Найти в Дзене
Доктор у руля

Особенности поведения за рулем в категории 60+.

Оглавление

Увеличивающаяся доля возрастных (пожилых) людей в промышленно развитых странах приводит к росту количества «немолодых» водителей.

Цифра 60 взята условно. Мы понимаем, что у некоторых уже после 40 лет физические показатели снижены значительно, а есть люди, способные дать фору более молодым даже в возрасте именно 60+.

В настоящее время выделяют группы «пожилых людей»: таковых можно разделить условно на категорию 60-74 лет и далее 75+. Перспектива развития общества такова, что поколения водителей желают сохранять водительские удостоверения и пользоваться ими как можно дольше. А это значит, что назревает необходимость понимать особенности поведения за рулем водителей данных возрастных категорий.

Возможные возрастные проблемы и способы их устранения

Все мы не молодеем и это факт неоспоримый. Также с годами мы еще и накапливаем различные заболевания, которые могут плохо влиять на безопасность управлением автомобилем. Это проблемы сердечно-сосудистой системы, ухудшение подвижности суставов, ухудшение зрительной функции. С возрастом становится труднее повернуть шею, чтобы быстро и качественно оценить окружающую обстановку. Со временем понижается и внимательность, быстрота реакции оставляет желать лучшего, проблемы со зрением настигают практически всех. Эти и многие другие факторы могут привести к созданию аварийных ситуаций на дороге.

Пожилые люди не всегда способны адекватно оценить свою способность управлять автомобилем. Им кажется, что они еще дадут фору всем окружающим, но это далеко не всегда так.

Следует ли полагать, что с течением времени все мы становимся опаснее за рулем, потому что «уже не те»? Однозначно заявлять такое я бы не стал. В противовес распространенному мнению, что автомобилисты старшего возраста становятся виновниками большого количества серьезных аварий, статистика говорит обратное. Люди в возрасте 65+ лет в один из отчетных годов XXI века спровоцировали 18% несчастных случаев с травмами, причиненными водителями автомобилей. Тогда как доля данных возрастных водителей среди населения, составляла примерно 22%. Наглядно видно, что доля происшествий с пожилыми людьми за рулем меньше их доли в числе населения исследуемого региона.

Не секрет, что некоторое ухудшение навыков весьма успешно компенсируется другими факторами. Так, для категории 60+ характерно наличие значительного водительского стажа и, соответственно, накопленного опыта эксплуатации различных автомобилей.

Существует и специфика обращения старшего поколения со своими автомобилями.

Возрастные люди в сравнении с молодыми, более внимательно относятся к своим автомобилям, стараются поддерживать их в хорошем техническом состоянии. Данная их особенность объясняется пониманием важности данного факта.

Еще одна причина особого отношения взрослых автолюбителей к собственному авто и не стоит над этим смеяться - это восприятие его не только как «железного коня», но и как «друга» или даже как «члена семьи». Поддержание его работоспособности обладает для водителя особой важностью не только с практической, но и с психологической точки зрения.

Личному комфорту возрастные автолюбители не придают особенного статусного значения.

Особенности поведения на дороге

У водителей в категории 60+ поведение на дороге отличается определенными особенностями. По статистике автомобилисты старшего возраста проводят за рулем на 25-30% меньше времени и проезжают меньшие расстояния (на 20-25%), чем более молодые их коллеги.

Исследования психологов говорят о том, что в плотном транспортном потоке водители 60+ ведут себя более вежливо и тактично по сравнению с другими участниками дорожного движения, они реже нарушают ПДД.

Самым главным показателем низкой культуры вождения опытные водители считают опасную езду (до 40% опрошенных), в то время как молодые, в возрасте от 18 до 25 лет, относятся к этому фактору весьма снисходительно (30% опрошенных). Любые ситуации, которые могут спровоцировать аварию, воспринимаются зрелыми водителями резко отрицательно. В их число входят несоблюдение скоростного режима, проезд на «красный», резкое маневрирование и использование мобильного телефона во время движения. Также отрицательно данные водители относятся к ревущей в салоне музыке, которая в немалой степени способна провоцировать ДТП. Молодые водители часто склонны недооценивать опасность перечисленных факторов.

Возрастные водители совершают всего 5-7 резких ускорений на 100 км пути, тогда как молодежь (особенно до 24 лет) – свыше 15 таких ускорений. Опытные автолюбители на 20-23% реже превышают скоростной режим и получают на 13-15% меньше штрафов по сравнению с возрастной категорией от 41 до 50 лет. Серьезные различия непосредственно связаны с психологическими особенностями людей пожилого возраста (спокойствие, уравновешенность, опыт и т.д.), а также частое отсутствие необходимости куда-то спешить.

Водители в категории 60+ склонны к соблюдению ПДД больше, чем их молодые коллеги.

По мнению экспертов и врачей, решающим фактором для безаварийного участия в дорожном движении является не возраст водителя, а состояние его здоровья и стаж вождения. Для пожилых людей обычно характерен адекватный ситуации и вполне ожидаемый стиль вождения: они избегают рискованных маневров и держатся на достаточной дистанции. При таком уравновешенном и самокритичном поведении за рулем возрастные «потери» часто могут быть адекватно компенсированы. Многие пожилые люди избегают ночных поездок и поездок по автомагистралям, водят машину более осторожно и бережно. Следует отметить, что способность управлять автомобилем, которую приобрел конкретный водитель, ухудшается только при наличии значительных функциональных нарушений организма.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что судить о пригодности к вождению недопустимо только на основании возраста водителя. Медики и эксперты все же советуют водителям в категории 60+ самокритично относиться к своим навыкам вождения. Эта рекомендация относится ко всем автомобилистам — независимо от возраста, бывает, что в возрасте 20-35 лет некоторых нужно просто гнать подальше от управления автомобилем. Если не дано, то и не стоит.

Консультация врача обязательна

Ясность восприятия действительности, внимательность и способность реагировать на меняющиеся обстоятельства - залог безопасного вождения. Однако с годами работоспособность может ухудшаться. Хорошо то, что чаще всего это ухудшение не происходит внезапно, а проявляется постепенно (за месяцы и годы). Помимо изменений, вызванных естественным процессом старения организма, многие заболевания и лекарственные препараты способны отрицательно сказаться на безопасности вождения. При обнаружении проблем со здоровьем необходимо обратиться за консультацией к своему лечащему врачу. Именно у него вы сможете узнать о подходящих для вас мерах профилактики и восстановления или компенсации функций. Например, только врач способен заключиться о том, что ваше зрение позволит вам безопасно управлять автомобилем. Я не говорю про оценку состояния сердечно-сосудистой системы, которую способен сделать лишь врач.

К чему готовиться

Представители поколения 60+ оказывают на автомобильный трафик всё большее влияние. Они используют автомобили в соответствии со своими предпочтениями, потребностями и образом жизни. Автомобильная индустрия пока недостаточно исследует и учитывает потребности этой группы водителей, которых на дорогах с каждым годом становится все больше. Сами же возрастные водители обязаны трезво оценивать свои навыки и возможности, что необходимо для постоянного обеспечения безопасности на дорогах.

За плечами автовладельцев «старшего поколения» — опыт, мудрость. Они, как правило, успели подкопить средства и уже являются самодостаточными. Им не так важны такие «понты», как цвет, ревущий глушитель, «тонировка вкруг», «проходимость» и страна-производитель автомобиля, но качество исполнения и техническое состояние машины для них крайне актуальны.

Буду рад увидеть ваше мнение по теме в комментариях.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте "палец вверх".

Всем здравия и ровных дорог!