Найти тему
Фонд «Второе дыхание»

Как живут и где работают люди с особенными потребностями

Что кроется за красивыми словосочетаниями вроде «инклюзивная мастерская» и «инклюзивное кафе»? Почему инклюзия — это гораздо шире, чем просто доступная городская среда?

Ответить на эти вопросы нам помогут те, кто делает общество инклюзивным каждый день: куратор программы «Сопровождаемое трудоустройство» Фонда «Антон тут рядом» Дина Шалгуева, социальный педагог первого в Санкт-Петербурге инклюзивного кафе «Огурцы» Дмитрий Колядов и основательница инклюзивного парфюмерного проекта Pure Sense Екатерина Зинченко.

В узком значении инклюзивность — включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья. Этот подход предполагает, что человек с особенностями не маркируется как проблема. Считается, что именно общество создаёт барьер для таких людей. Поэтому понятие инклюзии в широком смысле касается и городской среды, и образования, и рабочего пространства.

«Проблема безработицы среди людей с ментальной инвалидностью стоит даже острее, чем среди людей с другими видами инвалидности. Когда работодатель думает взять к себе на работу человека с инвалидностью, он даже не думает о том, что эта инвалидность может быть ментальная. Чтобы эту несправедливость устранить, мы и запустили программу сопровождаемого трудоустройства. Мы занимается поиском работы для аутичных клиентов. Я ищу лояльных работадателей, помогаю людям составить резюме, пройти собеседование и найти работу. Глобальный план состоит в том, чтобы каждый работодатель знал, что есть такая опция: взять аутичного человека на работу. Это не сложно, это не страшно», — Дина Шалгуева, куратор программы «Сопровождаемое трудоустройство» Фонда «Антон тут рядом».

Мешочки ручной работы студентов фонда «Антон тут рядом»
Мешочки ручной работы студентов фонда «Антон тут рядом»

«Многие думают, что люди с особенностями интеллекта и психики представляют опасность, не могут самостоятельно действовать и принимать решения. Далеко не всегда это так. Эти установки сказываются на повседневной жизни людей с особенностями, на их возможности чем-то заниматься. Одна из наших целей — приближение жизни людей с особенностями интеллекта и психики к тому, что мы считаем обычной жизнью. Когда человек встает утром, завтракает, едет на работу, выполняет там какие-то задачи, общается с коллегами», — социальный педагог первого в Санкт-Петербурге инклюзивного кафе «Огурцы» Дмитрий Колядов.

«В нашем мире есть люди, у которых в силу ограничения одного органа чувств обостряются другие. У незрячих людей фокус внимания переключается на сенсорику, вкусы, слух и обоняние. Мы решили на этой сверхспособности создать парфюмерный бренд. У нас работает трое незрячих парфюмеров, которых мы профессионально обучили этому искусству, продолжаем повышать их квалификацию. Когда незрячих людей только по этому признаку выделяют в отдельную группу, для меня это странно. Потому что мы все в первую очередь личности», — основательница инклюзивного парфюмерного проекта Pure Sense Екатерина Зинченко.

Команда проекта Pure Sense
Команда проекта Pure Sense

Полную версию ищите в подкасте «Нечего носить?». Мы узнали у наших героев, как правильно работать с особенными людьми и поговорили с Иваном — подопечным Фонда «Антон тут рядом». Спросили кого надо — а вам осталось только послушать.

«Нечего носить?» вошел в топ подкастов Яндекс.Музыки на этой неделе. Спасибо вам за это! Подпишитесь, чтобы не пропустить следующие выпуски.