Найти тему

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ. БАРОККО

Оглавление
Зимний императорский дворец на Дворцовой площади (фото из личного архива)
Зимний императорский дворец на Дворцовой площади (фото из личного архива)

От автора.

Что нужно, чтобы уверенно чувствовать себя на улицах Петербурга? Вернее, не так! Что нужно, чтобы, гуляя по городу, легко преодолевать не только пространство, но и время? Как говорится, возьмите с собой в дорогу всё, что необходимо. А вам, несомненно, понадобятся элементарные знания о Петербурге (вспомнить всё, что вы знаете, помогут мои публикации).

После ответа на эти вопросы неплохо вспомнить, что Российская империя родилась в Петербурге, а её монархи – «верховные строители» главного имперского города. На протяжении двух столетий его существования ни один дом в столице не появился без высочайшего разрешения правящего императора. А потому неплохо бы всех их «знать в лицо»! Ну, хотя бы ориентироваться по ним во времени («Российская империя в лицах» вам в помощь!) Вот, в принципе, это тот минимум, который понадобится в пути! Для путешествия в историю кажется вполне достаточным!

Однако правители приходят и уходят, а созданные в их эпоху здания остаются. Они и создают неповторимый облик города. «Перемещение» во времени начинается с движения в пространстве. Фасады вековых зданий притягивают взор и завораживают. Они – визитная карточка эпохи, в которую непременно хочется заглянуть. Но как не потеряться среди зданий трёхвекового города? Для этого предлагаю познакомиться с архитектурными стилями, которые встречаются в Петербурге. Они и определяют эпоху. Впрочем, не всё так однозначно! Иногда, напротив, для определения стиля понадобится сначала сориентироваться во времени.

Когда-то я не разбиралась в архитектуре (как и в случае с императорами!) Нет, я, конечно, знала названия стилей и даже примерно представляла, что они из себя представляют. Но, чисто теоретически! На улицах города я терялась и даже не пыталась их узнавать! Теперь для меня это увлекательное занятие – глядя на дом, определить его принадлежность стилю и его время! Своими открытиями, наблюдениями, ощущениями и отношением к архитектурным стилям я готова поделиться. Буду рада, если смогу вас увлечь и заинтересовать.

БАРОККОКЛАССИЦИЗМЭКЛЕКТИКАМОДЕРН послесловие

ПЕТЕРБУРГСКОЕ БАРОККО

«Петровское» барокко

Барокко появилось в Италии ещё в 16 веке, а затем отправилось покорять Европу. Конечно, были объективные причины возникновения этого вычурного архитектурного стиля, пришедшего на смену гармоничному европейскому ренессансу, наступившему, в свою очередь, после мрачной готики. Но нам эта архитектура была неведома. Мы в это время строили «за закрытой дверью и с закрытыми окнами» по своим самобытным законам, не имеющим аналогов в мире. И никто не знает теперь, как бы выглядели сегодня русские города, если бы Пётр 1 не «прорубил окно в Европу». С тех пор западный ветер перемен не перестаёт гулять по просторам необъятной страны! Но до сих пор заносит к нам новинки с большим опозданием!

Вот и барокко попало в Россию лишь к началу 18 столетия, когда Европа начала им уже пресыщаться. Очевидно, что барокко на берега Невы завезли первые архитекторы из Европы, приглашённые Петром 1 для строительства города-парадиза. Богатый декор европейского барокко с его тяжеловесной лепниной, тем не менее, не был принят русским царём.

В переводе с итальянского барокко означает – «распущенный, странный, склонный к излишествам». Пётр был скромен в быту и уж точно не терпел излишеств. И пришлось европейцам подстраиваться под вкусы заказчика, сдерживать и приглушать «распущенность» барокко. В результате в строящемся северном городе зародился новый вид этого архитектурного стиля – «петровское» барокко.

Здание Кунсткамеры на Университетской набережной (фото из личного архива)
Здание Кунсткамеры на Университетской набережной (фото из личного архива)

В отличие от европейского барокко, в Петербурге этот стиль стал сдержанным и лаконичным. Для него характерна простота форм и довольно плоский декор стен. Лепнина на фасадах практически отсутствует. Здания обращают на себя внимание чётким горизонтальным и вертикальным членением фасадов. Это достигается с помощью рустовки (рельефной кладки или выступающей облицовки), пилястр, высоких окон с мелкой расстекловкой. Украшением «петровских» зданий служат высокая многоскатная крыша и широкие балконы. Всё это подчёркивается контрастом цветового решения. Основной цвет зданий обычно яркий (чаще – красный), а все декоративные элементы выделены белой (светлой) краской. Вместе с тем, при такой геометрической чёткости, наблюдается плавный переход от уровня к уровню, используются арочные проёмы и ниши. И, наконец, как последний штрих, на зданиях петровского времени вы непременно отыщите завиток волюты – визитную карточку петровского барокко. Достаточно внимательно рассмотреть пару зданий петровской эпохи, и все остальные определить будет уже нетрудно.

Главный фасад здания 12 Коллегий на Васильевском острове (фото из личного архива)
Главный фасад здания 12 Коллегий на Васильевском острове (фото из личного архива)

«Елизаветинское» барокко

Спустя четверть века после смерти своего отца, как раз благодаря любви к роскоши, дочь Петра 1 Елизавета сняла с барокко все отцовские ограничения и позволила «распуститься» ему во всей его красе, привнеся в барокко русскую утончённость и легкомысленность! Так появилось ещё одно направление стиля барокко в Петербурге – «русское» или «елизаветинское»! Так что, как бы ни критиковали нас за преклонение перед всем иноземным и заморским, мы принимаем чужое, приспосабливая под себя. Барокко, придя в Россию, обрело черты русского характера и своих высокопоставленных заказчиков.

Красавица Елизавета Петровна, взойдя на трон, жаждала роскоши! И ни в чём себе не отказывала. Ей было тогда чуть больше 30 лет, и она ещё только искала свой стиль. Она безудержно украшала себя и свой быт. Это не могло не отразиться на архитектуре. Здания в эпоху Елизаветы словно оживают. Декор начинает «выпячиваться» на стенах и распускаться множеством завитков, лепестков, ракушек. На фасадах появляются бутоны и гирлянды цветов. Здания обильно украшены лепниной, нередко вырастающей до размеров человеческих фигур.

Бесконечно повторяющиеся выступы приводят в движение стены! Игра света и тени усиливает этот эффект, а колонны устремляют здание ввысь, к небесам! Цвета построек светлеют до жёлтых и песочных оттенков, декор остаётся белоснежным, но на «государственном уровне» нередко выделяется позолотой.

Фрагмент восточного фасада Зимнего императорского дворца на Дворцовой площади (фото из личного архива)
Фрагмент восточного фасада Зимнего императорского дворца на Дворцовой площади (фото из личного архива)

Развитие петербургского барокко

Любой архитектурный стиль имеет временные рамки, хотя границы их несколько размыты. Почему? Это как в моде. Кто-то переодевается сразу, а кому-то надо привыкнуть! В Петербурге стиль барокко просуществовал с 1703 года до второй половины 18 столетия. В своём развитии он прошёл 3 периода: «петровское» барокко – с 1703 до 1730-х годов, «аннинское барокко» – с 1730-х до 1740-х и «елизаветинское барокко – с 1740-х до 1760-х.

Основоположником петровского стиля барокко принято считать швейцарца Доменико Трезини. В это же время в Петербурге работали Джованни Мария Фонтана, Жан-Батист Леблон, Георг Матторнови и другие европейские архитекторы из разных стран.

Петропавловский собор на территории Петропавловской крепости (фото из личного архива)
Петропавловский собор на территории Петропавловской крепости (фото из личного архива)

Петропавловская крепость, городские и пригородные дворцы императора, государственные учреждения возводятся в стиле петровского барокко. Но Пётр намеревается строить город с первых дней по плану, и на улицах появляются типовые постройки для горожан – очень простые и сдержанные, но, всё же барочные.

Комендантский дом Петропавловской крепости в здании, которое является образцом дома именитого горожанина петровского времени (фото из личного архива)
Комендантский дом Петропавловской крепости в здании, которое является образцом дома именитого горожанина петровского времени (фото из личного архива)

После смерти Петра в 1725 году принятое им направление в архитектуре сохранилось. За 2 года правления Екатерины 1 ничего не изменилось. Но после её кончины престол занял 11-летний Пётр 2, внук Петра 1. Начались придворные игры. Противники петровских реформ сумели воспользоваться юным возрастом царя и увезли его в Москву возрождать былую Русь. Казалось бы, не до архитектуры! Но в Петербурге сложилась интересная ситуация. Двор выехал, дворяне, и так-то не очень охотно селившиеся в молодом городе, последовали за двором. Город опустел, но продолжал строиться. Как же так? Дело в том, что в нём остались иностранные архитекторы. Они отрабатывали заключённые ещё при Петре 1 многочисленные многолетние контракты. Оказалось, всё не напрасно!

Дворец Петра 2 на Университетской набережной (строился  в период с 1727 по 1761, фото из личного архива)
Дворец Петра 2 на Университетской набережной (строился в период с 1727 по 1761, фото из личного архива)

Когда после скоропостижной смерти Петра 2 в Москве в Россию на престол пригласили овдовевшую сразу после своей свадьбы и скучавшую в Курляндии племянницу Петра 1 Анну Иоанновну, она, осмотревшись-оглядевшись на родине и сообразив, что по чём, решила «не плясать под дудку» пригласивших её дворян. Она выбрала продолжение преобразований, начатых Петром. Особенности архитектуры её волновали мало, но двор вернулся в Петербург, и Аннушке пришлось заканчивать всё незавершенное строительство.

Петровские европейские архитекторы частично разъехались по домам, но часть из них всё же осталась в России и продолжила работу. Однако к этому времени уже «оперились» русские дарования, ученики Трезини: Михаил Земцов, Пётр Еропкин, Иван Коробов. Они начинают самостоятельно строить городские здания, продолжая придерживаться традиций петровского барокко. Но специалисты находят в их работах черты русского стиля и используют ещё один термин – «аннинское» барокко. Впрочем, отличить его от петровского, пожалуй, сложно без специальных познаний. Разве что год постройки заставит взглянуть на здание иными глазами.

Пантелеймоновская церковь на набережной Фонтанки (фото из личного архива)
Пантелеймоновская церковь на набережной Фонтанки (фото из личного архива)

Елизавете Петровне в наследство достался петровский Петербург. Однако к 40-м годам 18 столетия здания, построенные в начале века, уже успели обветшать и пообноситься, да и вкусу Елизаветы Петровны совсем не подходили! Она начинает их перестраивать. Первым делом – подстраивать под себя родительские дворцы, Зимний на Неве и Летний в Саарской мызе (Царском Селе). Петровский дворец в Петербурге менял свой облик ещё при Аннушке. Его постоянно расширяли, пристраивали и надстраивали. То же произошло и с Екатерининским дворцом за городом. Это уже Елизавета экспериментировала, но ничего её не устраивало. В итоге дворцы доперестраивали до тех пор, пока они стали, по мнению императрицы, «до безобразия» нелепыми.

К счастью, в правление Елизаветы Петровны в Петербурге появился барочный гений. Его отец прибыл в Россию из Италии ещё во время петровского «набора» специалистов. Карло Бартоломео Растрелли был скульптор и получал заказы сначала от Петра, затем от Анны. Авторитет отца помог его сыну Франческо сделать карьеру, и он стал придворным архитектором Елизаветы Петровны. Он то и помог ей обрести свой стиль в архитектуре, вошедший в историю с именем русской императрицы.

Старые дворцы Растрелли попросту разобрал и возвёл на их месте поистине царские чертоги! Это было именно то, что нужно – роскошно и эффектно. Творил Растрелли неистово! Он создал огромное количество зданий в Петербурге! Мы и сегодня не перестаём восхищаться этими шедеврами. Растрелли неподражаем, а потому всегда узнаваем! Не перестаёт удивлять, как такое невообразимое количество элементов декора уживается в гармонии! Каким тонким вкусом надо обладать, чтобы собрать и удержать в равновесии множество архитектурных деталей! Кажется, добавь ещё один штрих, и наступит фантасмагория и хаос!

Екатерининский дворец в Царском Селе (фото из личного архива)
Екатерининский дворец в Царском Селе (фото из личного архива)

В это же время появляется в Петербурге ещё один барочный самородок, русский архитектор Савва Чевакинский. Если Франческо учился работать под руководством своего отца итальянца, а потом не раз выезжал на обучение в Европу, Савва учился у Ивана Коробова, но именно работы Растрелли вдохновили его на создание уникальных зданий в стиле елизаветинского барокко.

Где в Петербурге искать барокко?

Где в Петербурге искать барокко? Конечно там, где зародился Петербург. Петровский город был невелик. Он начался с Петропавловской крепости, расселился рядом с ней на Городском острове (нынешнем Петроградском), затем перешагнул через Неву и продолжил разрастаться в границах реки Мойки и на Васильевском острове. Поэтому там и надо искать барокко. К сожалению, очень мало построек того времени сохранилось. Ещё Пётр всё время стремился изменить город к лучшему, а потому безжалостно сносились старые дома, и начиналось строительство новых. Уничтожались обветшавшие барочные постройки и в последующие годы. Их безжалостно приносили в жертву новым стилям новых эпох. А потому барокко в Петербурге – это эксклюзив. Барочные здания буквально можно пересчитать по пальцам.

Колокольня Петропавловского собора (фото из личного архива)
Колокольня Петропавловского собора (фото из личного архива)

Тем бесценнее сохранившаяся классика «петровского» барокко. Это –творения Доменико Трезини: Петропавловский собор (1712-1733), здание 12 Коллегий (1722-1742), постройки Александро-Невской лавры (1717-1760-е). Уникальными являются сохранившиеся образцы типовых домов горожан петровского времени на территории Петропавловской крепости (возведены в 1740-х годах по проектам петровского времени).

Благовещенская церковь на территории Александро-Невской лавры
Благовещенская церковь на территории Александро-Невской лавры

Сохранился и первый каменный дворец Петербурга петровской эпохи (1710-1720, арх. Дж.М.Фонтана, И.Г.Шедель). Только принадлежал он не царю, а его другу, первому генерал-губернатору города, Александру Даниловичу Меншикову.

Дворец Меншикова на Университетской набережной (фото из личного архива)
Дворец Меншикова на Университетской набережной (фото из личного архива)

Подобного царского дворца мы в Петербурге не найдём! Зимний дворец Петра перестроили его родственницы, а вот Летний дворец (1710-1714, арх. Д.Трезини) можно сегодня увидеть в Петербурге в Летнем саду и рассмотреть черты петровского барокко.

Стоит заглянуть и в пригороды. Погуляв по паркам, легко отыскать в них среди дворцов разных эпох постройки в стиле «петровского» барокко. В первую очередь, это царские дворцы-миниатюры: Монплезир (1714-1723, арх. А.Шлютер, И.Браунштейн и др.), Марли (1720-1723, арх. И.Браунштейн), павильон Эрмитаж (1721-1725, арх. И.Браунштейн) в Петергофе и деревянный Путевой дворец Петра 1 в Стрельне (1716-1720, арх.предположительно Ж-Б. Леблон). И, конечно, гигантский по меркам того времени дворец Меншикова в Ораниенбауме (1711-1727, арх. Д.Фонтана, и.Шедель и др.)

Дворец Марли в Нижнем парке Петергофа (фото из личного архива)
Дворец Марли в Нижнем парке Петергофа (фото из личного архива)
Птевой дворец Петра 1 в Стрельне (фото из личного архива)
Птевой дворец Петра 1 в Стрельне (фото из личного архива)

Ну а роскошные дворцы и церкви елизаветинской эпохи не прошёл мимо ни один гость Петербурга. Увидев однажды Зимний дворец (1754-1762) стиль Растрелли уже невозможно не узнать, встретившись с ним на улицах города и попав в пригороды. Это – Смольный собор (заложен в 1748), Большой Петергофский дворец (1745-1755), Екатерининский дворец (1743-1756) и павильон Эрмитаж (1743-1753, в соавторстве с др. архитекторами) в Царском Селе.

Смольный собор в излучине Невы (фото из личного архива)
Смольный собор в излучине Невы (фото из личного архива)

А вот с Николо-Богоявленским собором (1753-1762) можно ошибиться. Это шедевр не Растрелли, а Чевакинского. Но всё же, несомненно, это «елизаветинское» барокко.

Николо-Богоявленский собор на набережной Крюкова канала (фото из личного архива)
Николо-Богоявленский собор на набережной Крюкова канала (фото из личного архива)
Колокольня Николо-Богоявленского собора (фото из личного архива)
Колокольня Николо-Богоявленского собора (фото из личного архива)

Я люблю петербургское барокко. Особенно елизаветинское. Если «петровское» барокко – «мужского рода», то «елизаветинское» – точно «женское»! Барочные здания – это азбука вкуса и формирования стиля! Кто сможет её постичь, тот вряд ли в дальнейшем ошибётся в создании красоты. При удачном сочетании деталей в душе звучит музыка, но стоит добавить ещё одну, как тут же появится фальшивая нота! Однако освоить барочную азбуку ой как непросто! И лишь природное чувство гения Растрелли ни разу не подвело. ...

Время летит вперёд и несёт перемены. Меняются взгляды, меняются вкусы, меняется мода. Архитектура едва поспевает за временем, но и она меняется. На смену барокко в Россию приходит классицизм.

БАРОККОКЛАССИЦИЗМЭКЛЕКТИКАМОДЕРН послесловие

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!