Найти в Дзене

5 портретов Сергея Рахманинова. К 150-летию со дня рождения

Ещё один большой юбилей празднует мир искусства в этом году. Сегодня, 1 апреля исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.

И я подготовила для вас 5 портретов Рахманинова, написанных его современниками.

Надо сказать, что Рахманинов не любил позировать, был очень скромным и занятым человеком и больше был погружен в своё творчество.

Поэтому так ценны произведения и воспоминания тех художников, которым удалось работать рядом с композитором.

И одним из таких живописцев был Константин Сомов. Он в 1923 году приехал Америку с выставкой русских художников и познакомился с семьей Рахманинова. И тогда он задумал написать портрет композитора. Но случай ему представился чуть позже. Когда он был в Париже, ему поступил заказ для зала «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Портрет планировали использовать для рекламы концертов великого пианиста.
Летом 1925 года Рахманинов с семьей приехал во Францию, в Корбевиль, и Константин Сомов получил возможность писать его портрет с натуры.

Позже художник вспоминал: «Вышел он у меня грустным демоном – сходство внешнее не разительно, но все говорят, что я изобразил его душу».

Известно, что и некоторые другие свои работы Сомов писал в гостях у композитора, вдохновляясь его музыкой.
А по воспоминаниям современников этот портрет у Рахманинова был любимым.

Константин Сомов. Портрет композитора Рахманинова. 1925. Государственный Русский музей
Константин Сомов. Портрет композитора Рахманинова. 1925. Государственный Русский музей

Известно два портрета, написанных Борисом Шаляпиным, сыном знаменитого певца.

Над первым художник также, как и Сомов, работал во Франции, только уже в Клерфонтене, где композитор проводил с семьей летние месяцы. Рахманинов любил это место под Парижем, так как оно напоминало ему родную Ивановку. Сюда он зазывал своих знакомых, в том числе и братьев Шаляпиных. И по утрам, после того, как Сергей Васильевич разыгрывался, он позировал Борису Шаляпину.

Обратите внимание на огромные руки Рахманинова - «руки, которые стоят миллион!». (Пишите, если знаете откуда эта фраза)

Борис Шаляпин. Портрет Сергея Рахманинова. 1929. Московский Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Борис Шаляпин. Портрет Сергея Рахманинова. 1929. Московский Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Шаляпина

Про то, как создавался второй портрет Рахманинова Борис Шаляпин оставил подробные воспоминания. Картина была написана в июле 1940 года в местечке Хантингтон около Нью-Йорка, где композитор со своей семьёй снимал дом на лето.

Художник пишет: «…я решил писать его во время работы.
Тогда он работал над «Симфоническими танцами».
Голову и всё остальное я писал в то время, когда Сергей Васильевич практиковался на рояле. Только руки пришлось подержать для меня специально, так как они находились, конечно, всё время в движении».
Сергей Рахманинов и Борис Шаляпин у портрета / фото
Сергей Рахманинов и Борис Шаляпин у портрета / фото

Для создания портрета Шаляпину понадобилось всего 10 дней. Говорят, что картина Рахманинову понравилась.

Борис Шаляпин. Портрет Сергея Рахманинова. 1940. Московский Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Борис Шаляпин. Портрет Сергея Рахманинова. 1940. Московский Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Шаляпина

А один из первых портретов композитора был создан ещё в Москве в 1916 году. И его автор Леонид Осипович Пастернак, отец Бориса Пастернака.

В то время в доме Пастернака часто собирались художники и музыканты. И Леонид Осипович, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, помимо преподавания работал над портретами своих современников: Скрябина, Горького, Брюсова и Сергея Рахманинова.

Леонид Пастернак. Портрет композитора Сергея Рахманинова. 1916. Государственная Третьяковская галерея
Леонид Пастернак. Портрет композитора Сергея Рахманинова. 1916. Государственная Третьяковская галерея

И хочется представить ещё один портрет, написанный в Клерфонтене Борисом Григорьевым. Он мечтал запечатлеть образ Рахманинова и был счастлив, когда ему это удалось: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, совершенного контакта и работы на сто сотых».

Григорьев создает сразу два варианта, но Рахманинову они сначала не понравились. Дело в том, портреты художника отличались сочетанием анатомического сходства личности и гротескности образа. А композитор предпочитал более романтический стиль. Но через год Рахманинов, узнав о сложном материальном положение художника, приобрел оба портрета. А сам же Григорьев считал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой».

Борис Григорьев. Портрет С.В. Рахманинова. 1930. Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки
Борис Григорьев. Портрет С.В. Рахманинова. 1930. Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Таким великого композитора и пианиста запечатлели художники, его современники, влюбленные в его творчество.

Напишите, какой из портретов вам понравился. И хочется ли вам узнать больше интересных фактов из жизни Рахманинова.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе всего интересного из мира литературы и искусства.