Первые статьи о работе над сочинением можно найти в подборке или по ссылкам
Блок 3. Комментарий к проблеме
Пожалуй, самая сложная часть сочинения и самая дорогая. Сейчас за комментарий можно получить 6 первичных баллов.
Для чего нужен комментарий?
Мы должны доказать, что мы верно поняли проблему, верно ее выделили.
Для этого нужно привести 2 примера из прочитанного текста, после каждого примера сделать небольшой вывод.
Алгоритм действий:
- Обращаемся к своим записям на полях, именно в заголовках ищем наши примеры, выделяем главное, обобщаем.
- Вводя пример в текст, пишем о том, что делает автор, а не герой.
Пример из текста – своеобразный пересказ текста, передача фактов.
- После примера пишем небольшой вывод.
Вывод -это наши мысли по поводу примера, они будут похожи на авторскую позицию.
Таким образом, у нас будет два примера и два микровывода. Каждый пример пишем с нового абзаца. Вывод может писаться в том же абзаце, что и пример, может быть выделен и в отдельный абзац.
Далее нам нужно написать о значении связи между примерами. Саму связь можно не указывать, по формулировке задания. Но я советую связь все же указать, мне кажется это логичнее.
Как же могут быть связаны примеры?
- Примеры могут быть противопоставлены друг другу,
- один пример может указывать на причину, другой – на следствие,
- примеры могут характеризовать предмет/явление с разных или одной стороны,
- примеры могут дополнять друг друга.
Легче искать противоположные примеры и писать о них!
Если трудно определить связь, пишем, что примеры дополняют друг друга.
Потом пишет, для чего автор приводит эти примеры, что он хочет нам сказать. То есть этот вывод уже касается не каждого примера в отдельности, а двух примеров вместе.
Итак, обобщаю:
Комментарий.Пересказываем два эпизода из прочитанного текста, но пишем не что делают герои, а что делает АВТОР. Не забываем указать, как связаны эти эпизоды: противопоставлены друг другу, дополняют друг друга, характеризуют проблему с одной стороны и т. д. Обязательно указываем значение примеров для понимания проблемы. Например, «Писатель противопоставляет данные примеры, для того чтобы углубить проблему… и показать нам, что…».
КЛИШЕ:
Мы пишем о том, что делает автор:
¢ Автор рассуждает о…
¢ Автор приводит в пример…
¢ Автора волнует вопрос…
¢ Рассуждая о данной проблеме, автор акцентирует внимание на…
¢ Автор обращает внимание читателя на…
¢ Автора волнует вопрос…
КОММЕНТАРИЙ
Начало сочинения и исходный текст здесь
Рассуждая о проблеме, автор показывает нам два типа людей.
Он говорит о том, что есть люди, идущие туда, куда дорога ведет их, к концу пути люди доходят измученными, «с усталым сердцем и пустыми глазами». Автор подчеркивает, что этот несамостоятельный путь – путь в никуда, а такие люди – пассивные, ведомые. Этот путь и такое отношение к жизни не близки автору.
А. Чаковский показывает и других людей – ищущих, знающих, «зачем и куда идут». Он пишет о том, что такой самостоятельный и осознанный путь «разжигает их желания, обостряет зрение». Симпатии автора, несомненно, на стороне этих людей.
Таким образом, автор показывает два совершенно разных отношения к жизни, чтобы мы задумались о том, какую жизнь хотим прожить, и сделали правильный выбор.
В первой статье был дан текст. Попробуйте написать по нему комментарий, присылайте, разберем, что удалось, а что нет.