Найти тему

Маркировка рекламы в 2023 году: как не получить штраф?

Оглавление

В сентябре 2022 года начали работать поправки в Федеральный Закон «О рекламе». Согласно им теперь все объявления, распространяемые в Интернете, должны быть промаркированы. В статье рассказываем, что это значит, что будет, если этого не делать, а также, как и где получать данные для маркирования.

Что значит маркировка рекламы и кто должен ее делать?

Если коротко, то теперь существует подконтрольный Роскомнадзору Единый реестр рекламы в интернете (ЕРИР). В нем хранятся все данные о рекламе: кто является ее распространителем, где она была размещена и сколько денег было потрачено на публикацию. Информация будет храниться в реестре пять лет.

Именно для того, чтобы отправить сведения в ЕРИР, рекламу нужно промаркировать. Для этого придется выполнить три действия:

  • получить специальный токен (уникальный набор букв и цифр);
  • на рекламном объявлении разместить этот токен, также сделать пометку «Реклама»;
  • указать на объявлении сведения о рекламодателе.
Примерно так выглядит промаркированное рекламное объявление
Примерно так выглядит промаркированное рекламное объявление

Токен — это не просто индивидуальный номер для записи в едином реестре. Это еще и способ пройти на сайт рекламодателя. Он должен быть кликабельным. Если по каким-то причинам «вшить» ссылку в картинку нельзя, то токен с ней нужно поместить в текст объявления: в посте, описании под видео или комментарии под ними.

Маркировка рекламы — это новый способ собирать с бизнеса дополнительные налоги. Хотя, конечно, Роскомнадзор пояснил, что это все «ради нашей безопасности». К сожалению, выбора маркировать рекламу или отказываться от этого теперь нет, ведь за ее отсутствие в ближайшем будущем будут грозить штрафы. Так, остается только приспосабливаться и изучать правила.

Что маркируем в 2023 году: требования

Маркировке подлежит вся реклама в Сети, распространяемая на территории Российской Федерации. Не обошли вниманием и само определение рекламы. Согласно ФЗ таковой считается любая информация, соответствующая следующим критериям:

  • цель распространения — привлечение внимания к объекту;
  • аудитория — неопределенная группа лиц;
  • формат и способ передачи — любые.

Так, даже упоминание в ролике у YouTube-блогера — это реклама, как и объявления в Google. Маркировку нужно добавлять ко всему контенту, цель которого — продать. К нему относятся:

  • баннеры;
  • видео, посты, Live-трансляции, посты и сторис;
  • QR-коды и тизеры, обращающие внимание аудитории на продукт.

Предложение собственных услуг на личном сайте тоже стоит промаркировать. При желании Роскомнадзор может назвать их рекламой и зафиксировать правонарушение. К счастью, не все так плохо. Существует и список видов объявлений, которые не подлежат маркировке:

  • предложения продуктов, рассылаемые по собственной базе клиентов посредством email или пуш-уведомлений;
  • реклама в составе радио- и телепередач, опубликованных в Интернете без изменений;
  • социально-значимая реклама.

Если вы посмотрели на свой контент и решили, что он скорее всего относится к рекламе, промаркируйте его. Сделать это довольно просто.

Алгоритм действий перед запуском рекламы

Для начала следует понять, планируется сделать это самостоятельно или через посредника. В первом случае цепочка состоит всего из двух звеньев: рекламодателя и рекламораспространителя. Во втором — добавляется еще посредник.

Какой бы способ не был выбран, рекламодатель заключает договор с оператором рекламных данных (ОРД). Их в России на данный момент аккредитовано семь. С полным списком можно ознакомиться
на сайте Роскомнадзора.

Так выглядит окно для подачи заявки на сайте «Лаборатории разработки» (один из аккредитованных ОРД)
Так выглядит окно для подачи заявки на сайте «Лаборатории разработки» (один из аккредитованных ОРД)

В личном кабинете выбранного ОРД потребуется внести данные о себе и рекламораспространителе, который получит в ОРД токен. После окончания рекламной кaмпании в течение месяца стороны должны передать отчет в ОРД. В нем надо отобразить, статистику, данные о договоре и акте приемки работ, а также список креативов.

Важно: если объявление показывали пользователям более одного месяца, отчет придется предоставлять за каждый месяц.

За отсутствие маркировки рекламы грозит штраф

Когда поправки к ФЗ вступили в силу, датой начала применения штрафов к рекламодателям за отсутствие токена и отчетности в ОРД обозначался март 2023 года. К счастью, пока не было слышно ни об одном прецеденте.

Однако это не значит, что рекламные объявления в интернете можно не маркировать. Ввод штрафной системы в работу — лишь вопрос времени. Заниматься ею будет Роскомнадзор. Он будет делиться данными с ФНС, ФАС и ЕРИР. Кроме того, штрафы за отсутствие пометки «Рекламы» можно получить уже сегодня, и их размеры весьма пугающие:

  • от двух до 2,5 тыс. рублей — для граждан;
  • от четырех до 20 тыс. рублей — для ИП;
  • от 50 тыс. до 250 тыс. рублей — для малого бизнеса;
  • от 100 тыс. до полумиллиона рублей — для средних и крупных компаний.

Основное бремя ответственности за маркировку рекламы ложится на рекламодателя, чуть меньшее — на рекламораспространителя. Посредника же, если он не будет указан в договоре, вообще не получится наказать.

Заключение: что надо знать о маркировке рекламы

Уже больше года вся реклама в Интернете, которая распространяется в РФ, должна быть промаркирована. Это значит, что на каждом объявлении следует оставлять информацию о рекламодателе, пометку «Реклама», а также специальный токен. Чтобы получить последний, требуется регистрировать объявление у одного из аккредитованных операторов данных. Рекламодатели, не маркирующие рекламу по закону рискуют получить штраф.

Надеемся, что правила маркировки рекламы теперь ясны, и вы не попадете в неприятную ситуацию из-за незнания. Желаем успехов в продвижении своих товаров! Чтобы постоянно быть в курсе новостей из мира маркетинга и IT, подписывайтесь на наш Telegram-канал. В нем нет спама — только польза.

Команда i2crm 💛

Читайте также: