Найти тему

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ ПЕТЕРБУРГА. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Оглавление
Административное здание в жилом микрорайоне "Балтийская жемчужина", фото из личного архива
Административное здание в жилом микрорайоне "Балтийская жемчужина", фото из личного архива

БАРОККОКЛАССИЦИЗМЭКЛЕКТИКАМОДЕРН

А ЧТО ПОТОМ?

«Мы наш, мы новый мир построим!»

... Российская империя рухнула в самом начале 20 столетия! Всё, в чём ей удалось материализоваться, на мгновение замерло, храня тепло и ощущение еще той, прежней жизни! Новая жизнь стремительно примеряла на себя доставшийся ей в наследство наряд! А он ей ой как не подходил! Попробовали где-то замазать, что-то скрыть с глаз, завесив красным кумачом. Что-то пришлось уничтожить! Совсем! Навсегда! За ненадобностью! Ведь «мы наш, мы новый мир построим»...

А новый мир на первых порах строить было некогда, да и некому. В буквальном смысле. Сначала все были заняты революцией и войной, затем хлебом насущным и идеологией. «Буржуазные» специалисты в больших количествах покинули страну. Оставшиеся вызывали недоверие. А «своих» ещё не было. К 20-30м годам 20 века, когда немного оправились, стало ясно, что пора создавать новые «декорации» для новой жизни. К этому времени уже были готовы ринуться в бой свои подготовленные кадры – начинающие архитекторы, молодые горячие революционеры! Им доверили градостроительство, и поначалу даже без особого надзора! И они дерзали! Они строили в духе времени, по своим понятиям и представлениям о том мире, который предстояло создать! В Петербурге, который временно стал Ленинградом, появился архитектурный стиль, вполне соответствующий их устремлениям.

Время «конструктивных» идей

Новое время разговаривало лозунгами. «Что практично, то красиво и выглядит» – этот девиз, взятый на вооружение зодчими, раскрывал суть нового архитектурного стиля под названием «конструктивизм». Активно застраиваются бывшие столичные окраины, промышленные территории. В районе Нарвской заставы и на Московском проспекте строятся дома для рабочих.

Дома для рабочих Нарвской заставы (1925-1927, арх. А.И. Гегелло, А.С. Никольского и Г.А. Симонова), фото из личного архива
Дома для рабочих Нарвской заставы (1925-1927, арх. А.И. Гегелло, А.С. Никольского и Г.А. Симонова), фото из личного архива

Эти дома – мечта об отдельном жилье для каждой советской семьи. Но воплощение мечты отодвигается. Пока надо элементарно обеспечить каждого рабочего человека жилой площадью. И в маленьких квартирках в конструктивистских домах теснятся по несколько рабочих семьей. А одиночки, работающие посменно, делят ещё и комнаты. Один сегодня спит – другой работает. А потом наоборот!

Жилья в городе катастрофически не хватает на всех, имеющих право жить достойно. «Непозволительно» огромные квартиры национализированных доходных домов «нарезаются» на квадратные метры и превращаются в многосемейные коммуналки. Ничего, народ потерпит! Главное – теперь всё своё, народное! Общее. Зато для народа открываются двери дворцов. Императорские дворцы превращаются в музеи, в остальных открываются музеи «буржуазного быта». Правда, когда народ насмотрелся на всю эту осуждаемую им роскошь, эти дворцы богачей отдали народу для разных нужд. И теперь можно было по-хозяйски в них обосновываться: снимать со стен «безвкусные» украшательства, закрашивать «бьющую» в глаза позолоту зелёной краской, раскладывать важные бумаги «нового времени» на газете, закрывающей инкрустацию столика с витыми ножками и пренебрежительно гасить окурки о белокаменные камины, всем своим поведением выражая презрение к повергнутому недавно миру. Для "культуры в массы" у народа теперь свои дворцы!

Лозунг «Дворцы народу» воодушевил строителей нового мира. Один за другим открывают двери новенькие дворцы, построенные для отдыха и досуга пролетарского люда.

Дворец искусств Ленинградской области на пл. Стачек, бывший ДК Горького (1925-1927, арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский), фото с сайта fiesta.ru
Дворец искусств Ленинградской области на пл. Стачек, бывший ДК Горького (1925-1927, арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский), фото с сайта fiesta.ru

Общественно-политические здания возводятся с размахом и со смыслом, Школа строится в форме серпа и молота – символа союза рабочих и колхозников, здание для Советов – в форме огромного ключа и др.

Стилизованное в стиле серпа и молота здание лицея № 384 на пр. Стачек, бывшая школа им. 10-летия Октября (1925-1927, арх. А.С.Никольский и А.В.Крестин), фото с сайта лицея sc384.kirov.spb.ru
Стилизованное в стиле серпа и молота здание лицея № 384 на пр. Стачек, бывшая школа им. 10-летия Октября (1925-1927, арх. А.С.Никольский и А.В.Крестин), фото с сайта лицея sc384.kirov.spb.ru
Стилизованное в виде ключа здание Московского райсовета на Московском пр. (1931-1935, арх. И. И. Фомин, В. Г. Даугуль, Б. М. Серебровский), фото с сайта Википедия, Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0,
Стилизованное в виде ключа здание Московского райсовета на Московском пр. (1931-1935, арх. И. И. Фомин, В. Г. Даугуль, Б. М. Серебровский), фото с сайта Википедия, Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0,

Время грандиозных замыслов

Один за другим рождаются грандиозные проекты. «Памятник Третьему интернационалу» в виде спирали из стекла и бетона планировали установить у Троицкого моста так, чтобы он угрожающе нависал над Петропавловским собором. Проект 400-метровой башни был создан архитектором В.Е.Татлиным в 1919-1920 годах, но так и остался фантазией нового времени. (Для сравнения - «Лахта-центр» 21 века имеет высоту 462 метра).

Нереализованный проект памятника Третьему интернационалу (1919-1920, арх.  В.Е.Татлин), фото с сайта fiesta.ru
Нереализованный проект памятника Третьему интернационалу (1919-1920, арх. В.Е.Татлин), фото с сайта fiesta.ru

Со смертью В.И.Ленина величие личности вождя пролетариата росло не по дням, а по часам. Петроград получил имя Ленина. На Троицкой площади, переименованной в площадь Революции, ему задумали поставить 400-метровый монумент по проекту архитектор В. А. Щуко и скульптора В. Г. Гельфрейха. По замыслу создателей в основании памятника должна была располагаться гидростанция, входящая в состав комплекса сооружений Волховской ГЭС, а на вершине монумента планировалась метеостанция и радиотрансляционная точка. В конце концов, отказались от фантастических наворотов, габариты уменьшили, и памятник вождю в соответствии с моделью установили у Финляндского вокзала.

Памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала (1926, арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх), фото с сайта Википедия. Авторство: Тулип. Собственная работа, CC BY-SA 4.0,
Памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала (1926, арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх), фото с сайта Википедия. Авторство: Тулип. Собственная работа, CC BY-SA 4.0,

Но Ленин не отпускал. И тогда задумали демонтировать Ангела с Александровской колонны, а на его место водрузить бронзового вождя высотой 11 метров. Пришла идея создать ленинский мавзолей на Дворцовой площади (тогда она уже стала площадью Урицкого). Потом всё-таки решили, что место мавзолею в Москве. Тогда уж и Ленина на колонну не надо. Может быть, рабочего или крестьянина поставить? Но, что-то отвлекло от идеи. Были более насущные дела. Сначала надо от церквей избавиться, а потом уж Ангелом заниматься! Руки так и не дошли!

Старый Невский проспект, переименованный в проспект 25 Октября, протяжённостью 4,5 км показался маловат для грандиозных замыслов нового мира. Главной магистралью города Ленина должна была стать старая Царскосельская дорога, переименованная в Международный проспект (нынешний Московский проспект), протяжённостью 10 км. Выводить проспект должен был к новой главной площади. Ей надлежало стать самой большой площадью мира, на которой можно будет демонстрировать величие страны, проводя парады и смотры. Роль доминанты на ней отводилась Дому Советов. Его даже успели построить в 1936 году.

Дом Советов на Московском проспекте (1936-1941, арх. Н. А. Троцкий, Я. Н. Лукин, М. А. Шепилевский и др.), фото с сайта Википедия. Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0,
Дом Советов на Московском проспекте (1936-1941, арх. Н. А. Троцкий, Я. Н. Лукин, М. А. Шепилевский и др.), фото с сайта Википедия. Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0,

Через войну к сталинскому неоклассицизму

Когда пожар революции угас, а пыл сердец стал понемногу остывать, молодой социализм уже добился некоторых успехов, хотя грандиозные планы пока оставались в проектах! Но тут грянула война. Как всякая война она несла разрушения. Город Ленина врагу не сдался, выстоял в блокаду, но было уже не до грандиозных замыслов. Надо было поднимать хозяйство, восстанавливать разрушенное наследие Российской империи, которое теперь виделось иным взглядом. Беда сплотила, и народ справился в рекордно короткие сроки. И идеология самой сильной и лучшей мировой державы укрепилась после Великой победы.

Как, в свое время, на гребне славы в Отечественной войне 1812 года в Петербурге расцвёл имперский классицизм, так после Великой Отечественной 1941-1945 он вновь появился, теперь в советском Ленинграде под именем «сталинский ампир» или «сталинский неоклассицизм». Эти монументальные гордые дома-гиганты с помпезной советской символикой, ведут перекличку с имперскими триумфальными сооружениями.

Дом в стиле "Сталинского неоклассицизма" на проспекте Стачек, фото из личного архива.
Дом в стиле "Сталинского неоклассицизма" на проспекте Стачек, фото из личного архива.

Может быть, они уступают в изяществе имперским постройкам, но уж точно не в мощи и величии! Русские рабочие и крестьяне заняли место античных героев, советская символика в виде звёзд, серпов и молотов заменила военные доспехи и пальмовые ветви, лавровые венки сменились колосьями пшеницы, а настенные барельефы теперь рассказывали о счастливой жизни советского народа.

Лики оттепели и застоя

Демократичное время оттепели повернуло свое лицо к людям. Наконец, мечта об отдельном жилье для каждой советской семьи начала воплощаться в жизнь в виде небольшого «отсека» со всеми удобствами на «лестничной клетке» в домике-коробочке. Не стоит тратить время и средства на излишества и продумывание деталей. Достаточно создать несколько типовых проектов и типовых конструкций для их воспроизведения. И безликие хрущёвки, возведенные «временно» навсегда стали повсеместно появляться как грибы после дождя и вскоре заняли обширные пространства, освободившиеся в годы войны в результате вражеских бомбёжек.

Просто "хрущёвка", как везде, фото из личного архива
Просто "хрущёвка", как везде, фото из личного архива

В 70-80-е годы 20 века застой запечатлел свое лицо на мрачных железобетонных домах-монстрах. Типовые проекты поменялись, подросли в длину и высоту, а попытка оживить фасады железобетонными монолитами балконов и сплошными окнами лестничных клеток, изначально исключавшими их очистку от пыли и грязи, потерпела фиаско. Этот декор напоминал грубые шрамы на лице и лишь искажал облик домов. К тому же, к этому времени градостроительство окончательно отказалось от комплексной застройки территорий, а перешло на «создание квадратных метров жилья». А потому территория в новостройках с остатками арматуры, стройматериалов и израненной почвой повергала в уныние счастливых обитателей тех квадратных метров, ждать которых приходилось десятилетиями.

Точечная высотка "спальных районов", фото из личного архива
Точечная высотка "спальных районов", фото из личного архива

Перестройка

И тут вдруг началась Перестройка. Строились лишь те, кто сумел от неё что-то поиметь. В пригородах Петербурга, в имперских дачных посёлках рядом со старенькими резными деревянными дачками появляются дома-дворцы «новых русских», то похожие на стартовую площадку аэропорта, то на барочные дворцы, то на каменный модерн начала века.

Загородные особняки времён Перестройки в пригороде Петербурга (фото из личного архива)
Загородные особняки времён Перестройки в пригороде Петербурга (фото из личного архива)

А государственное строительство в замешательстве. Раздача квадратных метров прекращена. Начатые стройки законсервированы. За дело берутся предприниматели. Строить они планируют на собранные от будущих жильцов деньги, обещая им комфортабельные апартаменты европейского образца. Но стремительная инфляция в стране набирает обороты. Предприниматели становятся разорившимися банкротами, а вкладчики объединяются в несчастное сообщество «обманутых дольщиков», проблема которых растягивается на десятилетия.

Через "хаотизм" к будущей архитектуре

Наконец, придя в себя после Перестройки, Петербург с вернувшимся именем начал готовиться к 300-летнему юбилею города. Постепенно возрождая памятники архитектуры, восстанавливая утраченные в предыдущем столетии детали на фасадах, он стал необыкновенно красив, словно умылся «молодильной» водой.

Тяжело пережив эпоху «обманутых дольщиков», город смирился с новой системой жилищного строительства. Конкуренция постепенно начала раскрашивать безликие новостройки в разные цвета, придумывать для них новый декор, использовать современные материалы и новые завлекающие названия жилых массивов. Они похожи на города крепости с ухоженной внутридомовой территорией и развитой районной инфраструктурой.

Двор современного дома в Невском районе
Двор современного дома в Невском районе

Меняется облик и общественных зданий. На крышу административно-офисного комплекса для городской администрации «Невская ратуша» словно приземлилась летающая тарелка. Не перестаёт будоражить воображение стадион на Крестовском острове, напоминающий космический корабль из «Звёздных войн».

Стадион «Газпром Арена» на Крестовском острове (2017, арх. Кисё Курокава), фото с сайта Яндекс-карты, автор Евгений К.
Стадион «Газпром Арена» на Крестовском острове (2017, арх. Кисё Курокава), фото с сайта Яндекс-карты, автор Евгений К.

Торговые комплексы поражают масштабом и многоуровневым разнообразием форм. Они сверкают стеклом и искрятся новыми отделочными материалами. Постройки в центре города маскируются под окружающую их застройку прошлых столетий.

Торгово-развлекательный центр «Галерея» на Лиговском проспекте (2010), фото с сайта Яндекс-карты без указания авторства
Торгово-развлекательный центр «Галерея» на Лиговском проспекте (2010), фото с сайта Яндекс-карты без указания авторства

Ни в какие архитектурные рамки невозможно вписать всё, что происходит в современном градостроительстве Безудержной фантазии и возможностям современных архитекторов позавидовали бы их коллеги из прошлого. Кажется, никакой логике и систематизации всё это многообразие не подчиняется. Можно найти в интернете перечисление современных архитектурных стилей в Петербурге: регионализм, хай-тек, лофт, стаканизм, фрагментизм, деконструктивизм, даже хаотизм и пр. Так и хочется последним термином объединить все предыдущие! Голова кругом! Одно радует: безликая типовая застройка прекратилась. Она всё ещё остаётся на окраинах города, именуемых спальными районами, но её уже оживляют поздние постройки, возводимые рядом. И даже если есть сомнения в их эстетической ценности, они привлекают внимание, а, значит, нарушают однообразие.

Но золотым ядром Петербурга по-прежнему остаётся его исторический центр. Именно «вкусить» этот заветный плод стремятся гости Петербурга и продолжают смаковать горожане. Прогулки по Санкт-Петербургу доставляют радость взору и формируют эстетический вкус. А потому, отправляясь в историю Петербурга, непременно возьмите с собой минимальный набор знаний о его архитектуре! Пригодится.

БАРОККОКЛАССИЦИЗМЭКЛЕКТИКАМОДЕРН

От автора.

Пока читатели продолжали знакомство с императорами, я закончила рассказ об архитектурных стилях Санкт-Петербурга. Не могу сказать, что тема вызвала интерес. Но я продолжаю виртуальные прогулки и надеюсь, дома, оживлённые историями об их обитателях, привлекут к себе больше внимания. Может быть, тогда и захочется узнать, чем здания отличаются друг от друга? В декорациях городской застройки, открывая двери петербургских дворцов, особняков, доходных домов, мы будем знакомиться с разными историческими персонажами, в разное время населявшими город. Как говорится, «не переключайтесь». Я жду вас.

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!