Начало статьи здесь 👉 «Навряд ли вы невротик….»
Я рассматривать буду психогенные факторы (средовые) и культурные в формировании личностных расстройств.
Подчеркну, что генетически передаётся предрасположенность, а не само расстройство по наследству.
И если ребёнок с предрасположенностью попадает в среду, которая «воспитанием» генерирует травму, то предрасположенность проявит себя в расстройство личности непременно.
Как и наоборот, ребёнок с наследственностью попадает в благоприятную среду, где значимые взрослые психически зрелые люди интересующиеся детской природой и особенностями ребёнка, то любая предрасположенность компенсируется.
Компенсация происходит, когда у ребёнка есть счастливое детство и опыт безопасной зависимости от значимых взрослых, это возможно только при условии, что родитель ВЗРОСЛЫЙ!!!
Средовое воздействие основополагающий корректор психического развития, в котором формируется личностное расстройство либо компенсируется предрасположенность.
И если значимый взрослый сам обладатель личностного расстройства, допустим созависимый, то вряд ли он привлечёт достаточно здорового партнёра. Вот и получается, что ребёнок уже приходит в ту дисфункциональную и напряженную семейную систему генерирующую кумулятивную травму, которая и формирует личностное расстройство психики.
Поэтому я всегда говорю, что в родительстве, детей руками трогать не надо, надо работать над осознаванием своей травмы и психически зреть, чтоб видеть перед собой не своё продолжение, «радость», «гордость», «отраду», «опору», «лучшего мужчину на свете», «подругу», а отдельную личность ребёнка.
Ребёнок не должен вас любить и радовать, у него будет своя любовь в жизни и свои интересы, важно их нащупать не через собственные неразрешённые потребности, а через желания и потребности самого ребёнка.
Задача взрослого родителя вырастить самостоятельного, счастливого и самодостаточного человека, а это не про радовать родителя.
У родителя должна быть в жизни своя радость, для детей это непосильная ноша, нести ответственность за счастье своего «маленького» родителя.
Дети не должны оправдывать ожидания, они должны развиваться и исследовать мир, а любить уже будут свою семью.
Ведь энергия передаётся от старшего поколения к младшему, они вложенную любовь, не должны «вернуть сторицей», они её возвратят своим детям, а те, в свою очередь следующему поколению.
Любовь родитель в норме получает от партнёра, а не от ребёнка, в здоровом виде у родителя даже нет такой потребности, чтоб ребёнок любил.
Чтобы сформировать личностное расстройство не обязательно насиловать ребёнка, достаточно быть инфантильным и очень «маленьким».
Но я и про насилие молчать не буду.
В обществе не принято говорить о насилие над детьми, это что такое из мира фантастики, что где-то там, есть какая-то мать «кукушка» и это единичный случай.
Таким образом нормализируя отношение к ребёнку как дефективному , «да что он там может помнить, маленький ещё, всё забудется», не воспринимая его всерьез, инвалидизируя его чувства, обесценивая его переживания это и есть насилие.
Здоровый базис психики начинает формироваться из ощущений малыша и эмоций мамы, мама отражение и когда мама «холодная», «мёртвая» оставляющая подолгу плакать в кроватке, то мир кажется ребёнку опасным и непредсказуемым, а он себе ничтожным, неважным, незначимым и чтобы выжить, надо быть тихим.
Всё самое страшное, закладывается именно в младенческом, в доречевом периоде, а дальше, эти ощущения своей ненужности, неважности, никчёмности, ненормальности закрепляются, укрепляясь в личностном расстройстве.
Я сомневаюсь, что мама которая не выдерживала, разрушалась, уничтожала своей холодностью и «кормлением по часам» младенца, будет после 3-х лет экологичная к ребёнку, к его личностным и возрастным особенностям, потребностям и видеть его целиком.
Она скорее всего будет такой же «маленькой» и не выносящей ребёнка, что только будет закреплять сформированное расстройство.
Поэтому считаю важным говорить и делать явным влияние на психику и личность ребёнка непосредственно мамы, как первого объекта любви и привязанности ребёнка.
От которой зависит вся дальнейшая «судьба» и никогда не поздно начинать работать над собой, чтоб улучшить отношения со своими ребёнком, ведь у него витальная потребность в материнской любви.
Но, только той любви, которая нужна, а её можно дать только через контакт, когда видишь все части личности, сострадаешь ребёнку за прошлое рядом с «маленькой» мамой.
И контейнируешь последствия своих травм и дефицитов, очень важно увидеть какой вывод вынес сам ребёнок, формировавшийся рядом с «маленькой» мамой.
Бывает один повесился в пубертат, а другому хоть бы хны…
Важно видеть ребёнка и как он справляется с тем, что пришлось передать ему от незнания по «наследству» через автоматизмы «воспитания».
Только взрослость родителя взрастит со временем доверие и ребёнок сколько бы ему лет не было, допустит вас к своей израненной душе.
За хорошие и тёплые отношения несёт ответственность родитель, он идёт первый на контакт с ребёнком.
Но это в норме.
Часто наблюдаю другую картину, когда ребёнок «козёл отпущения», если начинает употреблять, умирает от передоза, выходит в окно, вешается, уходит в шизофрению, становится неуправляемым с девиантным и делинквентным поведением, то принято думать, что «сам по себе такой уродился, в семье не без уродов», «сил больше моих нет и легче один раз уже отгоревать и не мучиться».
Всё что угодно, «гены», «другая порода», «в отца козла пошёл», чтоб только не осознавать свою 100 %-ную ответственность значимого взрослого.
Все тяжёлые личностные расстройства формируются до 3-х лет, внутри семейной системы, которая внешне может быть социально одобряемая с таким «благополучным фасадом», а над ребёнком происходит что-то такое, что превращает его психику в фарш и чтобы не уйти в безумие, ребёнок адаптируется в своей дисфункциональной семье за счёт примитивных защит и укрепления личностного расстройства.
Опять матерей обвиняете кто-то скажет ?
Да нет, конечно же нет, я сама человек с личностным расстройством воспитывалась мамой с личностным расстройством и знаю изнутри как устроена травма, которая формирует пограничную организацию личности и тут хоть обвиняй, хоть не обвиняй, так дисфункцию не остановить.
Только через называние всего происходящего своими словами, происходит самоидентификация у человека вышедшего из дисфункциональной семьи, что не он «законченный», а обстоятельства в детстве были такие, которые поспособствовали формированию его таким, какой он стал.
У человека появляется тогда выбор жить, мыслить, вести себя по-другому работая над собой, образовывая в терапии новую доминанту в голове с новым мышлением, поведение, реакциями, психически вызревая связываясь с внутренним достоинством и сочувствием к себе. Появляются другие смыслы в жизни и опора на себя, меняются психологические защиты и человек живёт с ощущением уже своей жизни.
Задачи нет кого-либо обвинить, задача есть задуматься и заставить рефлексировать, какая моя ответственность и как компенсировать то, что упущено с ребёнком? А выросшему ребёнку больше осознавать про себя, учиться самоанализу и идти в терапию.
Я пишу и много внимания уделяю фигуре матери, потому что мать, это первый объект любви и привязанности ребёнка и если она с личностным расстройством(что является психической нормой), то вряд ли она привлечёт здорового партнёра, так и будет в деструктивных отношениях «ради ребёнка», либо одна с проблемой выстраивания близких, безопасных, тёплых отношений передавать своё расстройство дальше.
Психика структурируется до 7 лет значимым взрослым, а все тяжелые личностные расстройства в раннем младенческом возрасте до 3-х лет, всё самое страшное сформировано, а дальше лишь закрепляется дисфункцией.
Давайте посмотрим, какие это дисфункциональные семьи и как формируется пограничная организация личности?
🍀Если вы выросли в семье алкоголиков, либо один из родителей знатно выпивал, а второй «сохранял семью, ради так сказать детей» ( был созависимым);
🍀Есть в анамнезе семьи психиатрические заболевания ;
🍀Было авторитарное, жёсткое воспитание с позиции силы и власти;
🍀Был непоследовательный и непредсказуемый родитель;
🍀Вас инвалидизировали в детстве, заставляя усомниться в своей адекватности и опираться на себя, на свои чувства.
В семье ребёнок начинает чувствовать свою ненормальность, неадекватность, становится отрешённым, диссоциированным либо гиперактивным, тревожным и «неуправляемым»;
🍀Если было сексуальное насилие;
🍀Инцест и инцестуозное поведение родителя; Соблазняющий родитель.
🍀Если в семье был один родитель; Либо воспитание ребёнка в однополой семье (мама и бабушка);
🍀Насильственное токсичное общение в семье с ребёнком и между родителями;
🍀Суицид родителя или угроза суицида на глазах ребёнка;
🍀Наоборот отвергающее и пренебрегающее отношение к ребёнку, лишь бы только не отсвечивал;
🍀Гиперопекающее, такое поглощающее ребёнка воспитание гипертревожной, неуверенной в себе мамы;
🍀Родовые травмы, внутриутробные травмы,
🍀Импульсивное, агрессивное поведение с побоями;
🍀Если вы выросли в семье где родители изменяли друг другу, либо один из родителей ;
🍀Промискуитет непрерывные смены половых партнёров;
🍀Компульсивное переедание, булимия, анорексия, ожирение;
🍀Инфантильные просто «маленькие»родители, парентификация.
Хотите проверить кто вы с обратной связью?
Тогда к вам просьба, опишите себя в комментариях, кто вы? И были ли перечисленные маркеры выше в вашей семье?
Жду вас на своей терапии, работаю онлайн. Записать на почту 👉 yuliya.zubenko@yandex.ru
Подписывайтесь на мои ресурсы:
- Youtube: https://www.youtube.com/@juliazubenko
- Instagram: https://www.instagram.com/yuliya.zubenko/