Иногда жизнь бывает более фантастической, чем любой выдуманный сюжет.
(2021) Россия
Режиссёр: Дмитрий Суворов
В ролях: Надежда Калеганова, Виктор Добронравов, Максим Иванов, Мария Сокова, Ян Цапник, Леонид Громов, Никита Тарасов, Владислав Ветров, Виталия Корниенко, Антон Багров, Владимир Стеклов, Илья Кондратенко, Анна Дубровская, Александр Асташёнок, Владимир Виноградов.
По-моему, я уловил тенденцию у некоторых кинопроектов: если сначала очень много публикаций и рекламы, а потом резко – тишина, значит, с фильмом пошло что-то не так.
Про «Одну» мне попадались публикации задолго до выхода картины на большой экран, а потом, даже не видел информации, что он прошёл в кинотеатрах, пока на днях не состоялась премьера ленты на Первом канале.
В основе сценария – реальная история Ларисы Савицкой, которая выжила после авиакатастрофы (в 1981 году) и падения с высоты более 5 километров. К реальной истории ещё вернёмся, а пока про кино.
Молодожёны Лариса и Владимир Савицкие, после свадебного путешествия возвращались в родной Благовещенск, когда на высоте 5200 метров их самолет Ан-24РВ сталкивается с дальним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-16К. Хвостовая часть корпуса самолёта, в котором находилась Лариса, спланировала на берёзовую рощу, которая, видимо, смягчила удар о землю. Лариса получила несколько серьёзных травм, но смогла двигаться. Она стала единственной выжившей из пассажиров Ан-24 и экипажей обоих самолётов. В фильме одновременно идёт несколько сюжетных линий: ситуация после того, как Лариса очнулась на земле, флешбеки, о том, что происходило до авиакатастрофы и поисковая операция, которая была строго засекречена.
Тот странный случай, когда все самые фантастические моменты – это правда, а всё остальное – художественный вымысел. История чудесного выживания в авиакатастрофе – правда. За год до случившегося они действительно смотрели с Владимиром итало-американский фильм «Чудеса ещё случаются», в котором рассказывают реальную историю Юлианы Кёпке – единственной выжившей в авиакатастрофе в Южной Америке в 1971 году. Во время поисковых мероприятий Савицкую действительно видели с самолёта, но приняли за геолога из ближайшего лагеря геологоразведки и в результате она стала последней, кого нашли (через два дня после авиакатастрофы).
Зато в реальности не было амурского тигра, который в фильме бегал за Ларисой. Это был очень странный художественный вымысел, учитывая, какие травмы получила девушка. Даже состояния шока – это не повод бегать по тундре. И, как я понял из интервью с Савицкой, длительных хождений по тундре не было. Погибший муж был рядом с ней, а она сумела обойти вокруг остатков самолёта в поисках воды и других выживших.
Несмотря на чудесную историю, положенную в сюжет, самое интересное в фильме, это, пожалуй, несколько минут монолога настоящей Ларисы Савицкой во время финальных титров.
Было чувство, что до последнего момента, создатели ленты не могли определиться какой же жанр им ближе? Фильм-катастрофа не зашёл – катастрофа показана очень быстро и не могу сказать, что впечатляюще. Лирической линии дали очень мало хронометража. Несколько флешбеков семейной и до семейной жизни и… история любви осталась за кадром. Есть хороший (до мурашек) триллерный момент с зеркалом в кинотеатре. Это было очень неожиданно и хорошо снято, но… Дальше момент не развили.
А ещё, что зацепило и раздражало, это «попытки» передать атмосферу 80-х. Это чудовищно стереотипно: проезд камеры у бочки с квасом, улицы с минимумом автомобилей и регулировщиком, какие-то уличные конструкции с призывами, что решения партии надо «воплотить». Вишенка на торте: типичная квартира «зажиточной» советской семьи, где глава семьи (естественно, это женщина) разговаривает с сыном такими же стереотипными фразами. Да, города украшали лозунгами, как правило, к 1 мая и к октябрю, но в фильме – август. Да и в кинотеатре с наглядной агитацией явно перебор. Например, в кинотеатре моего города, в начале 80-х были уже игровые автоматы (да, те самые: «Снайпер», «Подводная лодка») и лозунгов точно не помню. А ещё был кгбэшник в кожаном пиджаке. Спасибо, что не в кожаной тужурке и деревянной кобурой для маузера. Впрочем, его хотя бы нормальным человеком показали.
Подпишись на канал Кино дозор! Смотрим фильмы вместе!