Если без воды, то бюджет – это план доходов и расходов бизнеса в определенном периоде времени (год, квартал, месяц).
Слово «бюджет» в переводе со старонормандского– bougette, значит «кошелек» или «мешок с деньгами».
Существуют четыре группы бюджетов:
1 группа: бюджеты основные: бюджет доходов, бюджет затрат, бюджет движения денежных средств;
2 группа: бюджеты операционные (уточняем: связанные с операционной деятельностью, под которой подразумевают основные виды деятельности компании, приносящие большую долю доходов и прибыли): планы продаж продукции, планы производства продукции, планы основных технико-эксплуатационных показателей (например, на транспорте – это объем грузоперевозок, грузооборота, коэффициент выпуска парка, и т.п.), планы выполнения работ по капитальному и текущему ремонту, планы затрат на сырье, основные и вспомогательные материалы, планы по фонду заработной платы, платы по социальным льготам и выплатам, бюджет управленческих расходов);
3 группа: бюджеты вспомогательные: план капитальных затрат, план налогов (начисление и уплата налоговых платежей), планы кредитов (отражают процесс погашения кредитов и поступление кредитных денежных средств);
4 группа: бюджеты дополнительные – это могут быть бюджеты отдельных программ и мероприятий, например – конкурсов «лучший по профессии», бюджеты спартакиад и соревнований и т.п.
Все мы ежедневно работаем с этими бюджетами и контролируем их, поэтому давайте подходить к бюджету со знанием этой классификации и логичным образом выстраивать представление о всех его вариациях.
Все вышеперечисленные бюджеты нужны для составления одного, сводного (консолидированного) и основного бюджета – мастер-бюджета, который по праву можно назвать сводом всех бюджетов, регламентированных бюджетной системой компании.