БАРОККО→КЛАССИЦИЗМ→ ЭКЛЕКТИКА →МОДЕРН
А ЧТО ПОТОМ?
«Мы наш, мы новый мир построим!»
... Российская империя рухнула в самом начале 20 столетия! Всё, в чём ей удалось материализоваться, на мгновение замерло, храня тепло и ощущение еще той, прежней жизни! Новая жизнь стремительно примеряла на себя доставшийся ей в наследство наряд! А он ей ой как не подходил! Попробовали где-то замазать, что-то скрыть с глаз, завесив красным кумачом. Что-то пришлось уничтожить! Совсем! Навсегда! За ненадобностью! Ведь «мы наш, мы новый мир построим»...
А новый мир на первых порах строить было некогда, да и некому. В буквальном смысле. Сначала все были заняты революцией и войной, затем хлебом насущным и идеологией. «Буржуазные» специалисты в больших количествах покинули страну. Оставшиеся вызывали недоверие. А «своих» ещё не было. К 20-30м годам 20 века, когда немного оправились, стало ясно, что пора создавать новые «декорации» для новой жизни. К этому времени уже были готовы ринуться в бой свои подготовленные кадры – начинающие архитекторы, молодые горячие революционеры! Им доверили градостроительство, и поначалу даже без особого надзора! И они дерзали! Они строили в духе времени, по своим понятиям и представлениям о том мире, который предстояло создать! В Петербурге, который временно стал Ленинградом, появился архитектурный стиль, вполне соответствующий их устремлениям.
Время «конструктивных» идей
Новое время разговаривало лозунгами. «Что практично, то красиво и выглядит» – этот девиз, взятый на вооружение зодчими, раскрывал суть нового архитектурного стиля под названием «конструктивизм». Активно застраиваются бывшие столичные окраины, промышленные территории. В районе Нарвской заставы и на Московском проспекте строятся дома для рабочих.
Эти дома – мечта об отдельном жилье для каждой советской семьи. Но воплощение мечты отодвигается. Пока надо элементарно обеспечить каждого рабочего человека жилой площадью. И в маленьких квартирках в конструктивистских домах теснятся по несколько рабочих семьей. А одиночки, работающие посменно, делят ещё и комнаты. Один сегодня спит – другой работает. А потом наоборот!
Жилья в городе катастрофически не хватает на всех, имеющих право жить достойно. «Непозволительно» огромные квартиры национализированных доходных домов «нарезаются» на квадратные метры и превращаются в многосемейные коммуналки. Ничего, народ потерпит! Главное – теперь всё своё, народное! Общее. Зато для народа открываются двери дворцов. Императорские дворцы превращаются в музеи, в остальных открываются музеи «буржуазного быта». Правда, когда народ насмотрелся на всю эту осуждаемую им роскошь, эти дворцы богачей отдали народу для разных нужд. И теперь можно было по-хозяйски в них обосновываться: снимать со стен «безвкусные» украшательства, закрашивать «бьющую» в глаза позолоту зелёной краской, раскладывать важные бумаги «нового времени» на газете, закрывающей инкрустацию столика с витыми ножками и пренебрежительно гасить окурки о белокаменные камины, всем своим поведением выражая презрение к повергнутому недавно миру. Для "культуры в массы" у народа теперь свои дворцы!
Лозунг «Дворцы народу» воодушевил строителей нового мира. Один за другим открывают двери новенькие дворцы, построенные для отдыха и досуга пролетарского люда.
Общественно-политические здания возводятся с размахом и со смыслом, Школа строится в форме серпа и молота – символа союза рабочих и колхозников, здание для Советов – в форме огромного ключа и др.
Время грандиозных замыслов
Один за другим рождаются грандиозные проекты. «Памятник Третьему интернационалу» в виде спирали из стекла и бетона планировали установить у Троицкого моста так, чтобы он угрожающе нависал над Петропавловским собором. Проект 400-метровой башни был создан архитектором В.Е.Татлиным в 1919-1920 годах, но так и остался фантазией нового времени. (Для сравнения - «Лахта-центр» 21 века имеет высоту 462 метра).
Со смертью В.И.Ленина величие личности вождя пролетариата росло не по дням, а по часам. Петроград получил имя Ленина. На Троицкой площади, переименованной в площадь Революции, ему задумали поставить 400-метровый монумент по проекту архитектор В. А. Щуко и скульптора В. Г. Гельфрейха. По замыслу создателей в основании памятника должна была располагаться гидростанция, входящая в состав комплекса сооружений Волховской ГЭС, а на вершине монумента планировалась метеостанция и радиотрансляционная точка. В конце концов, отказались от фантастических наворотов, габариты уменьшили, и памятник вождю в соответствии с моделью установили у Финляндского вокзала.
Но Ленин не отпускал. И тогда задумали демонтировать Ангела с Александровской колонны, а на его место водрузить бронзового вождя высотой 11 метров. Пришла идея создать ленинский мавзолей на Дворцовой площади (тогда она уже стала площадью Урицкого). Потом всё-таки решили, что место мавзолею в Москве. Тогда уж и Ленина на колонну не надо. Может быть, рабочего или крестьянина поставить? Но, что-то отвлекло от идеи. Были более насущные дела. Сначала надо от церквей избавиться, а потом уж Ангелом заниматься! Руки так и не дошли!
Старый Невский проспект, переименованный в проспект 25 Октября, протяжённостью 4,5 км показался маловат для грандиозных замыслов нового мира. Главной магистралью города Ленина должна была стать старая Царскосельская дорога, переименованная в Международный проспект (нынешний Московский проспект), протяжённостью 10 км. Выводить проспект должен был к новой главной площади. Ей надлежало стать самой большой площадью мира, на которой можно будет демонстрировать величие страны, проводя парады и смотры. Роль доминанты на ней отводилась Дому Советов. Его даже успели построить в 1936 году.
Через войну к сталинскому неоклассицизму
Когда пожар революции угас, а пыл сердец стал понемногу остывать, молодой социализм уже добился некоторых успехов, хотя грандиозные планы пока оставались в проектах! Но тут грянула война. Как всякая война она несла разрушения. Город Ленина врагу не сдался, выстоял в блокаду, но было уже не до грандиозных замыслов. Надо было поднимать хозяйство, восстанавливать разрушенное наследие Российской империи, которое теперь виделось иным взглядом. Беда сплотила, и народ справился в рекордно короткие сроки. И идеология самой сильной и лучшей мировой державы укрепилась после Великой победы.
Как, в свое время, на гребне славы в Отечественной войне 1812 года в Петербурге расцвёл имперский классицизм, так после Великой Отечественной 1941-1945 он вновь появился, теперь в советском Ленинграде под именем «сталинский ампир» или «сталинский неоклассицизм». Эти монументальные гордые дома-гиганты с помпезной советской символикой, ведут перекличку с имперскими триумфальными сооружениями.
Может быть, они уступают в изяществе имперским постройкам, но уж точно не в мощи и величии! Русские рабочие и крестьяне заняли место античных героев, советская символика в виде звёзд, серпов и молотов заменила военные доспехи и пальмовые ветви, лавровые венки сменились колосьями пшеницы, а настенные барельефы теперь рассказывали о счастливой жизни советского народа.
Лики оттепели и застоя
Демократичное время оттепели повернуло свое лицо к людям. Наконец, мечта об отдельном жилье для каждой советской семьи начала воплощаться в жизнь в виде небольшого «отсека» со всеми удобствами на «лестничной клетке» в домике-коробочке. Не стоит тратить время и средства на излишества и продумывание деталей. Достаточно создать несколько типовых проектов и типовых конструкций для их воспроизведения. И безликие хрущёвки, возведенные «временно» навсегда стали повсеместно появляться как грибы после дождя и вскоре заняли обширные пространства, освободившиеся в годы войны в результате вражеских бомбёжек.
В 70-80-е годы 20 века застой запечатлел свое лицо на мрачных железобетонных домах-монстрах. Типовые проекты поменялись, подросли в длину и высоту, а попытка оживить фасады железобетонными монолитами балконов и сплошными окнами лестничных клеток, изначально исключавшими их очистку от пыли и грязи, потерпела фиаско. Этот декор напоминал грубые шрамы на лице и лишь искажал облик домов. К тому же, к этому времени градостроительство окончательно отказалось от комплексной застройки территорий, а перешло на «создание квадратных метров жилья». А потому территория в новостройках с остатками арматуры, стройматериалов и израненной почвой повергала в уныние счастливых обитателей тех квадратных метров, ждать которых приходилось десятилетиями.
Перестройка
И тут вдруг началась Перестройка. Строились лишь те, кто сумел от неё что-то поиметь. В пригородах Петербурга, в имперских дачных посёлках рядом со старенькими резными деревянными дачками появляются дома-дворцы «новых русских», то похожие на стартовую площадку аэропорта, то на барочные дворцы, то на каменный модерн начала века.
А государственное строительство в замешательстве. Раздача квадратных метров прекращена. Начатые стройки законсервированы. За дело берутся предприниматели. Строить они планируют на собранные от будущих жильцов деньги, обещая им комфортабельные апартаменты европейского образца. Но стремительная инфляция в стране набирает обороты. Предприниматели становятся разорившимися банкротами, а вкладчики объединяются в несчастное сообщество «обманутых дольщиков», проблема которых растягивается на десятилетия.
Через "хаотизм" к будущей архитектуре
Наконец, придя в себя после Перестройки, Петербург с вернувшимся именем начал готовиться к 300-летнему юбилею города. Постепенно возрождая памятники архитектуры, восстанавливая утраченные в предыдущем столетии детали на фасадах, он стал необыкновенно красив, словно умылся «молодильной» водой.
Тяжело пережив эпоху «обманутых дольщиков», город смирился с новой системой жилищного строительства. Конкуренция постепенно начала раскрашивать безликие новостройки в разные цвета, придумывать для них новый декор, использовать современные материалы и новые завлекающие названия жилых массивов. Они похожи на города крепости с ухоженной внутридомовой территорией и развитой районной инфраструктурой.
Меняется облик и общественных зданий. На крышу административно-офисного комплекса для городской администрации «Невская ратуша» словно приземлилась летающая тарелка. Не перестаёт будоражить воображение стадион на Крестовском острове, напоминающий космический корабль из «Звёздных войн».
Торговые комплексы поражают масштабом и многоуровневым разнообразием форм. Они сверкают стеклом и искрятся новыми отделочными материалами. Постройки в центре города маскируются под окружающую их застройку прошлых столетий.
Ни в какие архитектурные рамки невозможно вписать всё, что происходит в современном градостроительстве Безудержной фантазии и возможностям современных архитекторов позавидовали бы их коллеги из прошлого. Кажется, никакой логике и систематизации всё это многообразие не подчиняется. Можно найти в интернете перечисление современных архитектурных стилей в Петербурге: регионализм, хай-тек, лофт, стаканизм, фрагментизм, деконструктивизм, даже хаотизм и пр. Так и хочется последним термином объединить все предыдущие! Голова кругом! Одно радует: безликая типовая застройка прекратилась. Она всё ещё остаётся на окраинах города, именуемых спальными районами, но её уже оживляют поздние постройки, возводимые рядом. И даже если есть сомнения в их эстетической ценности, они привлекают внимание, а, значит, нарушают однообразие.
Но золотым ядром Петербурга по-прежнему остаётся его исторический центр. Именно «вкусить» этот заветный плод стремятся гости Петербурга и продолжают смаковать горожане. Прогулки по Санкт-Петербургу доставляют радость взору и формируют эстетический вкус. А потому, отправляясь в историю Петербурга, непременно возьмите с собой минимальный набор знаний о его архитектуре! Пригодится.
БАРОККО→КЛАССИЦИЗМ→ ЭКЛЕКТИКА →МОДЕРН
От автора.
Пока читатели продолжали знакомство с императорами, я закончила рассказ об архитектурных стилях Санкт-Петербурга. Не могу сказать, что тема вызвала интерес. Но я продолжаю виртуальные прогулки и надеюсь, дома, оживлённые историями об их обитателях, привлекут к себе больше внимания. Может быть, тогда и захочется узнать, чем здания отличаются друг от друга? В декорациях городской застройки, открывая двери петербургских дворцов, особняков, доходных домов, мы будем знакомиться с разными историческими персонажами, в разное время населявшими город. Как говорится, «не переключайтесь». Я жду вас.
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!