Найти тему

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ. КЛАССИЦИЗМ

Оглавление

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова (фото из личного архива)
Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова (фото из личного архива)

БАРОККОКЛАССИЦИЗМЭКЛЕКТИКАМОДЕРН послесловие

ПЕТЕРБУРГСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

На пути к классицизму

Петербург – это не только дворцы, особняки и доходные дома! Это ещё и собрание архитектурных стилей! И каждый из них не только дань моде, но и преломление эпохи. В Российской империи петровская, екатерининская, николаевская эпохи сопровождались сменой идеологии. Она меняла и архитектурный облик страны. Вся наша жизнь построена на контрастах. Мы не любим однообразия, но для перемен нам нужна мотивация – новые знания и технологии, новые взгляды и идеи. Появляются новые кумиры и лидеры, которые ведут за собой, постепенно меняя мировоззрение в обществе.

В Европе к 18 веку помпезное барокко, наконец, утомило и выплеснулось затейливой и изысканной роскошью. Зародился стиль рококо. Лёгкий и романтичный, он бросал вызов вычурному и величественному барокко. В России в это время царствовала весёлая императрица, и процветало «елизаветинское барокко», утончённое и изящное, названное её именем. А потому у Елизаветы Петровны не было надобности заглядываться на Европу. Но век рококо оказался коротким.

На смену легкомысленному рококо в европейской архитектуре пришёл строгий классицизм. На смену легкомысленной Елизавете Петровне в Российской империи почти сразу пришла Екатерина 2. Её супруг, процарствовавший всего полгода, не успел обратить внимания на архитектуру. Свергнувшая мужа Екатерина, практичная немка, царствовать собралась долго и всерьёз! В империи было много неотложных дел. Новая императрица, «засучив рукава», начала наводить в России порядок, по своему разумению. И переделывать антураж по своему вкусу.

Как когда-то Елизавета Петровна, она искала свой стиль. Поначалу она ещё немного посентиментальничала, продолжив строительство Собственной дачи в Ораниенбауме, своей семейной усадьбе. Эту бывшую меншиковскую усадьбу, построенную в стиле барокко, Елизавета подарила Петру Фёдоровичу, своему наследнику. Для работы в качестве архитектора туда был направлен итальянец Антонио Ринальди (1709-1794), прибывший незадолго до этого в Россию на заработки. Он был в курсе свежих архитектурных тенденций, и, вступив на престол, Екатерина 2 сделала его своим придворным архитектором, разжаловав елизаветинского Растрелли без объяснения причин.

Ринальди и создаёт Ораниенбаумскую жемчужину – Китайский дворец (1762-1768), единственную в России сохранившуюся постройку в изысканном стиле рококо. Но постепенно Екатерина потеряла интерес к Ораниенбауму. Ведь там целых 16 лет ей пришлось быть нелюбимой женой! К этому времени она уже определилась, со стилями во власти и в архитектуре.

Ораниенбаумский Китайский дворец - жемчужина рококо(фото из личного архива)
Ораниенбаумский Китайский дворец - жемчужина рококо(фото из личного архива)

Барочные рюшечки и завитушки совсем не подходили деловой Екатерине, а хорошее образование и постоянное равнение на запад определили её архитектурные пристрастия! Она выбирает классицизм. В Европе этот стиль становится популярным в 18 веке с наступлением эпохи Просвещения. Европейский классицизм этого периода специалисты часто называют «неоклассицизм». Дело в том, что первые постройки в этом стиле в Европе создавались древними греками и римлянами. В 18 веке к канонам классицизма стали возвращаться, используя новые технологии и материалы. Поэтому это был «новый классицизм». Предпосылкой возвращения к античности явились идеи рационализма, зарождающиеся в обществе. В России же до 18 века не строили в классическом стиле. Новая просвещённая императрица глядит в будущее и мечтает шагать в ногу со временем. И в Россию приходит классицизм.

Идеальный стиль

Классицизм означает «образцовый», «идеальный». Архитектура должна строиться по совершенным и незыблемым канонам, отражая стройность и логичность мироздания, которое само по себе совершенно! Эталоном в архитектуре в эпоху классицизма становится античное зодчество, в основу которого положен архитектурный ордер. Если не вдаваться в технические детали этого понятия, «ордер» – это просто композиция из вертикалей и горизонталей. В качестве вертикалей выступают колонны и пилястры, а в качестве горизонталей – их перекрытие, которое называют загадочным словом «антаблемент». Вот, собственно, и всё. На этом и строится классическая архитектура.

Картинка с сайта soart-m.ru
Картинка с сайта soart-m.ru

Здания в классическом стиле – это просто стены, украшенные одним из видов ордера. Но если было бы так просто, было бы просто «просто»! В смысле – не интересно и скучно. А классика – это идеал, эталон, совершенство! Именно в создании правильных пропорций линий, форм и объёмов и заключалось мастерство! Как в барокко – лишняя деталь, и сразу хаос! Так и в классицизме – ошибся в пропорциях, и вместо стройного строения получил нелепое приземистое сооружение! Даже строго вертикально поставленная колонна может свести на нет все труды архитектора, буквально «завалив» здание.

Фрагмент фасада Костёла святой Екатерины на Невском проспекте (фото из личного архива)
Фрагмент фасада Костёла святой Екатерины на Невском проспекте (фото из личного архива)

Ранний классицизм

При Екатерине в Петербурге в классическом стиле строится большое количество общественных зданий. Это – Гостиный двор (1761-1785, арх. Ж.Б Валлен-Деламот), Костел святой Екатерины на Невском (1761-1782, арх. Ж.Б Валлен-Деламот, А. Ринальди и др.), Академия художеств (1764-1780-е, Ж.Б. Валлен-Деламот, А.Кокоринов, Ю. Фельтен и др.) и Академия наук (1783-1789, Дж.Кваренги) и мн.др. Расширяется императорский дворец. К нему пристраиваются новые классические корпуса – Малый (1764-1775, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю. Фельтен) и Большой Эрмитаж (1771-1787, Ю.Фельтен).

Здание Малого Эрмитажа в комплексе корпусов императорского дворца (фото из личного архива)
Здание Малого Эрмитажа в комплексе корпусов императорского дворца (фото из личного архива)

В Царском Селе, куда вместе с двором теперь выезжает на лето императрица, перестраиваются внутренние покои и интерьеры. В парке появляются новые классические павильоны. Как нельзя лучше, этот стиль подошёл для «мужских дворцов», которые по заказу Екатерины возводятся для её фаворитов: Мраморный (1768-1785, А. Ринальди) для Григория Орлова, Таврический (1783-1789, арх. И.Старов) – для Григория Потёмкина.

Фрагмент фасада Мраморного дворца на Дворцовой набережной/Миллионной улице (фото из личного архива)
Фрагмент фасада Мраморного дворца на Дворцовой набережной/Миллионной улице (фото из личного архива)

Вид на Таврический дворец на Шпалерной улице (фото из личного архива)
Вид на Таврический дворец на Шпалерной улице (фото из личного архива)

Лаконизм и сдержанность отличает все эти постройки. Украшением фасадов являются колоннады и портики, стройные ряды пилястр и арок, апофеозом становятся статуи античных божеств, устанавливаемые в нишах стен или на крышах зданий. Но главной особенностью этих сооружений является гармоничные, точно рассчитанные пропорции форм и объёмов.

Здание Публичной библиотеки на площади Островского (фото из личного архива)
Здание Публичной библиотеки на площади Островского (фото из личного архива)

Помимо итальянца Ринальди в это время в Петербурге работает француз Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), но всё больше появляется российских архитекторов: это Василий Баженов (1737-1799), Иван Старов (1745-1808), Александр Кокоринов (1726-1772) и др. Канцелярию от строений, ведавшую городским строительством, возглавил обрусевший немец Юрий Фельтен (1730-1801), ученик Растрелли. С именем Фельтена связаны гранитные набережные Невы и знаменитая решётка Летнего сада.

Фрагмент ограды Летнего сада на набережной Невы (фото из личного архива)
Фрагмент ограды Летнего сада на набережной Невы (фото из личного архива)

Но в большей степени ему досталась вся чёрная и сложная работа управленца! Ему приходилось подстраиваться под вкусы и быстро меняющиеся замыслы императрицы, укладываться в нереальные сроки, доделывать то, что начинали и бросали капризные иностранцы, не привыкшие к задержкам финансирования и к русским требованиям типа «чтобы наутро всё было готово» или «во чтобы то ни стало». Фельтену же за всё и доставалось от императрицы. Екатерина нравоучала его, цитируя Бальтасара Грасиан-и-Моралеса: «Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём – внутри должно быть больше, чем снаружи». И, хоть испанский философ Бальтасар был представителем эпохи барокко, именно таким стал Екатерининский русский классицизм – строгость снаружи, роскошь внутри.

Здание Академии художеств на Университетской набережной (фото из личного архива)
Здание Академии художеств на Университетской набережной (фото из личного архива)

Зрелый классицизм

Не только барокко претерпело изменения во время своего господства в архитектуре. Петербургский классицизм тоже разный. На период царствования Екатерины пришёлся его ранний этап, когда архитекторы ещё находились под влиянием барокко. Лишь в 80-х годах 18 века классицизм переходит в следующую фазу – достигает зрелости.

К концу 18 века в петербургской архитектуре уже не допускаются никакие отклонения от античного эталона. Появляются и новые имена. Почти одновременно в Россию приезжают начинающие архитекторы – итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817 и англичанин Чарльз Камерон (1745-1812) – яркие представители зрелого классицизма. Ещё при Екатерине 2 они успевают прославиться, создав эффектные и выразительные постройки, неподражаемые в своей эталонной простоте. Джакомо Кваренги возводит на берегах Невы здание Академии наук (1783-1789) и Эрмитажный театр (1783-1787), а Камерон – классические постройки в Царском Селе, включая комплекс Холодных бань (1781-1782) и свою знаменитую Камеронову галерею (1784-1787).

Фрагмент комплекса Холодных бань в Царском Селе (фото из личного архива)
Фрагмент комплекса Холодных бань в Царском Селе (фото из личного архива)
Камеронова галерея в Царском селе (фото из личного архива)
Камеронова галерея в Царском селе (фото из личного архива)

С уходом из жизни Екатерины 2 классицизм не уходит из Петербурга, но он словно замирает. Царствование её сына Павла 1 фактически ознаменовалось созданием единственного архитектурного сооружения – Михайловского замка (1797-1800, арх. В. Бренна, В.Баженов), на который были кинуты все силы, все средства и все годы правления этого императора. Поэтому этот замок – целая эпоха Петербурга, о которой нужно говорить отдельно. Этот уникальный дворец стал вершиной зрелого петербургского классицизма. Но на этом классицизм вновь не остановился.

Вид на Михайловский замок от реки Мойки (фото из личного архива)
Вид на Михайловский замок от реки Мойки (фото из личного архива)

Вслед за императорским замком, завершив его строительство, Павел намеревался создать в Петербурге величественный православный храм, подобный собору Петра в Риме. Павел думал, что только начинает царствовать, Но, как и его отец, не успел. Задуманный им на Невском проспекте Казанский собор пришлось уже достраивать его сыну Александру 1. С него и начался петербургский ампир – наивысший расцвет классицизма.

Фрагмент фасада Казанского собора на Невском проспекте (фото из личного архива)
Фрагмент фасада Казанского собора на Невском проспекте (фото из личного архива)

Высокий классицизм (ампир)

Оттачивая мастерство в период зрелости, классицизм к началу 19 столетия достиг вершины совершенства. Этот этап, существовавший на протяжении почти 3-х десятилетий, получил название – высокий классицизм или ампир, что в переводе с французского означает «империя». Расцвет ампира пришёлся на период царствования внука Екатерины 2 – Александра 1.

Зародился ампир в наполеоновской Франции. Если на начальном этапе классицизм открывал красоту простоты, архитектура словно сливалась в гармонии с природой и человеческим началом, достигнув вершины, классицизм вознесся над человеком, амбициозно возвеличивая сильных мира сего. Одержав победу над всесильным Наполеоном и войдя во Францию не победителем, а мироносцем, Александр 1 возвращался в Россию с новым статусом для неё. Теперь вся Европа с благодарностью склонила голову перед великой Российской империей! И по замыслу Александра 1 Петербург надлежало превратить в великий имперский город, одев в наряд в стиле ампир.

При Александре 1 в городе появляется множество величественных сооружений, прославляющих великую Россию. Возводится здание Конногвардейского Манежа (1804-1807, арх. Дж.Кваренги), Перестраивается Адмиралтейство (1805-1811, арх. А.Д.Захаров), формируется Ансамбль Стрелки Васильевского острова (1805-1810, арх. Ж-Ф.Тома де Томон) и мн.др.

Здание Конногвардейского манежа на у Исакиевской площади (фото из личного архива)
Здание Конногвардейского манежа на у Исакиевской площади (фото из личного архива)

Здания вытягиваются вверх как военные с хорошей выправкой. В декоративном оформлении на смену мирным божествам и аллегориям раннего периода классицизма приходят воинственные боги, военные доспехи и лавровые венки победителей. Наружу вышла позолота, колонны стали выше и наряднее. На фасадах во славу отечества появляются многочисленные барельефы, античные сюжеты которых в аллегорической форме рассказывают историю важнейших исторических событий Российской империи.

Фрагмент фасада здания Адмиралтейства (фото из личного архива)
Фрагмент фасада здания Адмиралтейства (фото из личного архива)

Как и у его предшественников, рядом с Александром 1 появился свой великий зодчий! Карло Росси мы обязаны сегодняшним монументальным обликом Петербурга, собранным из великолепных ансамблей площадей. Росси работает не просто с линиями, формами и объемами.

Здание Михайловского дворца на площади Искусств. Очередь в Русский Музей (фото из личного архива)
Здание Михайловского дворца на площади Искусств. Очередь в Русский Музей (фото из личного архива)

Он работает с пространством, вписывая в него свои неповторимые архитектурные шедевры: Здание Главного штаба (1819-1825), Михайловский дворец (1819-1825), Здания Сената и Синода (1829-1834). В городе появляются триумфальные арки, улицы, рассекающие пространство и вовлекающие в ансамбли площадей открывающиеся панорамы. Дворцовая и Сенатская, площадь Островского и площадь Суворова – бесконечная гармония и торжество вкуса, вечная, как мир, классика!

Арка Главного штаба на Дворцовой площади (фото из личного архива)
Арка Главного штаба на Дворцовой площади (фото из личного архива)

Сменивший своего брата на престоле Николай 1 любил порядок во всём, поэтому классика отлично подходила духу императора. При нём в Петербурге появляется Александринский театр имени императорской супруги Александры Фёдоровны (1832, К.Росси), Михайловский театр (1833, арх. А.П. Брюллов) и др.

Фасад здания Александрийского театра на площади Островского (фото из личного архива)
Фасад здания Александрийского театра на площади Островского (фото из личного архива)

Особенно кстати оказался классицизм, когда Николай 1 начинает наводить порядок в многочисленных военных городках Петербурга, застраивая их однотипными казарменными постройками.

Где искать классицизм в Петербурге?

Как любой архитектурный стиль классицизм имеет временнЫе границы. Так же, как и в случае с другими стилями, эти границы чётко определить невозможно. И всё же, со временем стоит определиться: петербургская классика началась после смерти Елизаветы Петровны, в 1760-х годах, и завершилась после смерти её правнука, императора Александра 1, но не сразу.

В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:

  • ранний классицизм – с 1760-х по 1780-е годы,
  • зрелый классицизм – с 1780-х по 1810-е годы,
  • высокий (поздний) классицизм или ампир – с 1810-х по1840-е годы.

Разобраться в этих стилях не сложно. Классика всегда остаётся классикой, меняются лишь декоративные элементы. Гуляя по Петербургу и рассматривая фасады, классику с колоннами почти каждый дилетант определит безошибочно. Сложней определить принадлежность к тому или иному этапу.

Арка Новой Голландии на реке Мойке (фото из личного архива)
Арка Новой Голландии на реке Мойке (фото из личного архива)

Кто-то из специалистов образно заметил, что «классицизм вошёл в Петербург через арку Новой Голландии (1765-1780, арх. Ж.Б.Валлен-Деламот), а покинул через арку Сената и Синода (1829-1834, арх. К.России)». Как говорится, почувствуйте разницу!

Арка, соединяющая здания Сената и Синода (фото с сайта spbfotos.ru)
Арка, соединяющая здания Сената и Синода (фото с сайта spbfotos.ru)

За эти годы Петербург существенно расширил свои границы – перешагнул Мойку, добрался до Фонтанки и пошёл дальше. Строительство ведётся не только на государственном уровне. Горожане активно строятся, а классический стиль оказывается очень практичным и экономически выгодным, популярность его растёт. Такие здания удобно приводить в порядок и обновлять. А потому классические постройки в Петербурге встречаются повсюду.

Если не пробегать мимо, а вглядываться в классические формы и пропорции Петербурга, это не только радость глазу и бальзам на душу! Это – развитие вкуса. Научишься чувствовать классику, научишься видеть красоту, убирать ненужное и подчеркивать важное! Во всём – во внешности, в одежде, в быту, во вкусе жизни! А красота – это гармония! Или гармония – красота? Классика – это и гармония и красота. Вот почему классика вечна! Но это, пожалуй, лишь образно! Классицизм как архитектурный стиль к середине 19 века всё-таки завершился. Однако, новый стиль, пришедший ему на смену, позволил любителям классики оставаться в тренде, а желающим перемен получить нечто совершенно новое. Или хорошо забытое старое?

В этом не просто разобраться, но мы попробуем! На смену классицизму пришла эклектика.

БАРОККОКЛАССИЦИЗМЭКЛЕКТИКАМОДЕРН послесловие

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!