Фамилию дореволюционных самарских рыбных монополистов Мясниковых традиционно связывают с двумя фактами. Первый – вручение Кузьмой Ефимовичем Мясниковым лохани с огромным живым осетром императору Александру II во время царского визита в Самару.
Второй, веселивший весь город – знаменитое «прошение» его брата Никифора:“ От самарского II гильдии купца Никифора Ефимовича Мясникова... Прошу Вас выдать сыну моему Михаилу Никифоровичу Мясникову свидетельство на беспрепятственное поступление его в самарскую гимназию или другие подобные высшие учебные заведения для прохождения наук. Это прошение написал мещанин Иван Перчаточников, так как Никифор Мясников неграмотный “.
Неумение читать и писать не помешало Никифору Ефимовичу продолжить и развить семейный «рыбный» бизнес, основать три кирпичных завода и активно «вкладываться» в недвижимость.
В 1869-м году совместно с братом Терентием приобрел усадебное место по улице Дворянской в квартальной застройке между Предтеченской (Некрасовской) и Москательной (Льва Толстого). К 1871-му году новые владельцы на месте одноэтажного деревянного выстроили трехэтажный каменный дом по "образцовому проекту" с двумя парадными входами, во дворе – каменную прачечную и службы.
По данным архивов, в собственном доме на Дворянской в 1872-м году проживал занимавшийся рыбной и мясной торговлей купеческий сын Никифор Ефимов Мясников 41 года с женой Настасьей Даниловной 37 лет , сыновьями Иваном, Михаилом, Николаем и дочерью Александрой. В том же доме жил старший брат – купеческий сын Терентий Ефимов Мясников 52 лет с женой Татьяной Алексеевной 47 лет и детьми Дмитрием и Дарьей.
Через 5 лет, в 1877-м году, во время очередного «всесамарского» пожара дом сильно пострадал. Терентий Мясников, переживая потерю, даже вышел из купеческого сословия и записал семью в мещанство – но на сгоревшее строение быстро нашелся покупатель! Новым собственником усадьбы братьев Мясниковых стал Яков Гаврилович Соколов – знаменитый мукомол, самарский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Самары и основатель Торгового дома «Соколов и Ко».
Причина не слишком выгодной покупки была в том, что согласно записям церковных книг, 21 января 1877-го года в Вознесенском соборе сочетались «Самарский купеческий сына Дмитрий Терентьев Мясников, 19 лет, первым браком и Самарская купеческая дочь Прасковья Яковлева Соколова, 17 лет, первым браком», так что Соколов, видимо, решил помочь новым родичам-погорельцам.
Год спустя здание было восстановлено, надстроено четвертым этажом, а фасад реконструирован по проекту архитектора Л.А. Редера. Симметричный 15-осевой фасад расчленен на пять частей пилястрами – плоскими в первом этаже и украшенными нишами-ширинками и круглыми розетками в верхних. Этажи разделены тягами карнизных поясов в уровне междуэтажных перекрытий, в первом этаже раскрыты лучковые окна, проемы входов в торговые помещения и проездная арка во двор коробовой формы.
Полуциркульные оконные проемы второго этажа оформлены подоконным карнизным поясом с нишами, профилированными наличниками-архивольтами на чередующихся изящных фигурных и плоских пилястрах. Лучковые окна третьего и четвертого этажей обрамлены наличниками с прямыми сандриками и подоконным карнизом с нишами, фриз с небольшими кронштейнами отделен узким карнизом.
В начале 1880-х Соколов выстроил во дворе еще три каменных дома для сдачи внаем, а так же погребицы, конюшни, каретники и дровяники. Сам Яков Григорьевич здесь не проживал, все помещения сдавал в аренду, и усадьба с 1878-го по 1917-й годы служила центром городской жизни. Самый известный арендатор - Коммерческий клуб «для удовлетворения потребностей лиц торгового сословия во взаимных между собою отношениях» – занимал три верхних этажа.
Во дворе на втором этаже размещалась клубная библиотека и работал буфет Кузикова. В помещении первого этажа открылся книжный магазин Н.И. Громова с библиотекой в 6 тысяч томов, позже торговый профиль дополнили художественные произведения и багетно-рамочная продукция - в витринах красовались написанные маслом картины в шикарных рамах.
Так же на первом этаже работал магазин Вильгельма Кирста, а его «завод искусственных минеральных вод» занимал помещение во дворе. Рядом находился склад паркета В.Я. Смолина, трудилась артель книгопечатников, Дмитрий Мясников арендовал у тестя бутылочный склад и кладовую. Конюшню с сеновалом и каретник снимал некто Д.И. Куликов.
Коммерческий клуб славился концертами и студенческими вечерами, которые посещал, проживая в Самаре, Владимир Ульянов. По официальной версии советских времен, «с целью общения с революционно настроенной молодежью». Возможно, обдумывал привлечение купеческих капиталов на дело революции. Клубным завсегдатаем был архитектор Платон Шаманский. Познакомившись здесь с сыном Якова Соколова Иваном, впоследствии спроектировал для него ансамбль знаменитой Соколовской мельницы.
В 1919 году усадьбу Мясниковых-Соколовых национализировали. В первые годы советской власти в помещениях коммерческого клуба шли спектакли и концерты театра «Пикадилли», на первом этаже работало кафе Фридмана. С 1936-го здание занимали ТРАМП – Куйбышевский краевой театр рабочей молодежи, контора государственной эстрады, районная библиотека. Во время Великой Отечественной Войны - Наркомат обороны. После войны в здании разместился Куйбышевский областной военный комиссариат и открылось популярное кафе «Снежинка», в народе называемое «Сугробом».
В 1995-м году в военкомате случился пожар. Памятник архитектуры, придя в аварийное состояние, больше двадцати лет в нем и находился, получив еще одно народное название – «Дом Павлова» - по аналогии со сталинградскими руинами.
В 2013 году дом начали восстанавливать. Решено было открыть в нем межвузовский концертно-театральный комплекс «Дирижабль». Сегодня в современном многофункциональном пространстве объединены концертный и конференц-залы, хореографические классы и учебные аудитории. На площадке «Дирижабля» проходят мероприятия всех масштабов – камерные концерты, презентации, конкурсы, фестивали и спектакли с участием десятков зрителей
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете