От автора.
Что нужно, чтобы уверенно чувствовать себя на улицах Петербурга? Вернее, не так! Что нужно, чтобы, гуляя по городу, легко преодолевать не только пространство, но и время? Как говорится, возьмите с собой в дорогу всё, что необходимо. А вам, несомненно, понадобятся элементарные знания о Петербурге (вспомнить всё, что вы знаете, помогут мои публикации).
После ответа на эти вопросы неплохо вспомнить, что Российская империя родилась в Петербурге, а её монархи – «верховные строители» главного имперского города. На протяжении двух столетий его существования ни один дом в столице не появился без высочайшего разрешения правящего императора. А потому неплохо бы всех их «знать в лицо»! Ну, хотя бы ориентироваться по ним во времени («Российская империя в лицах» вам в помощь!) Вот, в принципе, это тот минимум, который понадобится в пути! Для путешествия в историю кажется вполне достаточным!
Однако правители приходят и уходят, а созданные в их эпоху здания остаются. Они и создают неповторимый облик города. «Перемещение» во времени начинается с движения в пространстве. Фасады вековых зданий притягивают взор и завораживают. Они – визитная карточка эпохи, в которую непременно хочется заглянуть. Но как не потеряться среди зданий трёхвекового города? Для этого предлагаю познакомиться с архитектурными стилями, которые встречаются в Петербурге. Они и определяют эпоху. Впрочем, не всё так однозначно! Иногда, напротив, для определения стиля понадобится сначала сориентироваться во времени.
Когда-то я не разбиралась в архитектуре (как и в случае с императорами!) Нет, я, конечно, знала названия стилей и даже примерно представляла, что они из себя представляют. Но, чисто теоретически! На улицах города я терялась и даже не пыталась их узнавать! Теперь для меня это увлекательное занятие – глядя на дом, определить его принадлежность стилю и его время! Своими открытиями, наблюдениями, ощущениями и отношением к архитектурным стилям я готова поделиться. Буду рада, если смогу вас увлечь и заинтересовать.
БАРОККО→КЛАССИЦИЗМ→ ЭКЛЕКТИКА →МОДЕРН →послесловие
ПЕТЕРБУРГСКОЕ БАРОККО
«Петровское» барокко
Барокко появилось в Италии ещё в 16 веке, а затем отправилось покорять Европу. Конечно, были объективные причины возникновения этого вычурного архитектурного стиля, пришедшего на смену гармоничному европейскому ренессансу, наступившему, в свою очередь, после мрачной готики. Но нам эта архитектура была неведома. Мы в это время строили «за закрытой дверью и с закрытыми окнами» по своим самобытным законам, не имеющим аналогов в мире. И никто не знает теперь, как бы выглядели сегодня русские города, если бы Пётр 1 не «прорубил окно в Европу». С тех пор западный ветер перемен не перестаёт гулять по просторам необъятной страны! Но до сих пор заносит к нам новинки с большим опозданием!
Вот и барокко попало в Россию лишь к началу 18 столетия, когда Европа начала им уже пресыщаться. Очевидно, что барокко на берега Невы завезли первые архитекторы из Европы, приглашённые Петром 1 для строительства города-парадиза. Богатый декор европейского барокко с его тяжеловесной лепниной, тем не менее, не был принят русским царём.
В переводе с итальянского барокко означает – «распущенный, странный, склонный к излишествам». Пётр был скромен в быту и уж точно не терпел излишеств. И пришлось европейцам подстраиваться под вкусы заказчика, сдерживать и приглушать «распущенность» барокко. В результате в строящемся северном городе зародился новый вид этого архитектурного стиля – «петровское» барокко.
В отличие от европейского барокко, в Петербурге этот стиль стал сдержанным и лаконичным. Для него характерна простота форм и довольно плоский декор стен. Лепнина на фасадах практически отсутствует. Здания обращают на себя внимание чётким горизонтальным и вертикальным членением фасадов. Это достигается с помощью рустовки (рельефной кладки или выступающей облицовки), пилястр, высоких окон с мелкой расстекловкой. Украшением «петровских» зданий служат высокая многоскатная крыша и широкие балконы. Всё это подчёркивается контрастом цветового решения. Основной цвет зданий обычно яркий (чаще – красный), а все декоративные элементы выделены белой (светлой) краской. Вместе с тем, при такой геометрической чёткости, наблюдается плавный переход от уровня к уровню, используются арочные проёмы и ниши. И, наконец, как последний штрих, на зданиях петровского времени вы непременно отыщите завиток волюты – визитную карточку петровского барокко. Достаточно внимательно рассмотреть пару зданий петровской эпохи, и все остальные определить будет уже нетрудно.
«Елизаветинское» барокко
Спустя четверть века после смерти своего отца, как раз благодаря любви к роскоши, дочь Петра 1 Елизавета сняла с барокко все отцовские ограничения и позволила «распуститься» ему во всей его красе, привнеся в барокко русскую утончённость и легкомысленность! Так появилось ещё одно направление стиля барокко в Петербурге – «русское» или «елизаветинское»! Так что, как бы ни критиковали нас за преклонение перед всем иноземным и заморским, мы принимаем чужое, приспосабливая под себя. Барокко, придя в Россию, обрело черты русского характера и своих высокопоставленных заказчиков.
Красавица Елизавета Петровна, взойдя на трон, жаждала роскоши! И ни в чём себе не отказывала. Ей было тогда чуть больше 30 лет, и она ещё только искала свой стиль. Она безудержно украшала себя и свой быт. Это не могло не отразиться на архитектуре. Здания в эпоху Елизаветы словно оживают. Декор начинает «выпячиваться» на стенах и распускаться множеством завитков, лепестков, ракушек. На фасадах появляются бутоны и гирлянды цветов. Здания обильно украшены лепниной, нередко вырастающей до размеров человеческих фигур.
Бесконечно повторяющиеся выступы приводят в движение стены! Игра света и тени усиливает этот эффект, а колонны устремляют здание ввысь, к небесам! Цвета построек светлеют до жёлтых и песочных оттенков, декор остаётся белоснежным, но на «государственном уровне» нередко выделяется позолотой.
Развитие петербургского барокко
Любой архитектурный стиль имеет временные рамки, хотя границы их несколько размыты. Почему? Это как в моде. Кто-то переодевается сразу, а кому-то надо привыкнуть! В Петербурге стиль барокко просуществовал с 1703 года до второй половины 18 столетия. В своём развитии он прошёл 3 периода: «петровское» барокко – с 1703 до 1730-х годов, «аннинское барокко» – с 1730-х до 1740-х и «елизаветинское барокко – с 1740-х до 1760-х.
Основоположником петровского стиля барокко принято считать швейцарца Доменико Трезини. В это же время в Петербурге работали Джованни Мария Фонтана, Жан-Батист Леблон, Георг Матторнови и другие европейские архитекторы из разных стран.
Петропавловская крепость, городские и пригородные дворцы императора, государственные учреждения возводятся в стиле петровского барокко. Но Пётр намеревается строить город с первых дней по плану, и на улицах появляются типовые постройки для горожан – очень простые и сдержанные, но, всё же барочные.
После смерти Петра в 1725 году принятое им направление в архитектуре сохранилось. За 2 года правления Екатерины 1 ничего не изменилось. Но после её кончины престол занял 11-летний Пётр 2, внук Петра 1. Начались придворные игры. Противники петровских реформ сумели воспользоваться юным возрастом царя и увезли его в Москву возрождать былую Русь. Казалось бы, не до архитектуры! Но в Петербурге сложилась интересная ситуация. Двор выехал, дворяне, и так-то не очень охотно селившиеся в молодом городе, последовали за двором. Город опустел, но продолжал строиться. Как же так? Дело в том, что в нём остались иностранные архитекторы. Они отрабатывали заключённые ещё при Петре 1 многочисленные многолетние контракты. Оказалось, всё не напрасно!
Когда после скоропостижной смерти Петра 2 в Москве в Россию на престол пригласили овдовевшую сразу после своей свадьбы и скучавшую в Курляндии племянницу Петра 1 Анну Иоанновну, она, осмотревшись-оглядевшись на родине и сообразив, что по чём, решила «не плясать под дудку» пригласивших её дворян. Она выбрала продолжение преобразований, начатых Петром. Особенности архитектуры её волновали мало, но двор вернулся в Петербург, и Аннушке пришлось заканчивать всё незавершенное строительство.
Петровские европейские архитекторы частично разъехались по домам, но часть из них всё же осталась в России и продолжила работу. Однако к этому времени уже «оперились» русские дарования, ученики Трезини: Михаил Земцов, Пётр Еропкин, Иван Коробов. Они начинают самостоятельно строить городские здания, продолжая придерживаться традиций петровского барокко. Но специалисты находят в их работах черты русского стиля и используют ещё один термин – «аннинское» барокко. Впрочем, отличить его от петровского, пожалуй, сложно без специальных познаний. Разве что год постройки заставит взглянуть на здание иными глазами.
Елизавете Петровне в наследство достался петровский Петербург. Однако к 40-м годам 18 столетия здания, построенные в начале века, уже успели обветшать и пообноситься, да и вкусу Елизаветы Петровны совсем не подходили! Она начинает их перестраивать. Первым делом – подстраивать под себя родительские дворцы, Зимний на Неве и Летний в Саарской мызе (Царском Селе). Петровский дворец в Петербурге менял свой облик ещё при Аннушке. Его постоянно расширяли, пристраивали и надстраивали. То же произошло и с Екатерининским дворцом за городом. Это уже Елизавета экспериментировала, но ничего её не устраивало. В итоге дворцы доперестраивали до тех пор, пока они стали, по мнению императрицы, «до безобразия» нелепыми.
К счастью, в правление Елизаветы Петровны в Петербурге появился барочный гений. Его отец прибыл в Россию из Италии ещё во время петровского «набора» специалистов. Карло Бартоломео Растрелли был скульптор и получал заказы сначала от Петра, затем от Анны. Авторитет отца помог его сыну Франческо сделать карьеру, и он стал придворным архитектором Елизаветы Петровны. Он то и помог ей обрести свой стиль в архитектуре, вошедший в историю с именем русской императрицы.
Старые дворцы Растрелли попросту разобрал и возвёл на их месте поистине царские чертоги! Это было именно то, что нужно – роскошно и эффектно. Творил Растрелли неистово! Он создал огромное количество зданий в Петербурге! Мы и сегодня не перестаём восхищаться этими шедеврами. Растрелли неподражаем, а потому всегда узнаваем! Не перестаёт удивлять, как такое невообразимое количество элементов декора уживается в гармонии! Каким тонким вкусом надо обладать, чтобы собрать и удержать в равновесии множество архитектурных деталей! Кажется, добавь ещё один штрих, и наступит фантасмагория и хаос!
В это же время появляется в Петербурге ещё один барочный самородок, русский архитектор Савва Чевакинский. Если Франческо учился работать под руководством своего отца итальянца, а потом не раз выезжал на обучение в Европу, Савва учился у Ивана Коробова, но именно работы Растрелли вдохновили его на создание уникальных зданий в стиле елизаветинского барокко.
Где в Петербурге искать барокко?
Где в Петербурге искать барокко? Конечно там, где зародился Петербург. Петровский город был невелик. Он начался с Петропавловской крепости, расселился рядом с ней на Городском острове (нынешнем Петроградском), затем перешагнул через Неву и продолжил разрастаться в границах реки Мойки и на Васильевском острове. Поэтому там и надо искать барокко. К сожалению, очень мало построек того времени сохранилось. Ещё Пётр всё время стремился изменить город к лучшему, а потому безжалостно сносились старые дома, и начиналось строительство новых. Уничтожались обветшавшие барочные постройки и в последующие годы. Их безжалостно приносили в жертву новым стилям новых эпох. А потому барокко в Петербурге – это эксклюзив. Барочные здания буквально можно пересчитать по пальцам.
Тем бесценнее сохранившаяся классика «петровского» барокко. Это –творения Доменико Трезини: Петропавловский собор (1712-1733), здание 12 Коллегий (1722-1742), постройки Александро-Невской лавры (1717-1760-е). Уникальными являются сохранившиеся образцы типовых домов горожан петровского времени на территории Петропавловской крепости (возведены в 1740-х годах по проектам петровского времени).
Сохранился и первый каменный дворец Петербурга петровской эпохи (1710-1720, арх. Дж.М.Фонтана, И.Г.Шедель). Только принадлежал он не царю, а его другу, первому генерал-губернатору города, Александру Даниловичу Меншикову.
Подобного царского дворца мы в Петербурге не найдём! Зимний дворец Петра перестроили его родственницы, а вот Летний дворец (1710-1714, арх. Д.Трезини) можно сегодня увидеть в Петербурге в Летнем саду и рассмотреть черты петровского барокко.
Стоит заглянуть и в пригороды. Погуляв по паркам, легко отыскать в них среди дворцов разных эпох постройки в стиле «петровского» барокко. В первую очередь, это царские дворцы-миниатюры: Монплезир (1714-1723, арх. А.Шлютер, И.Браунштейн и др.), Марли (1720-1723, арх. И.Браунштейн), павильон Эрмитаж (1721-1725, арх. И.Браунштейн) в Петергофе и деревянный Путевой дворец Петра 1 в Стрельне (1716-1720, арх.предположительно Ж-Б. Леблон). И, конечно, гигантский по меркам того времени дворец Меншикова в Ораниенбауме (1711-1727, арх. Д.Фонтана, и.Шедель и др.)
Ну а роскошные дворцы и церкви елизаветинской эпохи не прошёл мимо ни один гость Петербурга. Увидев однажды Зимний дворец (1754-1762) стиль Растрелли уже невозможно не узнать, встретившись с ним на улицах города и попав в пригороды. Это – Смольный собор (заложен в 1748), Большой Петергофский дворец (1745-1755), Екатерининский дворец (1743-1756) и павильон Эрмитаж (1743-1753, в соавторстве с др. архитекторами) в Царском Селе.
А вот с Николо-Богоявленским собором (1753-1762) можно ошибиться. Это шедевр не Растрелли, а Чевакинского. Но всё же, несомненно, это «елизаветинское» барокко.
Я люблю петербургское барокко. Особенно елизаветинское. Если «петровское» барокко – «мужского рода», то «елизаветинское» – точно «женское»! Барочные здания – это азбука вкуса и формирования стиля! Кто сможет её постичь, тот вряд ли в дальнейшем ошибётся в создании красоты. При удачном сочетании деталей в душе звучит музыка, но стоит добавить ещё одну, как тут же появится фальшивая нота! Однако освоить барочную азбуку ой как непросто! И лишь природное чувство гения Растрелли ни разу не подвело. ...
Время летит вперёд и несёт перемены. Меняются взгляды, меняются вкусы, меняется мода. Архитектура едва поспевает за временем, но и она меняется. На смену барокко в Россию приходит классицизм.
БАРОККО→КЛАССИЦИЗМ→ ЭКЛЕКТИКА →МОДЕРН →послесловие
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!