В 1961 году на базе Бакинских центральных автомастерских был основан Бакинский завод автозапчастей. Завод рос, развивался и в 1976 году при подготовке к производству автомобилей для перевозки скоропортящихся продуктов в городских условиях ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 руководство Минавтопрома СССР приняло решение готовить их выпуск в Баку, перепрофилировав Бакинский завод автозапчастей в завод спецавтомобилей БЗСА, позже БакАЗ. Изначально "Пингвины выпускались в Павлово. Конструкторы завода участвовали в разработке конструкторской документации на изотермические и рефрижераторные фургоны, внешне напоминавшие автобусы ПАЗ-672. Стажировку на ПАЗе проходил достаточно большой контингент работников будущего БЗСА.
Первые опытные образцы ПАЗ-3742 - рефрижераторов для перевозки скоропортящихся продуктов в городских условиях на базе автобуса ПАЗ-672 появились в 1977 году. В этом году удалось сдать в сбыт 53 машины. Индекс ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 (изотермический фургон аналогичной конструкции) получили не сразу, а лишь перед запуском в серию, в III квартале 1977 года. До того времени машину называли «авторефрижератор на базе ПАЗ-672».
ПАЗ 3742 оснащался 8-цилиндровым V-образным бензиновым силовым агрегатом ЗМЗ-672, объемом 4.2 л. Двигатель способен продуцировать мощность в 115 л.с. и крутящий момент в 284 Нм. Расход топлива на скорости 60 км/час составляет порядка 21 л/100 км. Взятый за базу каркас кузова ПАЗ-672Б обварили глухими панелями, в четырех местах предусмотрев распашные двери: две справа, по одной слева и сзади (не считая двери водителя). Две двери сразу за водительской кабиной предназначались для обслуживания холодильный установки. Все внутренние панели выполнялись из алюминия. Днище рабочего отсека сконструировали в виде ванны из трехмиллиметрового листового алюминиевого сплава, в качестве термоизоляции кузова использовали уже проверенные самовспенивающиеся материалы, применявшиеся на производстве ПАЗ-672С и ПАЗ-3201С, а также пенополиуретан и пенополистрол. Изотермический фургон ПАЗ-37421, созданный и выпускавшийся в одно время с авторефрижератором ПАЗ-3742, отличался от последнего отсутствием холодильной установки.
С 1978 года, вплоть до запуска на БЗСА собственной сварочной линии, ПАЗ поставлял в Баку готовые машины для установки холодильного оборудования, а в дальнейшем — лишь машинокомплекты кузова, двигатели и мосты поставлялись с Горьковского автозавода. В 1980 г. производство автобусов ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 было полностью перенесено в Баку. В конце 1988 г. с целью удешевления производства кузов сделали прямоугольной формы, снаряжённый вес уменьшился на 300 кг, возросла грузоподъёмность. Авторефрижератор получил новый индекс ПАЗ-3742-01, а фургон - ПАЗ-37421-01.
Серийный выпуск ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 в Баку продолжался около 9 лет и прекратился в 1989 году одновременно с прекращением производства базовой модели ПАЗ-672. В 1991 году Бакинский Завод СпецАвтомобилей был переименован в Бакинский АвтоЗавод (БакАЗ) - Baki Avtomobil Zavodu. Из оставшихся сборочных комплектов выпуск фургонов, получивших марку БакАЗ-3742, продолжался мелкими партиями и в 90-е годы. Используя опыт постройки фургонов, на БакАЗе, попытались освоить БакАЗ-3219. История вернулась на круги своя.
В Баку начинали с переоборудования автобуса ПАЗ-672 в фургон, а пришли к переделке того же фургона в автобус.
Из всей продукции Бакинского автозавода автобус под индексом 3219 у нас наименее известен. Дело в том, что эта модель официально называлась не автобусом, а специальным пассажирским автотранспортным средством (СПАС) и не была сертифицирована в России, хотя её некоторые экземпляры эксплуатировались в Дагестане, Нижнем Новгороде и дааже в Москве.
А после нескольких катастроф с участием БакАЗ-3219 его вообще запретили использовать в России. Ну и небольшое видео на эту тему.
Продолжение следует!