Только не смейтесь в голос, но такой текст я прочитала на одном канале, который позиционирует себя как художественно-творческий. Статья, состоящая из нескольких предложений, была щедро приправлена всеми знаменитыми зимними пейзажами Грабаря и несколькими натюрмортами - это, видно, в качестве доказательства своей правоты.
И надо же такому случиться, что именно в тот день я вернулась с выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича, а на ней каких пейзажей только не было - смотри не хочу.
Не в силах терпеть информационный беспредел, я в комментариях посоветовала авторам сходить на выставку и убедиться в том, что их максима совсем не соответствует действительности. На что предсказуемо получила в ответ: "так пишут во всех статьях в интернете" - то есть один "знаток" творчества художника когда-то что-то такое ляпнул, а остальные халтурщики, даже не потрудившись проверить, тупo переписали вслед за ним, размножив эту белибеpду по своим каналам.
А ужас в том, что вот именно так и рождается виртуальная действительность, не имеющая ничего общего с реальностью - ведь если раньше напечатанное (в книге, в газете, в журнале) слово десять раз перепроверялсь и мы ПРИВЫКЛИ верить ему, то теперь каждый лепит любое, что придет в голову. А многие так и продолжают верить.
Заканчивая свой возмущенный вопль, в утешение читателю скажу, что эта публикация дальше будет совсем немногословной, а скорее показательной. В том смысле, что я покажу пейзажи Грабаря, написанные во все другие сезоны - в конце концов, хочется отстоять истину, и не голословно, а на реальных примерах.
Формат статьи я выбрала исключительно потому, что здесь лучше располагать горизонтальные фото, чем в посте.
Пожалуй, самый ранний из показанных на выставке пейзажей -
"Прудик у Дельвиговского училища в Москве",
написанный в 1889 году.
Справка:
техническое железнодорожное училище, открытое в Москве в 1872 году по указу Александра II. Названо в честь русского инженера, барона А.И. Дельвига, который пожертвовал для нужд училища дом в Кучином переулке, устроил при нем общежитие и обеспечил капиталом.
А вот совершенно замечательный павильон в Кузьминках, написанный художником в 1904 году. Тогда это было еще подмосковное имение под названием Влахернское-Кузьминки, принадлежавшее С.М. Голицыну. Павильон, построенный в 1816-17 годах по проекту архитектора Д.И. Жилярди, служил Мыльней (Ванным домиком) и кое-как дотянул даже до наших дней: дважды горел в начале 90х, но в 2008 году был воссоздан.
И еще один пейзаж, датированный 1904м годом -
"Дорожка в усадьбе"
Необыкновенно изящная, кружевная "Березовая роща" (1908 г.) тоже из частного собрания.
"Рябинка", 1915 г., этюд для одноименной картины
А вот "Старый дом в Ольгове",
написанный в 1921 году, когда семья Грабаря лишилась своего поместья в Дугине, и художник был вынужден искать новые места для пленэра и летнего отдыха семьи.
В то время главное здание усадьбы Ольгово Дмитровского уезда Московской губернии тоже было "освобождено" от хозяев и использовалось как музей, в связи с чем поддерживалось в хорошем состоянии, чего не скажешь о теперешних временах - с 1960х годов этот когда-то такой нарядный дворец полуразрушен, и никому нет до него дела.
Главное здание усадьбы было выстроено в 1790-х годах архитектором Ф. Кампорези по заказу графа С.С. Апраксина, но после национализации не протянуло и пятидесяти лет.
О современном состоянии поместья можно почитать здесь: Творение Кампорези в руинах: усадьба Апраксиных Ольгово
Вот тоже пейзаж из периода "летних скитаний" художника: в 1924 году он снимал дачу в деревне Жилино Люберецкого района МО, там ему полюбились вот такие
"Рябины", 1924 г.
Этот "Ясный осенний вечер"
написан в 1923 году в подмосковном селе Крылатское, недалеко от Кунцева, где Грабарь в тот год снимал дачу.
И вот наконец "кочевому" периоду в жизни художника приходит конец - в числе других десяти самых именитых художников, Грабарь, в середине 1930х годов, получает участок для строительства собственной дачи вблизи знаменитого Абрамцева и возводит там трехэтажный дом в стиле финского деревянного модерна по собственному проекту.
Поселок располагался на берегу реки Вори, напротив старинной абрамцевской усадьбы и создавался как новое содружество художников, подобное тому, что возникло в Абрамцеве во времена Мамонтова.
"Сирень у входа в Абрамцевскую мастерскую", 1953
И эти пейзажи - только часть художественного наследия мастера и далеко не всё, что было показано на выставке, ведь, делая эти фотографии, я еще не знала, что мне придется вступить в неравный бой с халтурщиками и использовать фото в качестве доказательств их неправоты.
Еще о жизни и творчестве Игоря Грабаря смотрите и слушайте здесь:
🚩Игорь Грабарь: начало пути. Прогулка по выставке и рассказ гида, смотрите со звуком
🚩Игорь Грабарь: возвращение к живописи и портрет жён
🚩Игорь Грабарь: революционные перемены в жизни и живописи. Прогулка по выставке, рассказывает гид