Дошкольный возраст – это первая подготовительная ступень к профессиональной ориентации. Старшие дошкольники увлеченно знакомятся с миром профессий.
Но далеко не все профессии доступны пониманию старшего дошкольника: адвокат, маркетолог, банкир, продюсер, администратор – дети способны понять только в самых общий чертах суть деятельности этих людей.
Однако к старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра уже развивается на таком уровне, что дети способны воссоздать, а значит и лучше понять, особенности работы врача, педагога, повара, парикмахера, мастера СТО. С этими профессиями дети старших и подготовительных групп знакомы гораздо больше, поскольку чаще сталкиваются с ними в социуме. Это «предметные» профессии, имеющие множество атрибутов, назначения которых понятны детям.
Играя в «Поликлинику», «Стоматологический кабинет», «Пиццерию», «Салон красоты», «Школу» и др., дошкольники способны не только проигрывать функциональные особенности той или иной профессии (лечить, печь пиццу, стричь волосы, давать задания ученикам), но и воссоздавать особенности коммуникативного общения: «заботливый врач», «виртуозный и ловкий мастер пиццы», «добрый учитель».
К семи годам, дети всё больше начинают ценить игру, где «всё по правде». Дети старшего дошкольного возраста могут проигрывать даже конфликтные ситуации на рабочем месте: увольнение, претензии недовольного клиента. Дети на полном серьезе ставят игровую задачу: создать сложную ситуацию и достойно выйти из неё, показав свой профессионализм.
Часто в игру вводятся определенные ритуалы, правила, которым должны подчинятся играющие. Например, чтобы попасть к врачу, нужно сначала записаться в регистратуре или по интернету.
Большую роль в насыщении игры правдоподобными деталями играет подсказки взрослых, информация из различных источников. Так например, дети долгое время могут играть с пластмассовыми булками и батонами в «Магазин». Но после подсказки, что можно устроить игру в «Хлебный завод» и просмотра видеороликов о настоящем хлебозаводе – группа увлеченно погрузилась в новую игру. Дети примерили на себя роль пекарей, мастеров-технологов, водителей, развозящих хлеб по магазинам.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста является появление увлеченностью какой-то профессией или сразу несколькими. Но этот никак нельзя назвать сформировавшейся профориентационной позицией, поскольку дошкольник больше ориентируется на внешнюю атрибутику, а не на потребности в самореализации.
Например, ребенок 6-7 лет, мечтающий стать полицейским на вопрос почему, обычно отвечает:
«У меня будет настоящий пистолет, и я буду ловить преступников. Мне нравится форма, как у полицейских и еще они могут ходить с собаками».
Часто ребенок мечтает об владении профессиями, которые в реальной жизни несовместимы: «Хочу быть балериной и продавцом мороженого. Днём буду продавать мороженое, а вечером танцевать в театре».
Стоит деликатно относиться к таким «профессиональным мечтам». Не критиковать, а больше рассказывать о профессиях, тогда ребенок сам разграничит свои желания правильно.
Определиться в дошкольном возрасте с профессией – это маловероятно, ввиду малого социального опыта и сформированности внутренней системы самопознания.
Дошкольник не может объективно оценить на что он способен, да и мир его увлечений еще недостаточно раскрыт. Однако склонности к тому или иному виду деятельности, способности проявляются у детей 5-7 лет достаточно ярко. А значит, дают возможность взрослым предлагать ребенку индивидуальные виды деятельности в различном направлении:
- интеллектуальном;
- художественно-эстетическом;
- физкультурно-спортивном;
- коммуникативном и др.
Увлеченность какой-либо сферой в детстве, в последующем может оказать существенное влияние на выбор будущей профессии. Но главная задача в этом возрасте, как можно шире знакомить ребенка с социумом.