Сегодня, 3 апреля, отмечается Всемирный день вечеринок. Этот праздник отмечается с 1996 года. Идея, конечно, не новая. Так называемые "вечеринки" проводились с незапамятных времен.
Поэтому нет ничего удивительного, что сегодня поговорим о том, как они проводились в 18 веке. И тогда их называли "Ассамблеями".
Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Однако уже тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра 1-го» в 1714 году.
Так что не вызывает сомнений, что Петр знал об ассамблеях еще до своей поездки во Францию. Хотя до 1718 года балы носили случайный характер. А вот после этого времени они стали чуть ли не обязательными. Был даже издан указ "О порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут", в котором подробно были расписаны (прямо по пунктам) правила.
Так что же такое ассамблеи? Очень точно охарактеризовал их великий русский историк Василий Осипович Ключевский: "Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению".
В указе определялось даже время, когда ассамблеи проводились. "Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается".
На картине Станислава Хлебовского, которую я взяла для иллюстрации рассказа, как раз можно увидеть часы.
Судя по их показаниям, художник запечатлел самое начало ассамблеи. Собравшиеся гости, а их много, могут развлекаться до десяти часов вечера. Причем, по правилам, могут они её покинуть в любой момент по собственному желанию.
В указе было определено каким чинам можно было посещать ассамблеи, а именно: "с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, тож разумеется и о женском поле, их женам и детям".
Так что видим, что никаких ограничений на посещение ассамблей не было. Главное условие, чтобы гость был одет прилично.
А все мы знаем, что во времена Петра "приличной" считалась европейская одежда. Если посмотреть на картину, то видим, что все гости так и были одеты. В европейские одежды.
И, конечно же, никаких бород. Известен случай (то ли правда, то ли нет), что еще по возвращении из первого заграничного путешествия в августе 1698 года Петр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким боярам, заявившимся к нему в непотребном виде.
К 1718 году уже многие усвоили урок. Но Станислав Хлебовский все-таки показал, что не все беспрекословно следовали приказам императора. Ведь по русской традиции считалось, что брадобритие есть смертельный грех, и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду.
Вот и на ассамблею явился один такой противник приказа. И не только с бородой, но и в русской одежде.
Таким своим видом привлек внимание всех гостей, которые смотрят на него весьма неодобрительно.
Кстати, на картине имеется еще один персонаж, который пошел вопреки правилам. Пожилая женщина в правой части картины, тоже одетая "не по-заграничному".
Ведь и женщины на ассамблеи должны были приходить в соответствующем наряде.
Появление женщин на таких мероприятиях - это тоже новое введение Петра Первого. Известно, что до этого женщинам было не место на увеселительных сборах. Особенно это касалось девиц, которые, в большинстве случаев, не покидали своих светелок до замужества.
Сейчас же и они принимали участие в ассамблеях. И как не дочери самого Петра показывать такой пример.
На картине художник изобразил не только супругу Петра Екатерину, но и одну из его дочерей.
В старой русской традиции тоже было принято общение — люди ходили в гости, устраивали «званые пиры». И чем богаче такой пир, тем лучше. В нововведении Петра еда и напитки стали не главным событием.
Конечно, столы накрывались, еда подавалась.
Но приоритеты сместились. Главным были беседы, игры и развлечения. И, конечно, танцы. Для них отводилась специальное помещение, где играла музыка. И танцевали гости.
Опять же, конечно, европейские танцы. Сложились определенные правила и последовательность танцев. Сначала шли церемониальные полонез и менуэт, в которых танцующие принимали изящно-возвышенные позы, исполняли поклоны и реверансы, стоя напротив друг друга или шествуя в парах. Важен был рисунок передвижений и грациозность. Часто по ходу танцующие менялись партнерами. Это было своего рода знакомство и приветствие, иногда полонез называли «ходячим разговором», а длиться он мог более получаса. После этого шли более веселые англезы, алеманы, котильоны.
Еще одной обязательной составляющей ассамблей были игры в шахматы и в шашки. А вот игры в карты на ассамблеях запрещались.
Петр Первый сам любил шахматы, и следил, чтобы его приближенные осваивали эту игру.
Не сразу и не всем пришлись по душе такие мероприятия. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам. Но распорядители строго следили за тем, чтобы веселились все. Все и старались, страшась царского гнева за отсутствие веселья.