождливым летом. По площади регион занимает 10 место в России. Здесь из-за близости морской госграницы дислоцируются крупные военно-морские базы, авиабазы и радарные станции.
6. Респ. Алтай
Горная и преимущественно аграрная республика располагается на Юге Сибири. Еще с 1980-х годов имеется проект железнодорожной линии Бийск - Горно-Алтайск длиной примерно 115 км, которая позволила бы запустить поезда в столицу республики, а также находящиеся по пути игорную зону Сибирская монета и курорт Белокуриха в Алтайском крае. Однако из-за отсутствия финансирования проект находится лишь на стадии обсуждения рабочими группами.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй, репость в соцсетях 👍