Найти в Дзене

Воронцовский дворец: в чем секрет его популярности?

Оглавление
Воронцовский дворец. Северный фасад. Фото Анны Карпенко.
Воронцовский дворец. Северный фасад. Фото Анны Карпенко.

Его проект разработал один из самых дорогих английских архитекторов, который ни разу не был в Крыму. У дворца нет единого архитектурного стиля. Его дважды хотели взорвать, но он все же дожил до наших дней и стал одним из самых популярных на полуострове.

Пожалуй, пора открывать отдельную рубрику “Дворцы Крыма с Альбиной Стародуб”. Коренная жительница Ялты, профессиональный гид уже помогла нам с вами побывать и в Ливадийском, и в Массандровском дворцах. Сегодня рассмотрим один из символов Крыма в Алупке и прогуляемся по его живописному парку.

Именно Воронцовский дворец оказался самым популярным среди читателей канала по результатам одного из опросов. Некоторые из вас признались, что посещали его не один раз и вернулись бы туда снова. Так что же такого особенного в нем?

1. Эклектика в архитектуре и необычный камень.

Постоянные читатели канала уже знакомы с именем графа Ревелиоти, командующего греческим балаклавским батальоном и предпринимателем, который скупал в Крыму земли и перепродавал их, сколотив себе на этом состояние. У него и приобрел землю в Алупке граф Михаил Семенович Воронцов, генерал-губернатор Новороссийского края.

Воронцовский дворец. Вид с южной террасы. Фото Альбины Стародуб.
Воронцовский дворец. Вид с южной террасы. Фото Альбины Стародуб.

Что он тогда увидел на месте нынешнего дворца? Сплошное нагромождение камней и редкую растительность. Но именно отсюда очень живописно выглядят зубцы Ай-Петри, напоминающие фантастический полуразрушенный замок. Граф Воронцов, вероятно, будучи романтиком, и решил построить здесь свой дворец. Это должно было быть майоратное владение.

“Майорат - форма английского наследования, когда имение переходит только по мужской линии”, - уточняет Альбина Стародуб.

Как это отразится на судьбе дворца, мы узнаем позже. А пока ненадолго перенесемся вместе с Воронцовым в Англию. Там он познакомился с известным придворным архитектором Эдвардом Блором. По его проекту был построен замок Эбботсфорд Вальтера Скотта в Шотландии. Он же один из авторов Букингемского дворца и Виндзорского замка.

Воронцов предлагает ему создать новый проект дворца (первый он заказал у одесского архитектора Франческо Боффо, но вскоре приостановил по нему работы). В это время в Европе царствует романтизм. Зодчие той эпохи строят здания с различными украшениями, башенками, шпилями.

Блор ответил Воронцову согласием, но, по данным некоторых историков, ехать в Крым отказался. Тогда, по просьбе графа, из Алупки в Англию присылают рисунки с видами местности. Архитектор создал уникальный проект дворца, который сочетает в себе одновременно несколько стилей. Несмотря на то, что в архитектуре не особо приветствуется эклектика, Блор сделал так, что средневековый романский стиль, неомавританский и стиль тюдор органично сочетались друг с другом.

Возводился дворец под руководством Вильяма Гунта, ученика Блора. Правда, он немного отступил от первоначального проекта.

Башни Воронцовского дворца. Фото Анны Карпенко.
Башни Воронцовского дворца. Фото Анны Карпенко.

Например, когда мы подходим к нему с западной стороны, то видим две большие круглые башни. У Блора же в проекте башни были восьмиугольные. Его проект можно увидеть на рисунках в коридоре дворца при входе.

Материалом для строительства дворца выбрали местный камень диабаз. Он прочнее гранита почти в два раза. Брали его прямо на месте стройки. Таких месторождений в мире очень мало.

“Диабаз - это своего рода неудавшийся вулкан. Магма пыталась вырваться из-под земли, но, не сумев преодолеть верхние слои, застыла куполообразными формами”.

Один из таких неудавшихся вулканов - гора Аю-даг, которая сохранилась в своей изначальной форме. А в Алупке диабаз рассыпался на множество кусков.

Вид на скалу из диабаза. Фото Анны Карпенко.
Вид на скалу из диабаза. Фото Анны Карпенко.

Строили дворец крепостные Воронцова из Владимирской губернии, где у него были имения. Самую высокую оплату получали каменщики и камнерезы - 25 р. серебром в месяц. Чуть меньше жалованье было у плотников. Это была очень большая сумма. Для сравнения: корова тогда стоила 5 - 7 р.

Были и сложности. Каменщики столкнулись с совершенно новым материалом. Никто не знал, как с ним работать. При всей сейсмопрочности камня, из-за малейшего неправильного движения он раскалывался, и приходилось начинать работу сначала. Приноравливались несколько лет. Со временем мастерство достигло наивысшей точки. В этом мы можем убедиться, когда зайдем во дворец и увидим камины со сложной ажурной резьбой по диабазу.

Резьба по диабазу на камине в одной из комнат дворца. Фото Анны Карпенко.
Резьба по диабазу на камине в одной из комнат дворца. Фото Анны Карпенко.

Каменные блоки клали на раствор, известь для которого привозили из Англии.

После завершения строительства дворца Воронцов многим дал вольную. На сэкономленные деньги рабочие смогли открыть свои собственные мастерские.

2. Визуальные эффекты и философия.

Если мы направимся во дворец через западные ворота, то сначала попадем в средние века. Узкий проезд, высокие крепостные стены. Те, кто посещает это место впервые, не сразу понимают, сколько еще им предстоит пройти.

Зубчатые стены, окна - бойницы - все создает представление крепостных стен, где идут бои. Но никаких военных действий здесь не проводилось. Это все было придумано для создания иллюзии Средневековья.

И вот мы доходим до очередной арки, проходим через нее, и перед нами открывается шикарный вид. Сразу много пространства. Виднеется вершина Ай-Петри, парк, огромная скала из диабаза.

Фото Альбины Стародуб.
Фото Альбины Стародуб.

Северный фасад - английский замок в стиле тюдор. В центре ворота, через которые проезжали кареты. Из них выходили дамы в своих пышных красивых платьях, мужчины в бархатных кафтанах.

Фото Анны Карпенко.
Фото Анны Карпенко.

Если вы внимательно посмотрите на парадный вход, то увидите два барельефа: араба и рыцаря-тамплиера. Когда будете ходить по дворцу, то заметите, что в нем повсюду отражено единение Востока и Запада.

После экскурсии по дворцу выходим на его южную террасу. В глаза сразу бьет яркий свет, открывается красивейший вид на море, парк. Фасад выполнен в неомавританском стиле. В его центре - портал с орнаментами восточного и готического стилей. А по фризу идет повторяющаяся надпись арабской вязью: “Нет победителя, кроме Аллаха”.

Фото Альбины Стародуб.
Фото Альбины Стародуб.

Гид уточняет, что в этом нет намека не вероисповедание Воронцова. Он был православным. Но это красиво, загадочно и модно было в то время. Возможно, это еще и дипломатический ход, т.к. Крым долгое время находился под исламским государством, и большая часть населения были мусульмане.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В Испании, в Гранаде находится средневековая крепость Альгамбра. Там в одном из помещений изречение “Нет победителя, кроме Аллаха” написано сотни раз. Эту крепость в XIII веке освободил арабский завоеватель Мухаммед. Когда он зашел в город со своим войском, местные жители кричали: “Мухаммед - победитель!” Он поблагодарил их, но сказал, что нет победителя, кроме Аллаха. Поэтому вы можете услышать, что портал южного фасада Воронцовского дворца называют Альгамбра.

В испанской Альгамбре есть львиный двор: там скульптуры животных держат на своих спинах фонтан. В Алупке построена львиная лестница. Шесть белых мраморных скульптур львов охраняют дворец. Смотреть на них нужно в динамике снизу вверх. Самый красивый и самый милый - спящий лев. Это работа мастера Джованни Бонанни. Остальных львов выполнили его ученики.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Потом льва вдруг кто-то разбудил, он приподнял голову, приоткрыл глаза. Далее - бодрствующие львы. Охраняют дворец рычащие львы.

Фото Анны Карпенко.
Фото Анны Карпенко.

Интересны львы, которые держат лапу на сфере. Сфера - это символ власти, могущества. Животные должны бодрствовать круглые сутки. Если они вдруг уснут, то сфера ускользнет из-под их лап, и контроль будет утерян.

Фото Альбины Стародуб.
Фото Альбины Стародуб.

Вообще их прообразом являются флорентийские львы. Установкой этих скульптур в 1848 г. было ознаменовано завершение строительства дворца. Строился он 20 лет:

3. Комнаты дворца и их уникальный интерьер.

Всего во дворце 5 корпусов: библиотечный, главный, столовый, гостевой и хозяйственный. Экскурсия же проводится только по парадным комнатам и коридору, которые были предназначены для приема гостей.

Спальни и рабочий кабинет хозяина располагались на втором этаже. Гостей туда не приводили. И нас туда не приглашают. Перекрытия дворца деревянные и могут не выдержать потока туристов. По словам Альбины Стародуб, там все было очень скромно.

Туристам показывают во дворце рабочий кабинет хозяина, китайский кабинет, ситцевую гостиную, вестибюль, голубую гостиную, зимний сад, парадную столовую и бильярдную.

Ситцевая комната обита тканью, которая была произведена в XIX в. на мануфактуре в Англии. Этот ситец ценен своей редкой сохранностью. В китайской комнате сохранились циновки из рисовой соломки. Вестибюль - типичный английский холл.

Самое оригинальное помещение дворца - голубая гостиная. Белые изящные узоры - это работа крепостного мастера Романа Фуртунова. За свою работу он получал 28 р. серебром. Каждый лепесточек он лепил вручную. Здесь нет ни одного одинакового цветка. Только в этой комнате сохранился родной паркет.

4. Парк с вечнозелеными растениями, фонтанами и озерами.

Одновременно со строительством дворца со стороны моря начали закладывать парк. Его территория сейчас занимает 40 га.

В 1825 г. по приглашению Воронцова приехал немецкий садовник Карл Кебах. На месте будущего парка он увидел нагромождение камней и кое-где росли деревья. Пришлось расчищать дорожки, прокладывать тропинки, разравнивать территорию, привозить черноземную землю. Саженцы деревьев заказывали в садах Европы и в Никитском ботаническом саду. Сейчас в парке произрастает более 200 видов растений со всего мира. Подбирали специально вечнозеленые сорта, чтобы даже зимой было много зелени. В любое время года здесь можно увидеть, как что-то цветет.

Фото Анны Карпенко.
Фото Анны Карпенко.

На территории парка провели дренажную систему. Хоть он и создавался искусственно, но важно было максимально приблизить все к естественным природным условиям, выдержать в ландшафтном стиле. Поэтому, когда гуляешь по нему, кажется, что все здесь так и было изначально.

Есть в парке и Зал фонтанов. В понятии европейского человека фонтан - это сооружение со струями, бьющими вверх. На Востоке же это спокойно падающая сверху вниз вода, где обычно набирали питьевую воду местные жители.

Фото Анны Карпенко.
Фото Анны Карпенко.

Давайте представим сейчас, что зазвучала симфония. И мы идем от дворца в парк. Первым мы видим малый фонтан, где бьет вертикальная струя воды. Его еще иногда называют “Мужские слезы” (современное название). Это мощное вступление в симфонии: слышен громкий шум воды. Затем мы переходим к следующему фонтану. Музыка затихает, начинается тема, ее исполняет тихая, спокойно журчащая вода. Идем дальше. Тему сменяет бурная концовка: самый дальний фонтан, который называют “Женские слезы”. Прочувствовать это удобнее всего в одиночку, не в группе.

Есть на территории парка и три озера. Все они искусственные. Самое маленькое - Зеркальное озеро. Его гладь недвижимая: все отражается, как в зеркале. Здесь вода всегда +6 - + 8 градусов.

Зеркальное озеро. Фото Альбины Стародуб.
Зеркальное озеро. Фото Альбины Стародуб.

Второе - Лунное (или Тенистое). При Воронцове там плавала форель. Ее чешуя переливалась в лучах солнца, и озеро светилось. Сейчас там тоже можно увидеть игру света, когда в полнолуние в воде отражается луна.

Лунное озеро. Фото Альбины Стародуб.
Лунное озеро. Фото Альбины Стародуб.

Самое большое озеро - Лебединое. Его название говорит само за себя. Ранее оно было выложено полудрагоценными камнями из Коктебеля. Со временем они исчезли. Остается только догадываться, как все это выглядело раньше.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА

После смерти Михаила Семеновича Воронцова имение перешло к его сыну Семену, как и положено по майорату. Он был женат на Марии Трубецкой. Но в этом браке детей у них не было. Поэтому по мужской линии ветка закончилась. После смерти Семена Михайловича по суду владелицей сначала стала его жена. Но начались новые разбирательства уже с дочерью М. С. Воронцова Софией. Судебный процесс длился почти 10 лет. В результате дочь Софии Елизавету выдают замуж за ее троюродного брата графа Воронцова-Дашкова с условием, что он будет носить фамилию Воронцов. Так последней хозяйкой дворца стала внучка губернатора Новороссии.

Началась революция. В 1918 г. Елизавета покинула Алупку. Дворец национализировали и открыли в нем Музей дворянского быта.

Наступает 1941 год, немцы на подходе к Южному берегу. Все экспонаты во дворце сложили в ящики и перевезли в Ялту, чтобы отправить их в тыл. Но не успели. Ялту занимают немцы. Руководство дворца уезжает в тыл. В нем остается старший научный сотрудник Степан Иванович Щеколдин и некоторые музейные работники.

Щеколдин возвращает все ящики с экспонатами во дворец, раскладывает их по полкам, что-то прячет в хранилище.

Однако сверху поступает приказ взорвать дворец, чтобы ничего не досталось немцам. На свой страх и риск Щеколдин оттягивает момент взрыва. И дотянул до тех пор, что Алупку заняли немцы. Щеколдину удается войти в доверие к немецкому коменданту и договориться, чтобы фашисты не грабили дворец. В итоге, во время войны он функционировал как музей для немецких солдат. Они хранили его для себя.

Фото Анны Карпенко.
Фото Анны Карпенко.

В 1944 г., когда начинается освобождение Крыма, немцы вынуждены бежать, и они подготовили взрывчатку, чтобы уничтожить дворец. Но, к счастью, не успели это осуществить. Дворец разминировали и сохранили. Однако немцам все-таки удалось вывезти более 500 произведений искусства. Нашли и вернули не все из них, многое до сих пор находится в розыске.

После войны Щеколдина награждают орденом за сохранность экспонатов дворца и на 10 лет отправляют в лагеря за сотрудничество с немцами. Реабилитировали его только в 1992 г. Но в Крым он уже не вернулся. Правда, продолжал контактировать с работниками музея. Щеколдин написал книгу “О чем молчат львы”. И про него вышел документальный фильм “Дело гражданина Щеколдина”.

В феврале 1945 г. когда в Ливадии проходила Ялтинская конференция, во дворце остановилась английская делегация во главе с Уинстоном Черчиллем. Британский политик после писал в своих мемуарах, что Воронцовский дворец ему напомнил старую, добрую, его родную Англию.

После войны здание Воронцовского дворца отдали под госдачу НКВД. И только в 1956 г. после реставрации здесь вновь открыли музей, который мы сейчас и посещаем.

Вид с южной террасы дворца. Фото Анны Карпенко.
Вид с южной террасы дворца. Фото Анны Карпенко.

Благодарю Альбину Стародуб за интересный рассказ про еще одну достопримечательность Крыма и фотографии. Хотите, чтобы она вам лично провела экскурсию, пишите ей на страничке в VK.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Адрес: г. Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

На общественном транспорте из Ялты: автобус № 102 (с автовокзала), № 132 (от ост. Вещевой рынок). Остановка "Воронцовский дворец". Пешком по асфальтированной дороге 10 минут до Северного Парадного Двора.

Автобусы №107 или №115 (с автовокзала). Остановка «Автостанция». Пешком 15 минут до западных ворот Воронцовского дворца.

На машине: 44.419831, 34.055742

Вы были в этом дворце? Поделитесь вашими впечатлениями и, возможно, любимыми фотографиями в комментариях. По вашему мнению, почему этот дворец один из самых популярных в Крыму?

Ваша лучшая благодарность рассказчику и автору - "пальчики вверх". Спасибо за ваши комментарии, обсуждения, вопросы. Нажимайте "подписаться", чтобы первыми узнавать о новых интересных и полезных публикациях о Крыме.