Приведу пример. Ученик старался, выучил задание, но получил не ту оценку, на которую рассчитывал. Давайте представим на секунду, что на самом деле вины ученика нет. Просто его учитель невзлюбила, у нее плохое настроение. Такое же бывает, учителя тоже люди. Они тоже могут быть необъективными.
Или учитель работает в школе сто лет в обед. А тут неадекватные мамаши жалуются на него.
Или уйдем от темы "образование". Вы работаете в поте лица, а Ваш начальник самодур, премии Вас лишил, да еще и наорал при всем честном народе.
И вот вернемся к ученику. Он ничего лучшего не придумал, как обидеться на весь мир. "Я, -говорит, больше тогда вообще ничего учить не буду. Зачем стараться?"
А учитель, побывавший на ковре у директора после жалоб мамаши, который вместо признания, выслушал все, что о нем думают (ведь администрация образовательного учреждения будет трястись за свою пятую точку), тоже встает в позу "ребенка". У него опускаются руки, и живет он себе потихоньку, по принципу "урок прошел-и ладно".
Сотрудник после нагоняя от самодура-начальника обреченно досиживает свои рабочие часы, в тайне мечтает найти новую работу, но сил на ее поиски не находит.
Все это и называется "синдромом выученной беспомощности". Интернет на эту тему сразу же приводит в пример эксперимент Юлиуса Куля, который дал своим студентам задачи, не имеющие решения. Естественно справиться с ними они не смогли, а он еще и морально на них давил при этом. В итоге когда студентам дали уже простую задачу, они не смогли и ее решить.
Согласно одному из исследований половина учащихся находится в риске обретения данного синдрома. Психологи советуют учителям быть мягче, не критиковать ученика в целом, находить хоть что-то хорошее в его ответе.
Взрослым же рекомендуют установить связь между собственными действиями и последствиями, взять на себя ответственность за свою же жизнь, избавиться от фразы : "все равно ничего не изменится".