Найти тему

Троллейбусная система Ставрополя. Как выдержать наплыв маршруток

Всем привет! Минувшей осенью посчастливилось открыть новый для себя регион - Ставропольский край. Я посетил два крупных города: Пятигорск и Ставрополь.

В Пятигорске курсирует трамвай, к нему мы вернёмся в следующих публикациях. Ну а сегодня поговорим о троллейбусной системе столицы края. Поехали!

Ставрополь - один из крупнейших городов Северо-Кавказского федерального округа с населением 547 тысяч человек. Неоднократно побеждал в конкурсе "Самый благоустроенный город России", целых 3 раза.

Троллейбус ЗиУ-682Г на улице Артёма.
Троллейбус ЗиУ-682Г на улице Артёма.
Троллейбус БТЗ-52764Р на фоне Тифлисских ворот.
Троллейбус БТЗ-52764Р на фоне Тифлисских ворот.

Движение троллейбусов в Ставрополе началось 1 августа 1964 года.

Троллейбусы БТЗ-52764Р на конечной станции "Улица 45-я параллель".
Троллейбусы БТЗ-52764Р на конечной станции "Улица 45-я параллель".

Сейчас действует 6 маршрутов. Общая протяжённость линий 103,4 километра. Плановый выпуск троллейбусов в рабочие дни - 56 единиц, по выходным дням - 30 единиц.

Троллейбусная сеть находится в ведении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Крайтранс".

Источник: https://smutp.ru/
Источник: https://smutp.ru/

К сожалению, пик развития троллейбуса давно позади. Как и во многих городах, картина банальна и проста:

  • При Союзе шло активное строительство линий, открывались новые маршруты
  • В 90-ые какое-то время система держалась на высоте за счёт советских наработок
  • 2000-ые годы уже перестают радовать: некоторые маршруты троллейбуса закрываются, а количество частного транспорта в городе растёт и растëт
  • Была попытка приватизации троллейбуса, но успехом не увенчалась

Подвижной состав обновлён в конце 2009 - начале 2010 года 54 машинами БТЗ-52764Р. Эти "Башкиры" составляют костяк троллейбусного парка Ставрополя и по сей день.

Компанию троллейбусам БТЗ составляют классические ЗиУ-682Г (7 пассажирских и 2 учебных).

Всего в Ставрополе 63 действующих троллейбуса.

Троллейбус БТЗ-52764Р на проспекте Кулакова.
Троллейбус БТЗ-52764Р на проспекте Кулакова.

Может показаться, что троллейбус вообще лишний вид транспорта и медленно помирает: старый подвижной состав, сокращение выпуска, отсутствие планов по развитию сети...

Но тем не менее, троллейбусы очень востребованы среди жителей Ставрополя. За счёт чего же система держится "на плаву"?

1. Низкий тариф за проезд

Да, даже сейчас цена поездки на троллейбусе почти в два раза ниже, чем у маршруток. Буквально в феврале месяце стоимость подняли с 16 до 17 рублей, а частный транспорт уже давно держит планку в 28-30 рублей.

Троллейбус БТЗ-5276Р следует по проспекту Карла Маркса.
Троллейбус БТЗ-5276Р следует по проспекту Карла Маркса.

2. Все конкуренты малой вместимости

Троллейбус - единственный вид транспорта большого класса 450-тысячного мегаполиса. И смешно, и грустно одновременно.

Самые вместительные автобусы Ставрополя это Пазики, МАЗы-206 и когда-то работавшие в Москве машинки "Нижегородец VSN-700". Ещё есть переданные из столицы ЛиАЗы, но их считанные единицы, да и на маршруты особо не выезжают.

Автобус среднего класса "Нижегородец VSN-700". Всего в Ставрополе 40 таких машин.
Автобус среднего класса "Нижегородец VSN-700". Всего в Ставрополе 40 таких машин.

Фундамент транспортной системы - микроавтобусы. Мне довелось лично поездить на маршрутках в пиковые часы, и скажу честно, удовольствия от такой поездки никакого. Люди порой не могут зайти в транспорт из-за высокой загруженности, поэтому приходится долго стоять на остановках. "Рогатые" служат палочкой-выручалочкой в таких случаях. Вместимость одного троллейбуса порядка 100 человек.

Троллейбус ЗиУ-682Г и его частный конкурент.
Троллейбус ЗиУ-682Г и его частный конкурент.

3. Троллейбус - связующее звено

Маршрутная сеть охватывает и дальние районы Ставрополя. Этот фактор играет важную роль в популярности электротранспорта среди жителей. Пожалуй, троллейбуса нет совсем разве что на севере - в Октябрьском районе.

Троллейбус БТЗ-52764Р на конечной "Поликлиника №9". Это самая северная точка троллейбусной сети Ставрополя.
Троллейбус БТЗ-52764Р на конечной "Поликлиника №9". Это самая северная точка троллейбусной сети Ставрополя.

Ещё один интересный момент - отсутствие так называемых "подвозных" маршрутов. Все троллейбусы соединяют разные части города, а самые короткие маршруты №1 и №4 имеют протяжённость 9,1 км.

Салонная схема троллейбусных маршрутов. Здесь присутствуют и отменённые маршруты 3, 5, 6, 10, 11.
Салонная схема троллейбусных маршрутов. Здесь присутствуют и отменённые маршруты 3, 5, 6, 10, 11.

В целом отмечу, что троллейбус сегодня является популярным видом транспорта во многом благодаря вместимости и низкой стоимости проезда (ещё раз напомню - действующий тариф 17 рублей).

Электротранспорт отлично показывает себя в противостоянии с маршрутками даже при весьма скромных ресурсах. Но очевидно городу стоит задуматься о необходимости закупки новых троллейбусов. Средний возраст парка сейчас почти 15 лет.

Троллейбус ПКТС-6281 "Адмирал" на двухнедельных испытаниях в Ставрополе. Источник - https://transphoto.org/photo/1595802/
Троллейбус ПКТС-6281 "Адмирал" на двухнедельных испытаниях в Ставрополе. Источник - https://transphoto.org/photo/1595802/

Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и оформить подписку на канал.

Используемые источники:

  • Информация о маршрутах - портал smutp.ru
  • Информация о количестве подвижного состава - transphoto.org

Смотрите другие публикации из рубрики "Транспорт юга России":

Читайте также на канале: