Найти тему

Активные методы работы над темой

Оглавление

Вхождение в тему.

Метод «Ульи»

Цель:научиться завязывать разговор в малых группах.

Численность: без ограничений; в том числе группы 3-6 человек.

Время: 10-20 мин.

Материал:карточки или лист большого формата, фломастеры для участников.

Проведение:

Участники разбиваются на группы по 3-6 человек в каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Пример: Что для меня лично связано с темой этого семинара? Какую поддержку я рассчитываю здесь получить? Какие у меня есть вопросы по теме к ведущему?

Заранее известно, что ответы на вопросы, подобные второму и третьему в нашем примере, будут затем сообщены всем участникам. С этой целью участники пишут свои ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения.

Примечания:

Если участники в начале выполнения задания обычно формулируют свои запросы и интересы, то затем они начинают более внимательно прислушиваться к предложениям преподавателя, благодаря этому они могут установить, отвечают ли предложения преподавателя их запросам и потребностям.

При использовании этого метода несколько снижается психологический барьер и смущение при необходимости выступать в малой и затем большой группе.

Варианты:

Этот метод можно с успехом использовать до начала или во время инпутов, чтобы активизировать учащихся.

Метод «Визитные карточки»

Цель:установление контактов; первое обсуждение темы.

Численность:без ограничений, пары.

Время: 15-30 мин.

Материал: 3-6 чистых карточек для каждого участника.

Проведение:

Каждый участник получает 3-6 карточек. На одной стороне каждой карточки он пишет свое имя (или имя и фамилию, в зависимости от отношений в группе). Ведущий пишет на большом листе 3-6 вопросов (по числу розданных карточек). Например: Когда я впервые столкнулся с данной темой? Какой наиболее важный для меня вопрос я хочу предложить по данной теме?

Участники пишут ответы на вопросы на чистых сторонах карточек. Теперь у них по каждому вопросу есть карточка с ответом. Затем все расходятся по аудитории и находят себе по одному партнеру для разговора. Двое собеседников выбирают один вопрос и кратко сообщают друг другу свой на него ответ. При этом они обмениваются соответствующими карточками. Собеседники прощаются и ищут себе новых партнеров для обмена ответами на следующий вопрос.

Примечания:

Обмен карточками облегчает установление контактов и начало разговора.

В коротких диалогах участников прежде всего интересует, что думают и могут сказать другие члены группы - ведь до сих пор каждый успел поговорить только с немногими участниками семинара. Образуется хорошая основа для дальнейшей работы в группах и дискуссии. Это тренинг не предназначен для глубокой проработки темы.

"Визитная карточка" - приятный сувенир, она останется на память о семинаре.

Метод «Экспертиза»

Цель:выработка тем самими группами.

Численность:без ограничений, малые группы.

Время: 1-3 часа.

Материал: информационный материал для "экспертов".

Проведение:

Приблизительно треть всех участников впоследствии примет роль "экспертов". Они получают материалы по теме, чтобы войти в курс дела. При этом различные аспекты темы разделяются, для того чтобы впоследствии не оказалось, что каждый из "экспертов" компетентен во всех вопросах по теме.

Прочие участники разбиваются на группы по 5 человек в каждой и составляют от 5 до 10 вопросов, которые они потом зададут "экспертам. Эта подготовительная стадия занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от темы и характера группы.

В заключение все участники собираются вместе. "Эксперты" садятся отдельно за столы напротив остальных участников. Преподаватель может предложить определенную последовательность проведения "экспертизы", если находит это целесообразным в смысле структурирования материала. Последовательно ставятся вопросы и выслушиваются ответы "экспертов".

Примечания:

Этот метод дает возможность группе интенсивно пройти первое ознакомление с темой. Благодаря тому, что на место преподавателей становятся компетентные "эксперты" из числа участников, возрастает уверенность участников в том, что их знания и способности также имеют значение для всей группы. В игровой форме осуществляется работа по выработке темы самими участниками.

Метод «Картинная галерея»

Цель:обсуждение темы.

Численность:5 групп по 3 человека

Время: 15-20 мин.

Материал: листы с заданием, пазлы с изображением сюжета

Проведение:

Модератор предлагает на некоторое время стать художниками, но вместо кисточек и красок предлагает пазлы, из которых нужно будет составить картину. При этом оговаривает, что некоторые пазлы лишние, и для того чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздает листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.

Примечание:

Участники семинара виртуально впадают в детство и отрабатывают материал в легкой игровой форме.

Метод «Баба-яга»

Цель:отработка групповой работы.

Численность:3 группы по 5 человек

Время: 30 мин.

Материал: каждая группа получает плакат с изображением Бабы-Яги, карточки, кисти, краски, фломастеры и т.п.

Проведение:

Модератор рассказывает о Бабе-Яге – что в переводе с древнерусского «ягать», значит ругаться, что изображается она в виде лохматой, плохо одетой женщины и д.р. и задает участникам вопрос: «Как вы думаете, всегда ли Баба-Яга была такой, если нет, то как дошла до такой жизни?» и предлагает каждой группе написать на одной карточке действия, которые способствуют превращению в Бабу-Ягу, а на другой – выходу из этого состояния. Затем предлагает исправить портрет Бабы-Яги на основе этих рекомендаций. В результате могут быть перерисованы прическа, подрисован макияж, добавлена бижутерия и т.д. После выполнения работ, группы демонстрируют результаты, объясняя, как они видят ситуацию. После этого выбирается самая красивая Баба-Яга.

Метод «Аквариум»

Цель:обсудить тему, выявить степень владения темой, задать общее направление работы

Численность:15-20 человек

Время: 15-20 мин.

Материал: стулья

Проведение:

1й этап. Из группы выбирается 4-5 человек, которые будут золотыми рыбками в аквариуме. Они садятся в круг, остальные участники располагаются вокруг. Задача рыбок – дать перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой и расположить их в последовательности, в которой группа будет с ними работать. Работа идет без обсуждения, остальные участники не вмешиваются, просто слушают.

2й этап.Каждый участник, кроме рыбок, должен либо добавить еще один вопрос по теме, либо конкретизировать уже имеющийся.

Метод позволяет, при том, что этот план совместный.

Метод «История техники»

Цель: подтолкнуть обучающихся к самостоятельному поиску информации.

Численность:15-20 человек, мини-группы

Время: 15-20 мин.

Материал: листы ватмана с изображенной на ней «лестницей технической эволюции» с историческими ступеньками, маркеры.

Проведение:

Группа разбивается на мини-группы (3-4). Каждой мини-группе выдается ватман.

Задача: разместить на этой лестнице в хронологическом порядке технические вещи: колесо, микроскоп, термометр, радиоприемник, телевизор, телефонный аппарат и т.д. У каждой ступеньки написать век или год и рассказать об истории возникновения этих вещей.

В перерыве для разминки можно провести конкурс по изобретению приборов. Группам можно дать задание: изобрести прибор для измерения площадей (ответ – палетка), или изобрести прибор для взвешивания стога сена (надо знать удельный вес сена, и геометрическим способом подсчитать объем – и не надо изобретать прибора) и т.д.

Следующее задание: что можно сделать в невесомости.

Модератор предлагает мини-группам прокатиться в невесомости на роликовой доске (нельзя из-за отсутствия силы тяжести), вскипятить воду (можно, хотя процесс более длительный, чем на Земле), зажечь свечу (можно, но она быстро погаснет, т.к. горячий воздух не будет подниматься вверх).

Обсуждение темы

Метод «Отрицательное и положительное»

Цель: обсуждение темы в малой группе. Формирование разностороннего подхода к теме. Анализ ситуации.

Численность: группы по 5 человек

Время: 45 - 60 мин.

Материал:большие листы бумаги, фломастеры, скотч, цветная бумага.

Проведение:

Участники делятся на группы по 5 человек. Каждая группа берет себе 3 большие листа бумаги и фломастеры. Ведущий задает всем три вопроса: «Почему в будущем на пути решения этого вопроса возникнут проблемы?», «По каким причинам в данной области будущее может стать еще мрачнее?», «Какой вклад вы можете внести, чтобы будущее вокруг данной проблемы стало еще мрачнее?»

После окончания работы участники проходят по кругу и знакомятся с плакатами других групп.

Затем после перерыва ведущий просит участников вернуться к своим плакатам и найти в отрицательных моментах, которые они написали положительные идеи. Положительные идеи записываются на небольших цветных карточках и прикрепляются поверх отрицательного момента.

По окончанию работы над переводом минусов в плюсы, каждая группа выбирает одного человека, который будет представлять получившуюся у их группы картину.

Примечание:

Это упражнение позволяет участникам критически посмотреть на существующую ситуацию вокруг проблемы, выявить проблемы, а также положительные моменты. Положительные утверждения могут стать отправной точкой для дальнейшей работы над темой.

Вот как это было однажды

Метод «Структурированные раунды»

Цель: это упражнение помогает участникам решиться высказать свое мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Его можно использовать при разрешении конфликтов, поскольку оно выявляет весь спектр мнений. Такие «раунды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему.

Численность: до 25 человек.

Время:каждому участнику дается ограниченное время на высказывание – 1-2 минуты.

Материал:плакатные листы

Проведение:

Ведущий формулирует тему «раунда», например: «Как мы можем передать наши знания коллегам из компании Х?» и записывает ее на доске. Предложите кому-то из участников начать выступление и определите, кто будет следующим. Участники говорят по очереди. Не перебивая друг друга, и не комментируя сказанное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. Важно следить за соблюдением регламента. Если время не используется полностью, участник говорит, что он закончил, и приглашает высказаться следующего. У каждого члена группы есть право отказаться от выступления.

В конце «раунда» ведущий обобщает спектр мнений и помогает группе прийти к общему мнению или решению.

Можно кратко изложить основные мысли каждого участника на доске и подвести промежуточный итог. Решения и планируемые мероприятия нужно также записать. Если в ходе «раунда» группа не приходит к согласию, упражнение продолжается.

Время от времени полезно напоминать участникам, чтобы они не перебивали других и не отпускали комментариев. Следует подбадривать сдержанных участников, чтобы они также высказывали свое мнение.

Если упражнение состоит из нескольких «раундов», целесообразно, чтобы их начинали разные участники.

Это простая и эффективная техника, которую можно использовать очень часто.

Метод «Карта группового сознания»

Цель: анализ существующей проблемы. Поиск решений.

Численность: малые группы по 5 – 6 человек.

Время: 15-30 мин.

Материал:большие листы блокнота, фломастеры, скотч

Проведение:

Ведущий разделяет участников на небольшие группы по 5 – 6 человек. Каждая группа берет по листу блокнота и фломастеры. Ведущий формирует проблему. Каждая группа записывает ее в центре листа в круге. Далее участники в группах начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся вокруг круга с проблемой. Чем более важной является идея, тем ближе она располагается к центру и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Если возникают косвенные идеи, относящиеся не напрямую к проблеме, а к одному из аспектов, то они пишутся в стороне от основного положения и соединяются лучами с ним.

По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты группового сознания» на стену и представляет ее.

Метод «Скульптурные композиции»

Цель:пластическое самовыражение; творчество; невербальная коммуникация.

Численность:до 30 человек.

Время: 20-40 мин.

Проведение:

Участники разбиваются на малые группы. По заданному ключевому слову или самостоятельно выбранному разделу (аспекту) темы участники создают "живую картину" - памятник, статую.

Когда все группы выполнят это задание, участников просят запомнить свое положение в композиции, позу, жест. Затем все расходятся.

Все участники собираются вместе. Одна из групп в течение нескольких минут показывает свою композицию, остальные смотрят. "Скульптурную композицию" демонстрирует вторая группа, и так далее.

Примечания:

Этот тренинг хорош для эмоционального освоения различных сторон темы.

Поза человека (например, при темах "власть", "сила", "одиночество") порой выражает больше многих слов.

Сторона или раздел темы переживается участниками "живой картины" с очень большой непосредственностью.

Невербальная коммуникация особенно полезна тем группам, где языковое общение затруднено (например, в силу многонационального и многоязыкового состава группы). Возможность самовыражения получают не только участники, уверенные в своих языковых и речевых способностях

Часто сразу же после этой игры заметно оживляется и вербальная коммуникация.

Варианты:

Малые группы получают задание создать "статую" без предварительного обсуждения: кто-то один принимает определенную позу, за ним - другой, и так далее, пока все не образуют многофигурную композицию. После того как группа придумала свою композицию, участники обмениваются мнениями о том, что она означает или какие чувства вызывает в каждом из них.

Группам даются разные темы или ключевые слова. Когда одна группа показывает свою композицию, все остальные угадывают ее смысл.

Последовательно представляются композиции противоположного содержания ("Отчаяние" - "Счастье". "Угнетение" - "Свобода").

Композиции не демонстрируются всем участникам, а создаются только для малой группы.

Композиции фотографируются, и, если есть возможность, снимки выставляются на другой день или в конце работы семинара.

Метод «Цепочка»

Цель: высказывание мнений участников, логическое продолжение разговора.

Численность:20-30 человек делятся на 2 большие группы, одна из которых дробится на маленькие по 4-5 чел, а другая является наблюдателем

Время: 30 мин.

Материал:тезисные лекции по теме

Проведение:

Преподаватель читает лекцию по теме, которая имеет форму тезисов. После каждого тезиса, который состоит из не менее 6 предложений в активных группах начинается обсуждение (3-4мин). Представители высказывают мнения групп. Каждый раз мнение группы оглашает другой человек, таким образом, никто не остается в стороне.

Далее группы меняются местами. Теперь наблюдатели становятся активными.

Метод «А наше мнение такое»

Цель:вовлечь все группы в обсуждение проблемы.

Численность:все участники, разбитые на 3 группы

Время: 10-12 мин.

Материал: ватман и фломастеры

Проведение:

Группы занимают места в разных местах помещения. Задача первой группы – обосновать, почему они против. Задача второй группы – обосновать, почему они поддерживают, задача третьей группы – высказаться, почему их не устраивает ни то ни другое мнение. Каждая группа говорит по очереди.

Метод «Дерево головной боли»

Цель:обсуждение темы, формирование разностороннего подхода к теме, анализ ситуации.

Численность:вариант 1 - все участники, вариант 2 – мини-группы по 3-6 человек

Время: 30-40 мин.

Материал: ватман и фломастеры

Проведение:

1. Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу.

2. Определите и составьте список основных препятствий, которые необходимо преодолеть.

3. Расставьте препятствия по степени возрастания сложности.

4. Начертите вертикальную линию – ствол дерева. Запишите на нем вашу задачу.

5. Начертите горизонтальные линии – ветви. Запишите на них препятствия: более легкие на нижних ветках, а сложные - на верхних.

6. Информация на дереве может быть краткой или достаточно подробной.

После выполнения упражнения в мини группах каждая группа представляет свои деревья.

Примечание: этот метод можно использовать для выявления ожиданий и опасений.

Метод «Анализ проблемы»

Цель:вовлечь все группы в обсуждение проблемы.

Численность:группы по 3-4 человека

Время: 20-40 мин.

Материал: ватман и фломастеры

Проведение:

Ведущий формулирует проблему. Каждая группа делит лист бумаги на 3 части, в каждой из которых изображают все, что у них ассоциируется с:

1 – причинами проблемы

2 – состоянием проблемы

3 – способами решения проблемы

По окончанию работы, группы представляют свои иллюстрации.

Дискуссии и принятие решений.

Метод «Cветофор»

Цель: выражение мнения групп. Умение начать беседу.

Численность: до 40 человек.

Время: 15-30 мин.

Материал:подготовленные тезисы; по красной, желтой и зеленой карточке каждому участнику.

Проведение:

Участники садятся в круг. Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитывает тезисы по одному. Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку. Несогласные - красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения - желтую. Всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, участников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.

Примечания:

Этот метод позволяет узнать мнения всех участников - никто не остается только зрителем. У многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный желанием узнать причины расхождения во мнениях и обосновать свое мнение. Желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы предположительно несходное отношение. Если мнение всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает.

Этот метод не применяется, если по условиям времени нет возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек мало результативно.

Варианты:

После того как все уже подняли карточки, участники по очереди сообщают свое мнение: по первому вопросу - соседу слева, по второму вопросу - соседу справа. Таким образом, происходит обмен различными или сходными мнениями.

Метод «Футбол»

Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, отработка эффективных средств общения, умение действовать в команде.

Численность:все участники

Время: 40-60 мин.

Материал:песочные часы, бумага, фломастеры

Проведение:

Участники делятся на 2 команды. Каждая команда готовит свои ситуации для решения, а непосредственно на «игре» выставляет свою «футбольную команду» из 3 человек: Вратарь, защитник, нападающий.

Обговаривается время «игры» - 3-5 мин и включаются песочные часы. Нападающий задает ситуацию для решения противоположной команде. Защитник и вратарь совещаются, как можно ее решить, а нападающий в это время задает уточняющие вопросы для решения ситуации.

Затем команды меняются местами. Ответ должен прозвучать до истечения отведенного времени. Если этого не происходит, гол считается забитым. Нападающая команда может дать свой вариант ответа.

Затем команды меняются местами. Счет ведет судья, в роли которого может выступать как модератор, так и один из участников. Затем могут быть созданы другие «футбольные команды». В процессе турнира заполняется турнирная таблица. По итогам турнира определяется команда-победительница, лучший защитник, нападающий и вратарь.

Метод «Приоритеты»

Цель:выражение и обоснование своего мнения. Принятие решения всей группой.

Численность:до 30 человек.

Время: 30-60 мин.

Материал:тезисы (положения) по одной теме в необходимом количестве экземпляров.

Проведение:

Каждый участник получает листок с тезисами по теме. Ведущий дает первое задание: участники должны расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого тезисы оцениваются по десятибалльной шкале. На выполнение задания отводится 10 минут.

Участники разбиваются на группы по 4-5 человек в каждой. В группах они вырабатывают единую систему приоритетов. Если группа не приходит к единому мнению по какому-то тезису, этот тезис отмечается особо, доводы за и против также фиксируются для позднейшего обсуждения этого случая на общем собрании.

Все участники собираются для общего обсуждения. Малые группы докладывают о своих результатах и спорных случаях. Если всеми участниками должно быть принято какое-то решение (например: на какую из предлагаемых экскурсий поехать всей группой?), то теперь, как ранее в малых группах, все участники должны прийти к соглашению по вопросу приоритетов.

Варианты:

Вместо тезисов, напечатанных на одном листке, каждая малая группа получает несколько карточек, на которых напечатаны отдельные тезисы. При этом обсуждение будет более оживленным, а фаза индивидуальной работы отсутствует.

Участники получают не готовые тезисы, а чистые листки, складывают их пополам вдоль и разделяют на 10 граф. По каждому вопросу каждый участник записывает в графах на левой половине листа 10 важнейших, по его мнению, аспектов (например: что должен уметь руководитель группы?). Лишь после этого дается новое задание: распределить эти аспекты в соответствии с их значимостью (обозначить приоритеты). С этой целью на правой стороне листа выставляются оценки по десятибалльной системе. Важно, что суть состоит не в выработке единого мнения группы, а в том, чтобы получить представление о многообразии аспектов темы: заполненные листки кладутся затем на стол, и все участники подходят к столу и изучают результаты.

Вместо баллов, проставляемых на листках можно использовать мелкие предметы, которые участники получают заранее: монеты, пуговицы, камешки и т.п. Возле некоторых аспектов можно положить одинаковое количество предметов, возле других - ни одного. Оценка значимости того или иного аспекта темы становится очень наглядной благодаря зрительному восприятию предметов.

Метод «Плюсы и минусы»

Цель:обсуждение темы в малой группе, формирование разностороннего подхода к теме, анализ ситуации.

Численность:все участники, разбитые на 4 группы по 3-5 человек.

Время: 20-30 мин.

Материал: ватман, фломастеры, листы бумаги, ручки.

Проведение:Двум группам необходимо написать на листках бумаги все плюсы семинара, а двум другим – все минусы. Представители от групп выступают, а ведущий тезисно записывает их ответы на ватмане. Ведущий сравнивает «+» и «-» и помогает придти к общему мнению.

Метод «Театр»

Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, отработка эффективных средств общения.

Численность:все участники работают в мини–группах по 7-8 человек.

Время: 60 – 70 мин.

Материал:несколько листов бумаги, фломастеры

Проведение:Участники в мини-группах определяют, какое литературное произведение, по их мнению, максимально соответствует теме проблемы. Далее участники пишут сценарий по мотивам выбранного произведения и ставят инсценировку, которая должна отражать мнение команды по вопросу, предложенному к разрешению. Зрители оценивают, насколько инсценировка соответствует теме обсуждения.

Метод «На линии огня»

Цель:оживление противоречий и затянувшихся дискуссий. Тренинг умения аргументировать свое мнение.

Численность: до 30 человек.

Время: 20-30 мин.

Проведение:

Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, так что каждый имеет непосредственного противника. Одна партия отвечает за аргументы "за", другая за аргументы "против". Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагаемому преподавателем положению. Один называет только доводы в пользу, другой - против этого положения. Каждый старается убедить противника в своей правоте.

Через 2-4 минуты они меняются местами и меняют аргументацию на противоположную. То есть, теперь участники должны научиться использовать аргументы противной стороны. Еще через 2-4 минуты спор прекращается. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: Какие аргументы были использованы? Произошло ли сближение? Удалось ли кого-то убедить? Какими аргументами? Чью сторону было легче отстаивать?

Примечания:

Все активно участвуют в дискуссии. Все говорят одновременно, поэтому говорящего слышит только его противник. В таких условиях многим участникам легче высказаться.

При этой игре стоит страшный шум, поэтому она идет весело.
Некоторые участники приходят в замешательство, когда им предлагают отстаивать положения и приводить доводы, которые они не разделяют и не считают своими. Тем не менее, это хороший тренинг, позволяющий опробовать в деле аргументы противной стороны. Он особенно хорош для участников, которым в их профессиональной деятельности (школа, торговля, политика) часто приходится кого-то убеждать.

Вариант:

Самостоятельная выработка положения. Группам предоставляется 30 минут времени на подготовку с использованием информационных материалов. Одна группа разрабатывает доводы "за", другая - "против" по определенному вопросу.

Группы становятся в две шеренги друг против друга. Первый участник стороны, выступающей "за", в течение 1 минуты излагает один или два аргумента "за". После этого его останавливают и предоставляют возможность первому участнику от противной стороны привести один или два аргумента "против". Так, при строгом соблюдении временных рамок, ведется спор. В заключение происходит общая открытая дискуссия.

Метод «Цветные вариации»

Цель:обсуждение темы семинара, формирование разнопланового подхода к ней, анализ подготовленности группы по теме семинара.

Численность:первая часть в мини-группах, вторая часть - все участники

Время: 50 - 60 мин.

Материал:карточки для каждого участника, большой лист бумаги, фломастеры

Проведение:

Участники семинара делятся на мини-группы по 5 человек, каждый участник пишет на карточке ответ на вопрос об актуальности темы семинара. Затем в мини-группах участники обмениваются карточками друг с другом, высказывают свое мнение, в результате чего формируется общее мнение группы по данному вопросу. Далее формируется экспертная группа (по 1 человеку от мини-группы), которая меняется после каждого экспертного заключения. Ее задача – согласиться с предложенными мини-группами высказываниями или нет. В зависимости от решения экспертов, мнение команды заносится либо в красную часть листа либо в зеленую. В конце семинара каждый участник ставит свою оценку в виде галочки красного или зеленого цвета.

Презентация активных методов презентации.

Метод «Групповой обмен впечатлениями»

Цель: обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах.

Численность:без ограничений.

Время: 30-60 мин.

Проведение:

В предшествующие два часа тема, по которой работает семинар, прорабатывалась в рабочих группах, например, в четырех (рис.8).Для подведения итогов участники собираются по одному от каждой группы (всего четыре в каждой вновь образуемой группе). В этих "сборных" представлена информация всех прежних рабочих групп. Члены "сборных" рассказывают о результатах работы своей группы. Подведение итогов завершается выражением благодарности всем присутствующим за активное сотрудничество. После этого общее обсуждение прекращается.

Примечания:

Каждый участник активен. В малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем обсуждении. Вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются непосредственно и сразу же.

Хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, времени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.

Метод «Выставка плаката»

Цель:представление результатов работы малых групп.

Численность:без ограничений.

Время: до 30 мин.

Материал:листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.

Проведение:

Малые группы представляют результаты своей работы в виде "выставки плаката". Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей. Плакаты вывешиваются на стенах. Участники обходят выставку, им предоставляется достаточное время для ознакомления с содержанием плакатов и обсуждения его с другими участниками.

Если содержание плаката отличается сложностью или схематично, один из членов малой группы находится возле плаката и дает необходимые пояснения.

Примечания:

При этом методе не требуется выслушивать долгие сообщения. Каждый участник может самостоятельно решить, какие плакаты осмотреть бегло, а каким в соответствии с их тематикой уделить больше внимания. Возможно, не все участники воспримут всю предъявленную информацию (однако при общем устном обсуждении этот риск ничуть не меньше - слушатели ведь нередко отвлекаются посторонними вещами.)

Метод «Рынок мнений»

Цель:рассмотрение важнейших результатов работы малых групп.

Численность:без ограничений.

Время: 30 мин.

Материал:листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.

Проведение:

Каждая малая группа записывает важнейший итог своей работы в верхней части будущего плаката. Важно, чтобы это был только один итог (одно положение). Плакаты всех групп вывешиваются на стене аудитории. Возле каждого плаката находится один член малой группы, отвечающий на вопросы и дающий необходимые разъяснения. Всем участникам предоставляется 30 минут для ознакомления с выставкой. В нижней части плакатов записываются дополнения, контраргументы, вопросы, положительные отзывы зрителей. Представители групп возле плакатов должны сменяться, чтобы все участники получили возможность принять участие в работе.

При необходимости малая группа затем собирается и обсуждает собранные в виде записей на плакатах мнения зрителей о своей работе.

Метод «Формы группового сообщения»

Цель:рассмотрение важнейших результатов работы малых групп.

Группы:общее собрание.

Численность:без ограничений.

Время: 30 мин.

Материал:листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.

Проведение:

Когда малые группы докладывают на общем собрании о результатах своей работы, можно оживить ситуацию, отойдя от общепринятых форм ведения дискуссии. Предлагаем несколько способов такого оживления:

- Все малые группы в ходе работы должны дать ответы на одни и те же вопросы. На общем собрании каждая группа дает свой ответ на один из вопросов. Другие группы высказывают свое мнение о нем, только если их ответ совершенно противоположен данному.

- Каждая группа составляет свое коммюнике о результатах работы, объемом не более трех предложений, которые вырабатываются совместно и ни у кого в группе не вызывают возражений. Этим удается избежать излишне пространных сообщений.

- Сообщения малых групп составляются в форме газетных информации, которые зачитываются вслух. Потом участники могут сохранить у себя эти "публикации" как своеобразный протокол семинара.

Метод «Диаграмма»

Цель:наглядно представить результат работы группы.

Численность:все участники работают в группах по 8-10 человек.

Время: 5-6 мин.

Материал: лист ватмана, фломастеры

Проведение:

После обсуждения вопроса в группе, участники составляют диаграмму, где отражено отношение к обсуждаемым вопросам в процентном соотношении. Статистику можно отразить в виде круга, поделенного на секторы или столбики. От группы один выступающий кратко делает анализ результатов.

Метод «Доска объявлений»

Цель:наглядно представить результат работы группы.

Численность:все участники работают в группах по 8-10 человек.

Время: 5-6 мин.

Материал: доска или лист ватмана, фломастеры

Проведение:

После группового обсуждения участники прикрепляют на доску результаты группового обсуждения, зафиксированные в краткой тезисной форме. Результаты можно записать на листах, которые потом соединяются в цветок. Один из участников от группы делает краткий анализ.

Метод «Соавторы»

Цель:наглядно представить результат работы группы.

Численность:все участники работают в группах по 8-10 человек.

Время: 5-6 мин.

Материал: доска или лист ватмана, фломастеры

Проведение:

Каждая группа представляет результат своей работы в виде плаката с комиксом или схематичным изображением. Другие группы обсуждают увиденное, и могут дорисовать недостающие, по их мнению, элементы (не больше 1).Затем каждая группа делает презентацию своего плаката, объясняя, что изображено, я «соавторы» объясняют, что было добавлено и почему.

Метод позволяет группам быть лаконичными и выразительными в средствах, а также проверить доходчивость своей идеи. В то же время совпадения и несовпадения вносят элемент неожиданности и непринужденности.