Обязательная маркировка товаров затрагивает всех участников цепи товарооборота, начиная от производителей и заканчивая розничными продавцами. Онлайн-продавцы тоже не остались в стороне. Поэтому сегодня мы расскажем что им нужно делать, чтобы продавать в рамках российского законодательства.
Краткий экскурс в основы
Присвоение товарам уникального кода DataMatrix и является маркировкой. Сегодня обязательной маркировке подлежит большая группа товаров, которые можно узнать на сайте единой системы Честный знак (ЧЗ).
Код распечатывают на специальном принтере этикеток и размещают на упаковку товара. Считывается код сканером штрих-кода.
Благодаря маркировке можно отследить весь путь продукции, контролировать качество и предотвращать появление контрафакта на рынке. Стоит также отметить и внутренние плюсы маркировки – логистика стала проще, учет товаров автоматизирован и существенно сократились ошибки.
Общие правила для участников рынка
Все участники товарооборота обязаны использовать электронный документооборот и взаимодействовать только через него. Счета и накладные в классическом виде отошли на второй план, на их смену пришли универсальные передаточные документы. Все это контролирует и регулирует Государственная система мониторинга товаров “Честный Знак”
Обязательная маркировка для интернет-магазина
Маркировать товары обязаны производители и импортеры. Офлайн- и онлайн-магазины должны осуществлять маркировку или перемаркировку, если:
- код раннее промаркированного товара не считывается или поврежден;
- на складе имеются немаркированные товары, которые попали в новую группу обязательной маркировки;
- товар был возвращен с поврежденным кодом или вовсе без него.
Как законно продавать товары интернет-магазину
Только соблюдая определенные правила, онлайн-продавцы могут торговать маркированными товарами согласно требованиям закона.
Для этого интернет-магазину нужно проделать определенные шаги и обзавестись специализированным оборудованием и софтом:
- получить электронную подпись для работы с ЭДО и входа в ЧЗ;
- зарегистрироваться в системе электронного документооборота (ЭДО);
- зарегистрироваться в системе ЧЗ; или с новой прошивкой ФФД (актуальные модели можно узнать на сайте ФНС);
- подключить ПК или ноутбук, чтобы принимать передаточные документы в ЛК ЭДО;
- выбрать систему учета товаров (можно использовать любую удобную пользователю);
- подобрать принтер этикеток.
Прием и продажа маркированных товаров интернет-магазином
Аналогично офлайн магазину, интернет-магазины проходят такую же цепочку при закупке маркированных товаров у поставщика:
- поставщик создает передаточный документ с кодами в личном кабинете ЭДО и отправляет интернет-магазину;
- онлайн-магазин получает поставку, проверяет универсальный передаточный документ в ЭДО;
- если ошибок нет, интернет-магазин подтверждает поставку, а если есть – оформляет возврат в ЭДО;
- автоматически информация о перемещении товара поступает в ЧЗ;
- интернет-магазин полученные товары берет себе на баланс.
Продажа маркированных товаров интернет-магазином конечному потребителю осуществляется так же, как и при оффлайн продажах:
- продавец интернет-магазина сканирует код товара;
- онлайн-касса отправляет информацию о товаре ОФД;
- оператор фискальных данных передает данные в ЧЗ.
Отличия в том, что продавец интернет-магазина не может сразу сформировать чек от продажи маркированного товара, поэтому формирует два:
чек 1 – без кода, в момент оплаты;
чек 2 – в момент передачи товара покупателю.
Если оплата осуществляется курьеру в момент передачи товара, то процесс идентичен классическому, а электронный чек отправляется на почту.
Постоплата немного сложнее: интернет-магазин в течение 3 дней со дня отгрузки выводит в личном кабинете ЧЗ товар из оборота, с указанием даты. Выбирает экземплярный способ учета, а причиной вывода указывает дистанционную продажу.
Новые обстоятельства обязательной маркировки коснулись всех. Много сил и времени забирает отладка непривычных задач. Поэтому направьте свое внимание на развитие и рост компании, а процессы автоматизации оставьте профессионалам. Если вам нужна помощь, обращайтесь!
Тел: +7 (495) 646-84-98