Найти тему

Синдром выученной беспомощности.

Приведу пример. Ученик старался, выучил задание, но получил не ту оценку, на которую рассчитывал. Давайте представим на секунду, что на самом деле вины ученика нет. Просто его учитель невзлюбила, у нее плохое настроение. Такое же бывает, учителя тоже люди. Они тоже могут быть необъективными.

Или учитель работает в школе сто лет в обед. А тут неадекватные мамаши жалуются на него.

Или уйдем от темы "образование". Вы работаете в поте лица, а Ваш начальник самодур, премии Вас лишил, да еще и наорал при всем честном народе.

И вот вернемся к ученику. Он ничего лучшего не придумал, как обидеться на весь мир. "Я, -говорит, больше тогда вообще ничего учить не буду. Зачем стараться?"

А учитель, побывавший на ковре у директора после жалоб мамаши, который вместо признания, выслушал все, что о нем думают (ведь администрация образовательного учреждения будет трястись за свою пятую точку), тоже встает в позу "ребенка". У него опускаются руки, и живет он себе потихоньку, по принципу "урок прошел-и ладно".

Сотрудник после нагоняя от самодура-начальника обреченно досиживает свои рабочие часы, в тайне мечтает найти новую работу, но сил на ее поиски не находит.

Все это и называется "синдромом выученной беспомощности". Интернет на эту тему сразу же приводит в пример эксперимент Юлиуса Куля, который дал своим студентам задачи, не имеющие решения. Естественно справиться с ними они не смогли, а он еще и морально на них давил при этом. В итоге когда студентам дали уже простую задачу, они не смогли и ее решить.

Согласно одному из исследований половина учащихся находится в риске обретения данного синдрома. Психологи советуют учителям быть мягче, не критиковать ученика в целом, находить хоть что-то хорошее в его ответе.

Взрослым же рекомендуют установить связь между собственными действиями и последствиями, взять на себя ответственность за свою же жизнь, избавиться от фразы : "все равно ничего не изменится".

-2