БАРОККО→КЛАССИЦИЗМ→ ЭКЛЕКТИКА →МОДЕРН →послесловие
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЭКЛЕКТИКА
Скука и раздражение – повод для смены стиля
Каким бы совершенным ни был классицизм, даже достигнув вершины в эпоху ампира, архитектура не остановилась на достигнутом!
К началу царствования Николая 1 стройными рядами вдоль улиц и проспектов Петербурга вытянулись дома – строгие прямоугольники жёлтого цвета, украшенные выступающими портиками с белыми колоннами. А когда были утверждены однотипные казарменные постройки для приведения в порядок гвардейских слобод (а их в городе было не мало), то и вовсе стало трудно ориентироваться. Если не рассматривать детали и не считать колонны, то может показаться, что все дома одинаковые.
Классицизм со временем «намозолил» глаза, вызывал скуку и раздражение. Хотелось живости и новизны. «Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену», – писал Н.В. Гоголь. Пришло время менять архитектурный стиль. В 30-х годах 19 века в Петербург пришла эклектика.
Что такое «эклектика»?
Переводится слово «эклектика» с греческого как «избранный», «отборный». Напрашивается ассоциация: «собрать вместе всё лучшее». Но если вникнуть в смысл этого термина, можно не только понять суть эклектики, но и определить причину её появления.
Слово это не было новым. Оно было заимствовано у древних греков и обозначало объединение несвязанных и несовместимых взглядов или идей. Такое смешение происходило без всякой логики и обоснования, а результат представлялся как нечто вполне гармоничное и завершённое. Термин «эклектика» появился в греческой философии позднего периода как выражение её упадка и интеллектуального бессилия.
Если последовавший за идеальной классикой архитектурный стиль назвали эклектикой, вероятно, это стало выражением бессилия архитектурного. Кризис назрел, идей нет, новых форм нет, а стиль менять надо. Главное найти замену «идеальному сочетанию форм и пропорций» классики. И ей противопоставили «нагромождение деталей» эклектики.
Практически ничего нового эклектика не придумала, а отобрала всё лучшее у предыдущих архитектурных стилей. Она либо полностью заимствовала стилистику прошлого («копировала» архитектурный стиль), либо сочетала в себе архитектурные элементы разных эпох. И вот это очень важно понять, потому что у эклектики нет ничего своего, кроме самого подхода к архитектуре. А ещё у неё своя эпоха, свои технологии и свои материалы.
Визитной карточкой стиля барокко служил завиток, для классицизма это была колонна. У эклектики нет выразительного элемента. Получается эклектика – это безудержная фантазия мастера? Как бы ни казалось всё просто, но именно эклектика начинает запутывать людей, далёких от архитектуры.
Развитие Петербургской эклектики
В Российской империи смена архитектурных стилей обычно совпадала со становлением нового сильного монарха у власти. Стиль барокко пришёл в Петербург благодаря Петру 1, классицизм в столице утвердила Екатерина 2. Появление эклектики можно связать с началом царствования Николая 1. Практически сразу с восшествием на престол рядом с парадной резиденцией Петергоф он начинает строительство своей новой семейной усадьбы Александрия. Имя усадьба получила в честь его супруги Александры Фёдоровны. В угоду ей, выросшей в Германии в окружении построек средневековья, в качестве архитектурного стиля усадьбы Николай выбирает «готику».
А позже он занимается строительством дворцов и усадеб для своих подросших детей. Для наследника престола, будущего Александра 2, старая дача Елизаветы Петровны на Петергофской дороге перестраивается в стиле «барокко»,
Дворец для сына Николая недалеко от Исаакиевской площади напоминает постройки эпохи европейского «ренессанса».
А дворец для младшего сына в.кн. Михаила Николаевича вновь обретает черты барокко.
Часто можно слышать, или даже прочитать в справочнике, что то или иное здание в Петербурге построено в византийском, готическом, венецианском стиле, в стиле ренессанс и пр. Может показаться, что стилей очень много и в них невозможно разобраться. На самом деле всё это многообразие и есть петербургская эклектика, обратившаяся к архитектурным стилям прошлых эпох. Если прежний стиль известен, к его названию стоит просто добавить приставку «нео» или «псевдо». И тогда получим «здание в стиле новое барокко (необарокко)», «ненастоящую готику (псевдоготику)» и т.д. Эти стили никак нельзя путать с настоящими архитектурными стилями, существовавшим в своё время, потому что создавались они по другим технологиям и из других материалов. Это просто имитация, подражание и в какой-то мере, переосмысление прошлого.
Ещё один нюанс: любой архитектурный стиль до появления эклектики обязательно применялся как во внешнем декоре, так и в интерьере. Эклектика нарушила это правило. Внутренние помещения теперь могли быть выполнены в подражание разным архитектурным стилям. Переходя из зала в зал, владельцы таких особняков словно меняли эпоху. Это было увлекательно - почувствовать себя путешественником во времени!
Получив свободу, архитекторы начинают неистово фантазировать и сочетать стили не только внутри здания, но и снаружи. На удивление это получается эффектно и совсем не скучно.
И эклектика стремительно развивается по всем направлениям, пережив правление Александра 2 и доставшись в наследство Александру 3. Однако архитектура всегда реагировала на политическую ситуацию в обществе и на вкусы власть держащих. А потому даже «беспринципная» эклектика за столетие изменилась. Если в царствование Николая 1 чаще обращаются к европейским стилям прошлых веков, которых в России никогда не было, то ко времени вступления на престол Александра 3 уже начинают ностальгировать по архитектуре начала 19 века. В моду входит неоклассицизм.
Ну и любовь Александра 3 к русской культуре не могла не найти своё выражение в архитектуре. Всё больше появляется построек в стиле русского зодчества 16 века, объединённых под названием «неорусский» стиль.
Наконец, в город на Неве начинают возвращаться постройки, напоминающие петровское время.
В итоге к концу 19 столетия в Петербурге появилось огромное количество зданий в стилях разных предшествующих эпох, которые соседствовали со зданиями, совмещающими разные стили. Чтобы их различать, стали использовать термин «историзм», объединивший все эти нео- стили. Ну а все остальные здания, не вписывающиеся в историзм, относят к стилю эклектика.
Думаю, тем, кто не готовится стать специалистом, достаточно гулять по улицам Петербурга и получать эстетическое удовольствие. И если вы можете отличить классицизм от барокко, достаточно знать, что на смену им в 19 веке пришла эклектика. И вы не погрешите перед истиной, назвав стиль всех построек этого времени эклектикой. А эклектики в Петербурге – великое множество!
Архитекторы эклектики
Знакомых широкой публике имён архитекторов, работавших в эпоху эклектики, немного. С чем это связано? В 18 веке хороший архитектор – это иностранец. Талантливый архитектор – эксклюзив. Открытая во второй половине 18 века Императорская «Академия трёх знатнейших художеств» (Академия художеств) к 19 веку ситуацию изменила и обеспечила столицу достаточным количеством зодчих.
В 18 веке у каждого императора были придворные архитекторы, а остальные работали «под» них или «на них». Эта тенденция сохранялась лишь до начала 19 столетия. При Александре 1 работает ещё много иностранцев, приехавших в Россию: придворный архитектор Карло Росси (1775-1849), обрусевший итальянец, французы Ж.Ф.Тома де Томон (1760-1813) и Огюст Монферран (1786-1858). Но известность приобретают и русские зодчие: бывший крепостной Андрей Воронихин (1759-1814) и дворянин Василий Стасов (1769-1848). У Николая 1 свои герои. Его придворным архитектором становится выходец из немецкой семьи Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865), на него работает сын французского повара Николай Бенуа (1813-1898) и шотландец Адам Менелас (1753-1831), начавший карьеру ещё при Екатерине 2. Один за другим на архитектурном небосклоне появляются новые русские имена: Пётр Садовников (1796-1877), Александр Брюллов (1798-1877) и др.
А теперь попробуйте быстро вспомнить архитекторов второй половины 19 века и их постройки в Петербурге, да ещё связать с именами правящих императоров! Уверена, быстро не получится. Барочные постройки 18 века можно буквально пересчитать по пальцам, а их архитекторов выучить наизусть. Не так много фамилий зодчих, творивших в Петербурге в классическом стиле. Их имена многим тоже хорошо знакомы. Огромное количество выпускников Академии, начавших работать в Петербурге самостоятельно, постепенно делали себе имя и завоёвывали славу. И у императоров был отличный выбор специалистов. Поэтому с зодчими эклектики начинаешь знакомиться постепенно, гуляя по Петербургу и открывая всё новые имена.
Время петербургской эклектики
Эклектика пришла в Петербург во второй четверти 19 века и просуществовала до конца столетия. Как и другие архитектурные стили, появилась эклектика не вдруг и исчезла не сразу. В переходные периоды архитектурные стили мирно сосуществовали вместе. И на одной улице, застроенной в одно и то же время на стыке архитектурных эпох, можно было встретить абсолютно разные постройки.
Дополнительной сложностью в распознавании эклектики на улицах Петербурга является тот факт, что с вступлением в 1825 году на престол Николай 1 новомодную эклектику использует для строительства дворцов, но от старого доброго классицизма, так созвучного его характеру, он не отказывается. Общественные здания продолжают строить в классическом стиле. И ещё долго в городе возводятся скромные и невыразительные (зато недорогие) классические домики для горожан. Но неотвратимо начинается восхождение эклектики. А к концу 19 века классицизм возрождается в Петербурге вновь под названием «неоклассицизм». Так на заре эклектики ещё можно застать отголосок прошлой архитектурной эпохи, а на закате – его возрождение. Попробуй не запутаться!
Как и где искать эклектику в Петербурге
Если у эклектики не было своей изюминки, своей «волшебной детальки», как же её не перепутать с предшествующими стилями? Если на фасаде здания вы одновременно обнаруживаете обильную барочную лепнину в сочетании с классическим многоколонным портиком, и всё это приправлено ампирными лавровыми венками и гирляндами, а заодно стрельчатыми окнами, не сомневайтесь, это эклектика. Готического вида постройка в Петербурге тоже не должна ввести в заблуждение. Это неоготика, а значит тоже эклектика. Ведь готики в Петербурге не было, и быть не могло. То же самое с расписными русскими теремами. Это неорусский стиль, а, значит опять эклектика.
С постройками, копирующими стили из прошлого Петербурга, бывает посложней. Иногда, чтобы отличить подлинное барокко от необарокко, классицизм от неоклассицизма, надо, хотя бы знать год постройки, имя архитектора или просто историю города. Это тоже помогает не ошибиться. Если вы гуляете за Фонтанкой, а эта территория начала активно осваиваться в 19 веке, значит, встретив на пути здание в барочном стиле, можете быть уверены – это необарокко.
Но не всё так просто. Барочного вида здание можно повстречать и в Морской слободе, и на Петроградском и Васильевском острове. Петербургская знать всегда следовала архитектурной моде и постоянно перестраивала свои дома. Каждое новое поколение желало жить в современном городе. Поэтому сохранялись в неизменном виде в основном архитектурные шедевры прошлых времён, те дома, владельцы которых жили за границей, да те, владельцы которых оттягивали перестройку по финансовым соображениям. И старые домики стояли по соседству с модными постройками своего времени. Тем интереснее гулять по Петербургу, рассматривать здания и находить их место в истории по архитектурному стилю.
Барокко и классицизм - это, прежде всего, имперские стили, выбранные императорами, стили дворцов, особняков и мемориалов. Николай 1 попытался и эклектику сделать дворцовым эксклюзивом. Но не получилось. Эклектика – это стиль эпохи, функциональный и универсальный, практичный и эстетичный! Стиль доходных домов, заводов и фабрик, учреждений и банков. Но настало время найти и эклектике достойного преемника. Мир стремительно приближался к 20 столетию. Предчувствие глобальных перемен повисло над городом. И в Петербург пришёл модерн.
От автора.
Сложная сегодня получилась история про эклектику. Но и эклектика непростая. Надеюсь, никого не запутала. На первый взгляд, кажется, работать в стиле эклектики так просто – копируй, фантазируй, соединяй любые элементы. Но, во-первых, надо быть специалистом, отлично изучившим стили предыдущих эпох. А во-вторых, надо уметь чувствовать стиль, элементарно иметь хороший вкус. Будучи универсальным стилем, зародившись почти 200 лет назад, эклектика, наряду с классикой, основательно поселилась в нашей жизни – в дизайне, в быту, в моде. Сегодня мы сталкиваемся с эклектикой повседневно, даже не подозревая, что она постоянно испытывает нас на чувство прекрасного. Попробуйте сегодня примерить на себя бабушкин наряд из 60-х годов, и вы поймёте, что это будет выглядеть нелепо. А создав новый образ по мотивам «бабушкиной молодости», вы будете выглядеть ретро интересно и соответствовать духу времени! Так что эклектика – это глубокие знания прошлого, анализ накопленного опыта и оттачивание вкуса. И как бы ни казалось, что эклектика наше всё, она легко может стать элементарной безвкусицей!
Поднимайте голову, вглядывайтесь в эклектику Петербурга и учитесь привносить прекрасное в свою жизнь! Но не забывайте, эклектика в архитектуре – это вполне определённая эпоха. Сегодня приёмы эклектики – это лишь метод. И если балкон вашей дачи поддерживают атланты, а мансарда оформлена портиком с колоннами, специалисты всё равно назовут её современной постройкой. Так же как абсолютно классическую дачу соседа!
Всех терпеливых читателей, которых с каждым днём становится всё больше, благодарю за внимание и интерес. И жду новых встреч!
БАРОККО→КЛАССИЦИЗМ→ ЭКЛЕКТИКА →МОДЕРН →послесловие
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!