Найти тему
Поликсена Торопецкая

"Игорь Грабарь писал только зимние пейзажи, а когда зима заканчивалась, он переходил на натюрморты"

Только не смейтесь в голос, но такой текст я прочитала на одном канале, который позиционирует себя как художественно-творческий. Статья, состоящая из нескольких предложений, была щедро приправлена всеми знаменитыми зимними пейзажами Грабаря и несколькими натюрмортами - это, видно, в качестве доказательства своей правоты.

И надо же такому случиться, что именно в тот день я вернулась с выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича, а на ней каких пейзажей только не было - смотри не хочу.

Не в силах терпеть информационный беспредел, я в комментариях посоветовала авторам сходить на выставку и убедиться в том, что их максима совсем не соответствует действительности. На что предсказуемо получила в ответ: "так пишут во всех статьях в интернете" - то есть один "знаток" творчества художника когда-то что-то такое ляпнул, а остальные халтурщики, даже не потрудившись проверить, тупo переписали вслед за ним, размножив эту белибеpду по своим каналам.

А ужас в том, что вот именно так и рождается виртуальная действительность, не имеющая ничего общего с реальностью - ведь если раньше напечатанное (в книге, в газете, в журнале) слово десять раз перепроверялсь и мы ПРИВЫКЛИ верить ему, то теперь каждый лепит любое, что придет в голову. А многие так и продолжают верить.

Заканчивая свой возмущенный вопль, в утешение читателю скажу, что эта публикация дальше будет совсем немногословной, а скорее показательной. В том смысле, что я покажу пейзажи Грабаря, написанные во все другие сезоны - в конце концов, хочется отстоять истину, и не голословно, а на реальных примерах.

Формат статьи я выбрала исключительно потому, что здесь лучше располагать горизонтальные фото, чем в посте.

Пожалуй, самый ранний из показанных на выставке пейзажей -

"Прудик у Дельвиговского училища в Москве",

написанный в 1889 году.

Справка:

техническое железнодорожное училище, открытое в Москве в 1872 году по указу Александра II. Названо в честь русского инженера, барона А.И. Дельвига, который пожертвовал для нужд училища дом в Кучином переулке, устроил при нем общежитие и обеспечил капиталом.

частное собрание, фото автора
частное собрание, фото автора

А вот совершенно замечательный павильон в Кузьминках, написанный художником в 1904 году. Тогда это было еще подмосковное имение под названием Влахернское-Кузьминки, принадлежавшее С.М. Голицыну. Павильон, построенный в 1816-17 годах по проекту архитектора Д.И. Жилярди, служил Мыльней (Ванным домиком) и кое-как дотянул даже до наших дней: дважды горел в начале 90х, но в 2008 году был воссоздан.

Картина из собрания моего любимого Саратовского художественного музея имени Радищева
Картина из собрания моего любимого Саратовского художественного музея имени Радищева

И еще один пейзаж, датированный 1904м годом -

"Дорожка в усадьбе"

собрание М. Суслова, фото автора
собрание М. Суслова, фото автора

Необыкновенно изящная, кружевная "Березовая роща" (1908 г.) тоже из частного собрания.

фото автора
фото автора

"Рябинка", 1915 г., этюд для одноименной картины

частное собрание, фото автора
частное собрание, фото автора

А вот "Старый дом в Ольгове",

написанный в 1921 году, когда семья Грабаря лишилась своего поместья в Дугине, и художник был вынужден искать новые места для пленэра и летнего отдыха семьи.

В то время главное здание усадьбы Ольгово Дмитровского уезда Московской губернии тоже было "освобождено" от хозяев и использовалось как музей, в связи с чем поддерживалось в хорошем состоянии, чего не скажешь о теперешних временах - с 1960х годов этот когда-то такой нарядный дворец полуразрушен, и никому нет до него дела.

Главное здание усадьбы было выстроено в 1790-х годах архитектором Ф. Кампорези по заказу графа С.С. Апраксина, но после национализации не протянуло и пятидесяти лет.

О современном состоянии поместья можно почитать здесь: Творение Кампорези в руинах: усадьба Апраксиных Ольгово

частная коллекция, фото автора
частная коллекция, фото автора

Вот тоже пейзаж из периода "летних скитаний" художника: в 1924 году он снимал дачу в деревне Жилино Люберецкого района МО, там ему полюбились вот такие

"Рябины", 1924 г.

из собрания музея-заповедника "Ростовский кремль", Ростов
из собрания музея-заповедника "Ростовский кремль", Ростов

Этот "Ясный осенний вечер"

написан в 1923 году в подмосковном селе Крылатское, недалеко от Кунцева, где Грабарь в тот год снимал дачу.

Третьяковская галерея, фото автора
Третьяковская галерея, фото автора

И вот наконец "кочевому" периоду в жизни художника приходит конец - в числе других десяти самых именитых художников, Грабарь, в середине 1930х годов, получает участок для строительства собственной дачи вблизи знаменитого Абрамцева и возводит там трехэтажный дом в стиле финского деревянного модерна по собственному проекту.

Поселок располагался на берегу реки Вори, напротив старинной абрамцевской усадьбы и создавался как новое содружество художников, подобное тому, что возникло в Абрамцеве во времена Мамонтова.

"Сирень у входа в Абрамцевскую мастерскую", 1953

из собрания Красноярского художественного музея им. Сурикова, фото автора
из собрания Красноярского художественного музея им. Сурикова, фото автора

И эти пейзажи - только часть художественного наследия мастера и далеко не всё, что было показано на выставке, ведь, делая эти фотографии, я еще не знала, что мне придется вступить в неравный бой с халтурщиками и использовать фото в качестве доказательств их неправоты.

Еще о жизни и творчестве Игоря Грабаря смотрите и слушайте здесь:

🚩Игорь Грабарь: начало пути. Прогулка по выставке и рассказ гида, смотрите со звуком

🚩Игорь Грабарь: возвращение к живописи и портрет жён

🚩Игорь Грабарь: революционные перемены в жизни и живописи. Прогулка по выставке, рассказывает гид