Найти тему
Евгений Трунов

Отдаленные последствия легких нарушений развития.

Время от времени ко мне приходят клиенты с довольно большими детьми. Девять лет и старше. Приходят с разной тяжестью жалоб. Кто-то - с беспокойством относительно успеваемости и отношений в классе, а кто-то с запросами на развитие речи, так как в раннем возрасте ставили алалию. Сегодня речь пойдёт о "лёгких" запросах.

Я обнаружил неприятную статистику: отсутствие грубых нарушений совершенно не гарантирует беспроблемность прохождения пубертата. С ребенком можно применять действительно широкий круг "детских" подходов помощи, а тинейджер находится на стыке двух кардинально непохожих периодов жизни. Уже толком не работают простые инструменты, но ещё не начали работать сложные "взрослые" приёмы помощи. Сил и возможностей у подростка много, а "соображалка" работает плохо, поэтому усилий для сопротивления изменениям тинейджер способен приложить изрядно.
Я склоняюсь к идее:
для подростков лучший формат психотерапии и психокоррекции - групповой. Это релевантно текущим жизненным интересам и задачам несовершеннолетнего. Работа в индивидуальном формате должна перейти в режим "репетитор-ученик". Чисто по учёбе.

Приведу пару примеров, чтобы вы поняли, почему подростковый возраст ребенка может играть роль осложняющего фактора.

Пример 1. Девочка, 5 класс. Жалобы родителя - травля в классе; "лень" и отвлекаемость в домашних делах; отсутствие друзей и сильных интересов, хобби. Анамнез: в младенчестве легкая степень гидроцефалии и спастика. Гидроцефалию в дальнейшем успешно вылечили, но микропоследствия явно остались.
Вопрос травли решили, переместив в другой класс, где буллинг пресекался. Для остальных проблем я предложил использовать приёмы Ненасильственного Общения (я называю это эмпатическое слушание), ведение эмоционального дневника и немного модифицированной под коучинг ABA-терапии. Общая идея сводилась к тому, чтобы сделать девочку более сознательной и осознанной, научить её быть более эмпатичной к бытовым запросам родителей.
В итоге были достигнуты определенные результаты, после чего родители прекратили вмешательство.
Главные затруднения: очень малое количество рабочего материала на сессиях, потому что девочка не могла удерживать в памяти действительно значимые события; сниженные способности девочки к рефлексии; отсутствие какого-либо внутреннего дискомфорта от текущего образа социальной жизни.

Пример 2. Девочка, 3 класс. Жалобы родителя - заикания из-за тяжелой семейной обстановки (судебные тяжбы с отцом-психопатом). Анамнез: часто болеет, порой проблемы со сном, изредка аллергические реакции.
Я предложил: обучение релаксационным техникам, дыхательные упражнения (так как в основном заикания проявлялись в респираторной форме), немного гипнотерапии. Родитель после раздумий решил обратиться к нейрорефлексотерапии. Отчасти я был даже рад этому решению, так как чувствовал, что произойдут определенные
затруднения: ребенок индифферентно относится к заиканию и не чувствует это как отклонение; девочка не улавливает прямой взаимосвязи между поведением отца и её состоянием; девочка внутренне оправдывает отца, так как с ней он с ней поверхностно дружелюбен.
Её проблемы могло бы решить только тотальное удаление отца из коммуникационного поля, но, сами понимаете, это решение со сложным моральным выбором... Плюс общее оздоровление.