Найти в Дзене
ОбразованПро100

Технология «Открытое пространство» (ТОП)

Оглавление

Технология «Открытое Пространство» (ТОП) в российском образовательном пространстве

Описание технологии

Технология «Открытое Пространство» (ТОП) в российском образовательном пространстве появилась лишь в последнее десятилетие, но получила широкую поддержку. Эта технология используется как в процессе проведения научно-практических конференций, так и при организации образовательного процесса. Причиной столь широкой популярности технологии является ее потенциал в предоставлении участникам возможности высказывать свое мнение, выступить с предложениями, не ожидая оценки (плохо или хорошо), что способствует развитию самостоятельности мышления, умений принимать решения, высказывать собственные суждения.

Данная технология предполагает групповую работу от 5 до 8—10 человек, и организовывать таких групп можно множества.

ТОП лучше всего работает, когда имеются следующие предпосылки:
- вопрос (тема), которые людей действительно волнуют
- группа заинтересованных людей очень разношерстная
- высокий уровень сложности
- наличие конфликтности (одна из форм страсти, т.е. сильное желание)
- и когда вопрос надо было решать уже «вчера»

Люди обычно приходят на ТОП-мероприятие в ответ на приглашения, разосланные широкому кругу людей. Чаще это бывают письменные приглашения. ТОП-мероприятие – это встреча, в которой нет заранее подготовленной программы или повестки дня.

Как проходит ТОП-мероприятие

Оно начинается следующим образом: Все, для кого тема мероприятия действительно актуальна (тема вызывает страсть, сильную мотивацию участников) собираются в круг. Заказчик - организатор мероприятия - обычно говорит несколько приветственных слов, после чего слово передается фасилитатору (ведущему). Он в течение максимум 15 минут задает контекст для мероприятия, помогает участникам настроиться на работу и описывает подробно то, как предлагается работать.

Фасилитатор объясняет, что любой человек может заявить тему (или темы) для работы в сессиях (на дискуссионных площадках). Участникам предлагается подойти к центру круга, написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы, результатом которого будет письменный отчет. Эти отчеты составляются для того, чтобы «Книга отчетов» - письменное отражение результата группы - стало достоянием участников после мероприятия. Часто эти материалы набираются на компьютерах в комнате «Редакции» во время самого мероприятия, что делает возможным распространение результатов встречи в электронном виде. После этого участник заявляет тему группе и вывешивает этот лист на «Общественной доске объявлений». Затем он отрывает самоклеющуюся бумагу «post-it» с матрицы «Время и место», указывает место и время проведения своей сессии и наклеивает ее на свой лист с обозначенной темой. И так делает каждый желающий, который хочет обсудить актуальную для себя тему.

На этом этапе Доска превращается в так называемую «Сельскую рыночную площадь», которая открывается для того, чтобы участники определились в том, в чем они хотят принимать участие. После этого они приступают к работе в само-организующихся группах. Люди сами управляют своим временем, пространством и энергией. Они, подобно шмелям, могут «перелетать» из одной группы в другую, «опыляя» разговоры, проходящие на разных дискуссионных площадках. Или они могут быть «бабочками», ни в чем не участвовать и, например, сесть (или постоять) у стола, где всегда в наличие имеются чай, кофе и закуски. ТОП ведь и была задумана как беспрерывный (и высокопродуктивный) кофе-брейк.

После окончания работы сессии отчеты вывешиваются на стене под рубрикой «Горячие новости», чтобы все могли ознакомиться с результатами обсуждений уже в ходе мероприятия. Эти отчеты могут быть также использованы и на втором этапе - этапе «конвергенции» для разработки планов действий. На заключительном этапе работы группа собирается в круг, чтобы поделиться размышлениями, тому, чему научились, или просто высказать свое мнение.

Пожалуй, самое важное в ТОП, что она работает по одному Закону-
«Закону двух ног»: Если тебе не нравится, где ты сейчас… измени это. Ты ж не дерево.

-2


«Если вы оказались в месте, где не можете сделать существенный вклад в работу или чему-нибудь научиться, используйте свои две ноги и перейдите туда, где вы сможете это делать.»

Жизнь, по всей видимости, всегда работает так, хотим мы этого или нет. Даже, когда мы находимся в негармоничной ситуации и думаем, что не можем уйти, наше тело, возможно, остается, но голова, душа, и дух могут уже давно «умчаться» на «Феррари» ярко-красного цвета!

Этот Закон можно сформулировать и следующим образом: Берите на себя ответственность за то, что любите - как акт служения.

Еще существуют
4 Принципа; иногда их считают Фактами жизни:

- Кто бы ни пришел – это правильные люди.
- Что бы ни произошло – это единственное, что и могло произойти.
- Когда бы это ни началось, это правильное время.
- Когда оно закончилось, оно закончилось.

По сути, Принципы являются напоминанием и приглашением для того, чтобы положительно оценить и довериться имеющимся ресурсам группы, проделать работу в рамках темы и не привязываться к результату. В противном случае мы сами «подрываем» собственную деятельность своими ожиданиями относительно исхода встречи.

Результаты ТОП

Напрашивается вопрос: Какими же являются результаты такого мероприятия?

Результаты зависят от продолжительности и поставленных задач собрания.
Обычно на 2-2,5 дневной встрече можно ожидать следующее:

1. Каждый животрепещущий вопрос, волнующий кого-то из участников, будет «выложен на стол».
2. Все вопросы получат ровно столько внимания, насколько люди сочтут это необходимым.
3. Итоги всех дискуссий в группах будут представлены в «Книге отчетов» и будут доступны всем участникам.
4. Для всех вопросов будут расставлены приоритеты.
5. Связанные вопросы будут объединены.
6. Будут определены ответственные за дальнейшие последующие действия.

Часто, в зависимости от запроса, проводится сопроводительная встреча с заказчиком, фасилитатором и Оргкомитетом (не позднее, чем через неделю) с тем, чтобы оценить результаты встречи, поразмышлять над проделанной работой и определить то, как поддерживать дальнейшее воплощение идей, проектов, которые родились в результате ранее проведенного ТОП-мероприятия. Также эта встреча является возможностью обсудить и новые, возникшие в ходе дискуссий, вопросы. Еще одно сопроводительное мероприятие для оценки более долгосрочных результатов, чаще всего, проводится 4-6 месяцев спустя.


Преимущества ТОП-мероприятий


• Возможность приступить непосредственно к «разговору по сути» (целостный подход)
• Крупный прорыв в обучении
• Подходящая структура
• Подлинная общность
• Работа с воодушевлением
• Работа в игровой форме
• Высокая эффективность
• Высокая продуктивность
• Совместное лидерство
• Личностный рост
• Преодоление барьеров
• Качественная и быстрая работа с чувством гордости за свой труд

Вместо заключения...

ТОП с момента «рождения», примерно 25 лет назад, была использована сотни тысяч раз при обсуждении почти всех волнующих ситуаций в организациях и сообществах в более чем 100 странах. Иногда ТОП рассматривается как йога для всех организаций или сообществ. И кое-где в мире, в крупных, средних и малых организациях, таких, как коммерческие и некоммерческие, ее применение становится чем-то обыденным и очень полезным, как, например, практика йоги. ТОП иногда описывают как Способ приглашения Духа в организацию и организации к Духу.

Рассмотрим организацию ТОП на примере научно-практической конференции. Для ее организации предлагается общая тема, которая разбивается на отдельные направления. Например, тему «Изменения в современном профессиональном образовании — источник инновационных решений» предполагалось обсудить по следующим направлениям:

— «Инновации в общем образовании как пространство решения проблем современных школьников»;

— «Инновации в педагогическом образовании — реакция на вызовы времени?!»;

— «Инновации в дополнительном профессиональном образовании - продолжение или остановка инноваций в подготовке педагогов?!».

К каждому направлению предлагаются вопросы для дискуссии, определяемые по желанию участников конференции, которые они высказывают при входе на конференцию в процессе регистрации. Для обсуждения направлений приглашаются группы диспутантов из четырех-пяти человек по каждому направлению (которые выступают как «провокаторы», «застрельщики дискуссий»).

Ведет весь процесс обсуждения основной модератор, определяется также главный модератор (сидит в стороне и в дискуссии не принимает участие), его задача — фиксировать основные идеи, предложения по данному направлению, сделать обобщение и доложить в конце дискуссии. Приведем пример вопросов для дискуссии по обозначенным направлениям.

Направление 1. «Инновации в общем образовании как пространство решения проблем современных школьников».

1. Какие проблемы, на ваш взгляд, характеризуют современное поколение школьников?

2. Могут ли вводимые инновации в общем образовании способствовать решению проблем школьников?

3. Может ли изменение системы оценки результатов деятельности педагогов выступить мотиватором инноваций в образовательных организациях, способных решать детские проблемы?

Направление 2. «Инновации в педагогическом образовании — реакция на вызовы времени?!»

1. Способствуют ли инновации, реализуемые в вузе, повышению качества педагогического образования?

2. Связаны ли инновационные преобразования в педагогическом образовании с инновациями современной школы?

3. Помогут ли изменения, происходящие в мире профессий, совершенствованию программ подготовки педагогов в вузах?

Направление 3. «Инновации в дополнительном профессиональном образовании — продолжение или остановка инноваций в подготовке педагогов?!».

1. Как должна меняться система дополнительного профессионального образования в условиях трансформации профессиональной среды?

2. Каково соотношение формального, неформального и информального в современном дополнительном профессиональном педагогическом образовании?

3. Каковы современные инструменты выявления квалификации педагога?

Обсуждение может сопровождаться материалом, который выступает в качестве иллюстраций обсуждаемых проблем, вопросов, который трансформируется с помощью электронных ресурсов, возможно через презентации.

В процессе обсуждения направлений другие участники, присутствующие на конференции, задают вопросы диспутантам, выступают с дополнениями, озвучивают иное мнение, не прозвучавшее в дискуссии, и в итоге ведущий подводит итоги.

Материал, который успел зафиксировать главный модератор, передается организационному комитету конференции для изучения, обобщения, и после этого итоговый материал рассылается участникам через Открытое Пространство. В отличии от традиционного характера конференций, технологи ТОП позволяет задействовать в дискуссиях в разы большее количество участников, а значит услышать большее количество мнений.

Как гласит философия OST:: Единственный способ разрушить открытое пространство — это верить в то, что происходящее в нем можно держать под контролем.

Собственно, всё. Может показаться, что в открытом пространстве отсутствует какая-либо видимая структура работы и постоянно существует возможность разнообразных сюрпризов. Да, сюрпризы могут быть, и это тоже нормально.

На деле оказывается, что структура есть, но она настолько соответствует потребностям людей и природе обсуждений, что ее не замечают. Такая структура поддерживает, а не блокирует работу в ее лучшем проявлении.

Наша история только начинается....

А история данной технологии очень интересная Open Space Technology – это метод, изобретенный американским социологом и антропологом Харрисоном Оуэном.

Путешествуя по Африке, Харрисон Оуэн стал очевидцем интереснейшей традиции, принятой в ряде племен: раз в четыре года представители нескольких племен собирались вместе на своеобразный съезд для обсуждения своих насущных проблем. Ученого заинтересовала форма, в которой происходило обсуждение.

Сначала все собравшиеся усаживались в большой круг. Затем каждый получал возможность поднять какую-либо проблему или вопрос, достойный обсуждения. После этого все расходились на небольшие группы, присоединяясь к тому человеку, который выдвигал заинтересовавшую тему. Далее происходило обсуждение в малых группах, направленное на принятие решение по обсуждаемой проблеме. Затем все снова собирались в большой круг для того, чтобы рассказать соплеменникам о том, как происходило обсуждение, и к какому решению пришли обсуждавшие. После поднимались новые темы, и вся история повторялась с начала. Харрисон Оуэн подметил четкую структуру и высокую эффективность такого способа обсуждения и решения проблем. Свои африканские наблюдения он положил в основу метода, который назвал Open Space Technology – технология открытого пространства. ∗ Принципы метода он оставил неизменными, приспособив их к иной цивилизационной модели.

Open-Space – форма работы с группами, коллективами, члены которых объединены каким-либо общим интересом. Изначально технология создана для того, чтобы дать возможность участникам обсудить насущные вопросы, дилеммы, проверить актуальность происходящего, найти решение важных задач. Но используется не только непосредственная технология, но и ее принципы, благодаря которым она и является, на наш взгляд уникальной.

По большому счету Open Space Technology может считаться классическим методом НО, поскольку в ней воплощены его основные принципы. Она с одной стороны является жесткой структурой с понятными рамками (законы, запись, временное деление, протоколы и т.д.), а с другой – абсолютно открытой субъектной формой, с максимальными возможностями не только выбора, но и свободного исследования для участников.

Именно поэтому Open Space Technology и представляет такой сильный интерес для области Неформального Образования. На основе теории и практики Open Space возможно создание самых разнообразных методик, объединенных едиными педагогическими принципами.

Создавая новые формы в поле технологий открытого пространства, необходимо помнить, однако, что мы имеем дело со сложнейшей структурой, где любая деталь может являться важным инструментом. Соответственно, меняя форму, изобретая новую технологию, нужно следить за тем, чтобы не выбросить случайно структурообразующий элемент, который отвечает непосредственно за процесс.