Когда мотивация прописана ещё на этапе заявки на подбор, рекрутеру проще проводить сорсинг и сразу отбирать потенциально подходящих кандидатов. Помогает это и на этапе интервью. Если вы пропустили первые части нашего разговора о мотивации, обязательно почитайте: зачем нужно работать с мотивацией, почему это стоит делать уже на этапе заявки на подбор, откуда приходят самые лояльные кандидаты, мотивационное письмо как показатель заинтересованности, как работать с «холодными кандидатами».
Итак, разберём вопросы, которые выявляют мотивацию кандидата, и проанализируем ответы.
✅ Вопрос: Что вас мотивирует выбрать предложение о работе с меньшей заработной платой?
Предложите кандидату рассказать реальную историю из опыта или описать воображаемую ситуацию. В процессе рассказа кандидат подсветит важные для него вещи, продемонстрирует свои ценности.
Например, человек выбирает между западной и российской компаниями, в первой зарплата выше, хотя социальный пакет одинаковый. Благодаря быстрой и доброжелательной обратной связи на всех этапах подбора кандидат выбирает отечественную компанию. Это говорит о важности для человека комфортной среды работы и тёплого общения. Если продолжить разговор, можно поймать и сопутствующие факторы — например, желание развивать отрасль внутри своей страны.
✅ Вопрос: Вы получили два оффера, и условия работы практически одинаковы: идентичная заработная плата, похожие задачи, два комфортных офиса, даже добираться до работы одинаково. Как будете выбирать? Какой дополнительный пункт будет важным?
Вопрос поможет разобраться, что в топе ценностей кандидата. Кто-то будет смотреть на руководителя, кто-то — на бренд компании и карьерные перспективы, кто-то назовёт неочевидные вещи.
Совет:
обращайте внимание, что соискателю первым приходит в голову — это и есть самое важное.
✅ Вопрос: Какая рабочая ситуация доставила вам наибольшее удовольствие за последнее время?
Здесь смотрите, на чём акцентируется кандидат: что для него главное — интересный проект, достижение измеримых результатов, признание руководства, финансовая премия, приглашение на стажировку за рубеж. Обратите внимание и на то, в каком виде человек представляет эту информацию — с упором на цифры или на эмоции. Это поможет разобраться в ценностях и характере человека.
Соберите подобные вопросы в один файл и используйте по ситуации. Берите наши вопросы за основу, придумайте свои, проведите брейнсторм с коллегами. Вот ещё несколько вариантов в ваш список:
- Что вас мотивирует работать с полной самоотдачей?
- Что должно произойти, чтобы вы обновили своё резюме?
- Каким предложением вас можно стимулировать сменить работодателя?
- Для чего вам вообще нужна работа? Представьте, что вам не нужно зарабатывать деньги (получили огромное наследство, выиграли в лотерею), чем бы вы тогда занимались?
Чтобы картина была ещё более полной, предложите соискателям пройти тестирование, например, тест мотивационной структуры Герцберга и тест по методике Эдгара Шейна „Якоря карьеры“. В первую очередь рекомендую их для подбора на топовые позиции, в отделы продаж и на должности, где важно достижение чётких результатов.
Елена Лондарь, HR-эксперт, руководитель проектов в социальных медиа hh.ru
Чтобы по итогам интервью выбрать «именно того» сотрудника, не забывайте делать пометки: например, в карточках кандидатов в CRM-системе Talantix.