В который раз пытаюсь честно переосмыслить: разброс интересов – показатель моей разносторонности или следствие неумения выбирать?
Сколько себя помню, мне со всех сторон внушали, что нельзя заниматься всем, на что глаз ляжет. Мол, нужно ставить приоритеты, не распыляться, если хочешь хоть в чем-то преуспеть.
Есть же такой тезис, – не помню в точности, как он звучит, поэтому по-своему сформулирую: хочешь стать всем – останешься никем.
А ты вот не можешь остановиться на чем-то одном, потому что всё кажется равнозначно ценным. Это как брать и целые куски от себя отхреначивать, оставив лишь один, который сам по себе выглядит что-то не очень воодушевляюще...
А не отсекаешь – так и ходишь годами, и маешься из-за отсутствия основательно укорененной функциональной идентичности... Или без того самого, заветного и исключительного призвания, которое если найдешь, то сразу обретешь свой непоколебимый смысОл жизни (как ходят слухи).
Впервые я столкнулась с этой дилеммой, будучи подростком. В те годы был расцвет музыкальных молодёжных субкультур: готы, металлисты, панки и иже с ними... У меня только-только появился интернет и рок-музыка, которая будто глаза мне открыла на то, что мне могут не только книжки нравиться (до этого к музыке, напомню, я была почти равнодушна). Представьте силу эффекта, когда информационный вакуум вдруг прорывается, и у тебя, наконец, появляется выбор. Не тот выбор, где "на безрыбье и рак рыба", а богатый шведский стол с доселе непробованными блюдами, благодаря вкусу которых вдруг случается озарение, что ты поклонник паназиатской кухни. Просто доселе не случалось возможности её отведать...
При погружении в неисчерпаемый источник информации – эдакое виртуальное окошко в большой мир – мне казалось, что нужно обязательно определить свою субкультурную идентичность. Чтобы стать где-то "своей".
Но как быть, если и готик-метал вдохновляет очень, и любо одеваться во всё черное и агрессивно-элегантное, и по своему характеру быть готкой мне бы подошло... А с другой стороны как будто про меня – честный в своей небрежности гранж, кеды, клетчатые рубашки, длинные волосы растрёпом...
С третьей стороны – наследие жизнелюбивых, красочных и солнечных хиппи. Хм... Но вообще-то меня же страстно тянет в хэви-метал?
Уж про философию всех этих движений молчу.
Короче, в тот момент так и не поняла, из какой соц.сказки я персонаж. Может, оно и слава богу.
Сейчас этот пример с попыткой натянуть себя атрибутивные рамки субкультур кажется глупостью (проблемы белых детей, ха). Но его суть – та же самая, что у любой необходимости выбирать конкретную деятельностную идентичность.
Только по тому, что присутствует в моей жизни с наиболее частой регулярностью, я, вроде как, могу называться и фотографом, и психологом, и музыкантом, и писателем-редактором, и в походы ходить мне важно, и рукоделием заниматься...
Но поскольку всего этого много, силы и внимание не бросаются на что-то одно – кажется неправомерным приписывать себе все эти роли, потому что ты оказываешься недостаточно экспертен в чем-то конкретном. Ибо сегодня ты здесь, завтра – там, послезавтра – в чем-то третьем...
Меж тем, мне всегда импонировали полиматы. Или люди энциклопедического склада, т.е. те, чьи способности, интересы и деятельность не ограничены лишь одной-двумя областями. Больше всего примеров таких универсальных людей мы знаем по представителям эпохи Возрождения (самый известный – Леонардо да Винчи, из наших –Ломоносов). Стоит отдать должное тому факту, что в те времена было не так много факторов, отвлекающих внимание. С другой стороны, далеко, ох как далеко не многие имели реальную возможность заниматься искусством и научными изысканиями.
Сейчас для личного развития мы имеем несоизмеримо больше возможностей и свободы, но из-за информационной нагрузки и изменившегося характера жизни общества время как будто бежит всё быстрее и быстрее... И вот снова звучит установка: выбирай, или не успеешь ничего. С другой стороны, и от совсем ничем не ограниченной свободы выбора что-то веет пронизывающим холодом космоса...
Но вот ведь какой интересный момент... я часто слышу/вижу/считываю сейчас совсем и иную позицию. Мол, наше время таково, что недостаточно развиваться в чем-то одном, иметь одну компетенцию. Собирай свой мультикласс (как в РПГ), чтобы однажды не проиграть за неимением навыка, который мог бы тебя выручить. Т.е. речь не просто про личное "хочу", а про объективные неудобные обстоятельства, которые может подкинуть жизнь (банально та же потеря работы).
Что касается сложностей выбора между своими хотелками, еще Барбара Шер (книга "Отказываюсь выбирать") предложила миру теорию дайверов и сканеров. Т.е. она увидела, что есть люди, которые изначально склонны погружаться в одну тему, развиваться в одной сфере интересов (дайверы), и есть люди, которые очарованы многообразием, которое предлагает мир (сканеры). Барбара хотела показать, что быть вторыми – тоже нормально, просто никто не учил таких людей, как можно распределять своё время и успевать всё. Вместо этого звучит строгое напутствие – выбирай. По себе могу предположить, что в результате у таких людей много времени уходит не на то, чтобы здесь и сейчас заниматься чем-то интересным для себя и полезным для общества, а на мучительные попытки понять, что же им выбрать... Начинается прокрастинация и муки по эфемерному призванию.
Колитесь, кому знакомо?
Вообще я вижу всё больше примеров, говорящих о том, что вопрос не в отведенном нам времени жизни, а в личной энергоёмкости и способности легко переключаться. (не берем, конечно, в расчет случаи, когда людям приходится буквально выживать из-за условий существования, а не спокойно жить. хотя можно найти множество примеров, показывающих, что душевному выживанию в "нечеловечных" условиях помогает творчество, искусство).
Итак, энергоёмкость. Я вот, к слову, не могу похвастаться тем, что я электровеник. Темперамент не тот. К тому же я персонаж медленный, "одноканальный", слишком глубоко сосредотачивающийся на текущем процессе, будь то работа, общение с другим человеком или творчество. Я тяжело переключаюсь + добавьте сюда некоторые ментальные слабости, из-за которых часто возникает усталость и отсутствие желания что-либо делать... Разброс интересов кажется непозволительной роскошью при таком раскладе.
Но это, опять же, в большей степени вопрос количества энергии и способности адаптироваться соответственно своим же особенностям. Это я решаю с помощью личной долгосрочной терапии.
Вообще психология дала мне немало ценных подсказок, упрощающих жизнь.
Вот даже если возвращаться просто к примерам людей, которые всё успевают, не напрягаясь, без нарциссических выжигающих гонок. Слушала курс про работу с эмоциями – вёл его гештальт-терапевт, ректор института. Имя не буду называть из этических соображений.
Не помню, почему вообще зашла речь на тему, которую я здесь расписываю, но явно там было что-то насчет невротичных переживаний о необходимости делать выбор "раз и навсегда". Ведущий курса говорил примерно так (и это было довольно непривычно слышать от живого человека, не читать в тексте): "любой человек имеет право заниматься в жизни всем, к чему у него ляжет душа. В этом контексте он никому ничего не должен и не обязан, кроме себя самого". Сам ведущий как личность в этом плане не голословен: несколько вышек по собственным интересам, очень немалый кругозор, судя по грамотности и насыщенности речи (его очень приятно и интересно слушать, факты без воды + сложные вещи простыми и ясными словами), большая семья (трое детей, по-моему) + еще и музыкант. Это что я только запомнила из его рассказа о себе. (при этом вообще ни разу не похоже, чтобы у него был нарциссический радикал – это я тем, кто засомневаться может, поясняю).
А вообще понимание того, что можно гармонично уделять время для всех частей своего бытия, без перекосов в одни сферы и дефицитов в других, мне подсказала одна из сутей психотерапии.
Исцелять – делать целым.
Психология как минимум в юнговской теории – это путь к целостности, собирание всех частей психики в одно неделимое осознаваемое целое.
Если переносить эту идею на те вещи и занятия, которые мы для себя выбираем, можно обнаружить возможность их органичного объединения. Отсюда могут возникать новые профессии и новые видения того, как можно действовать, адаптироваться к реальности. И здесь вдруг может обнаруживаться, что интерес к разным сферам по-своему усиливает их. Например, я не просто так увлечена разными гуманитарными предметами: чуть философии, чуть искусствознания и культурологии, чуть больше филологии... Потому что всё это по-своему со своих сторон проливает свет на особенности человеческого мышления и чувствования. И тут снова привет психология. С совсем другой стороны её подкрепляет интерес к биологии и материи природы (к слову, самый любимый предмет в школе).
А знаете, как я открыла для себя мульти-модальную терапию творчеством и начала с неё наконец реальный путь в психологию? Люблю рассказывать эту историю, хотя радикальные материалисты обычно в такое не верят. В кризисные дни жизни голову мою бедовую озарило, что можно не рваться между своими интересами – разными видами искусства и психологией, – а объединить их в одно целое! Это же так естественно, что танец, музыка или рисование целительны для души!
Ну, озарило и прошло. Что с этим дальше делать – я не знала. А через несколько дней случайно наткнулась в интернете на объявление о наборе в региональную программу по МТТ. То есть здесь, у нас в Красноярске! Сразу стали и деньги на обучение находиться, с которыми у меня тогда были сложности, и жизнь стремительно меняться...
Тут, конечно, и кризис сыграл свою роль, но это совсем другой вопрос.
С гуманитарными специальностями все относительно понятно – они в принципе имеют очень перетекаемые границы между собой. Порой ты не поймёшь предмета, если не обратишься к другим областям знаний – к той же истории, например, анализируя исторические романы или стихи поэтов прошлых эпох. Но даже в технических науках сейчас становятся востребованы смешанные специалисты: не просто программисты, но имеющие еще медицинское, психологическое или какое иное образование (в зависимости от сферы деят-сти, для которой ведутся разработки).
В целом вот что хочу сказать: множество дорожек, которые мы выбираем, по итогу переплетаются между собой и превращаются в тот самый, индивидуальный путь. Поэтому зачем отказываться от чего-то, если можно соединять и получать на выходе свой уникальный способ жить? Конечно, это не очень-то просто и понятно, ибо никем не проторено. И двигаешься потому совсем не так быстро, как хотелось бы. И по чужим картам сильно не сориентируешься – придешь не туда, куда интуитивно тянуло. Самостная идентичность в этом смысле вообще сложна, т.к. не умещается в простые и понятные культурные рамки-шаблоны и веяния актуальной моды. Зато имеешь возможность обрести личностную аутентичность.
К слову, предпочтения во внешнем виде и музыке тоже оказываются не такими уж мелочами. Это тоже детали большой комбинации, состоящей из прожитых историй, почерпнутых знаний, выстроенных и утраченных отношений, пищевых привычек, гендера, национальности и т.д.. Комбинация из всего этого и являет индивида. И личные предпочтения что-то здесь тоже да значат.
Резюмирую: в моём понимании уметь быть разным, – находить стыковку между всеми своими разноцветными фрагментами, уметь формировать собственные рамки (они важны, да, без них все рассыпается), в которые эти фрагменты будут уложены, как прекрасный витраж, – значит быть целостным.
Для вдохновения оставлю здесь стихотворение Евгения Евтушенко — в тему:
Я разный —
я натруженный и праздный.
Я целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
неудобный,
застенчивый и наглый,
злой и добрый.
Я так люблю,
чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось
от запада
и до востока,
от зависти
и до восторга!
Я знаю — вы мне скажете:
«Где цельность?»
О, в этом всем огромная есть ценность!
Я вам необходим.
Я доверху завален,
как сеном молодым
машина грузовая.
Лечу сквозь голоса,
сквозь ветки, свет и щебет,
и —
бабочки
в глаза,
и —
сено
прет
сквозь щели!
Да здравствуют движение и жаркость,
и жадность,
торжествующая жадность!
Границы мне мешают…
Мне неловко
не знать Буэнос-Айреса,
Нью-Йорка.
Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,
со всеми говорить —
пускай на ломаном.
Мальчишкой,
на автобусе повисшим,
Хочу проехать утренним Парижем!
Хочу искусства разного,
как я!
Пусть мне искусство не дает житья
и обступает пусть со всех сторон…
Да я и так искусством осажден.
Я в самом разном сам собой увиден.
Мне близки
и Есенин,
и Уитмен,
и Мусоргским охваченная сцена,
и девственные линии Гогена.
Мне нравится
и на коньках кататься,
и, черкая пером,
не спать ночей.
Мне нравится
в лицо врагу смеяться
и женщину нести через ручей.
Вгрызаюсь в книги
и дрова таскаю,
грущу,
чего-то смутного ищу,
и алыми морозными кусками
арбуза августовского хрущу.
Пою и пью,
не думая о смерти,
раскинув руки,
падаю в траву,
и если я умру
на белом свете,
то я умру от счастья,
что живу.