Найти тему

Если друг оказался... Вдруг?!

Еще в первых двух статьях ( https://dzen.ru/media/id/63b163157fc57c5d5dae06c1/o-chem-je-poet-vysockii-riadovoi-borisov-641dac7f26d03541151554d1,

https://dzen.ru/media/id/63b163157fc57c5d5dae06c1/o-chem-je-poet-vysockii-641c58c7b3a7e51dc11c80f5)


на этом канале я попытался обратить внимание на довольно странное понимание морально-этических норм общества В. Высоцким. Можно, конечно было сослаться на А.С. Пушкина и простить «горячке юных лет и юный жар и юный бред», если бы и в дальнейшем творческом наследии известного «барда» не оказались довольно странные творения. И, как бы не хотелось поклонникам и почитателям Владимира Семеновича затушевать или просто не замечать этого, но слОва из песни не выкинешь. Несуразности проявляются…
Поистине, всесоюзную славу В. Высоцкому принесли вошедшие в кинофильм Станислава Говорухина «Вертикаль» четыре его (В.Высоцкого) песни. Одна из них –«Песня о друге». Забавно, но ее мелодия появилась даже в детском мультфильме «Ну, погоди!». Альпийская тематика и панорамные съемки горных вершин, красивая и женственная Лариса Лужина, «брутальные» мужчины с харизмой, которые способны на подвиг и которых с радостью встречают на вокзале близкие, после того, как они совершили подвиг. Эти люди в финале смешиваются с толпой. Режиссер как бы показывает, что вот они, они же среди нас. Среди нас те, кто способен на подвиг! Они незаметны, но они есть! И когда наступит необходимость, они его совершат! И здесь, в горах, это особенно важно! Тут можно проверить, кто – ты и кто-твой друг! И понять чего ты стОишь в этой жизни...

Несколько раз просмотрев этот фильм и вдоволь наслушавшись гибкой пластинки с этими песнями, вернувшийся со службы в рядах СА, где последние полгода занимались горнострелковой подготовкой, я в 1981м году вместе с группой сотоварищей по секции альпинизма оказался в альплагере «Ала-Арча» на восхождении. Но нам не повезло. В горах была непогода. Никого на маршруте не было и приехавшие спасатели из Красноярска томились от скуки. Вот одному такому, возрастом за сорок, за рюмкой чая я, на его вопрос: «Вот я спасатель, деньги платят, можно сказать, профессия такая, здесь нахожусь, ты сюда что приперся?» и выложил я все эти восторженные доводы. Посмотрел он на меня внимательно и вздохнув сказал: «Глупость все это. Здесь-то любой дурак может… Люди проверяются не тут, а в очереди за колбасой или в кабинете парторга…»

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни – рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке одной с тобой-
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шёл он с тобой, как в бой,
На вершине стоял - хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
1966г.
Не могу говорить за всех альпинистов тех лет, но песен этих я в горах не слышал и надписей на кладбище погибших на восхождениях, да в той же Ала-Арче не видел. Но не в этом суть.
Мне непонятен сам смысл этой «Песни о друге». Как это друг может «оказаться вдруг»? Он что – совершил нечто? Было какое-то событие, после которого он стал «…а так»? Ведь в первых же, строчках напрочь отсутствует логика. Как это понимать: с одной стороны - он тебе «друг», а с другой - «Если сразу не разберешь Плох он или хорош». Так ведь говорят о малознакомом человеке. Как можно кому-либо сказать, что вот есть у меня друг. Зовут Петя. Мы двадцать лет вместе. Но кто он? Не знаю. Мутный какой-то…
Вот как это понять? И за каким, извините… я должен послушаться Владимира Семеновича, рискнуть и потащить его, например, в горы и что-то там проверить. Видимо, по замыслу автора, создать условия и посмотреть, а что дальше будет. И если он страховку удержит, то все! Свой! А если нет, то тогда как? А что можно ответить остальным в горах, в окопе, в атаке на вопрос: «Кого ты нам привел?» Кстати, В.Высоцкий уже касался этой темы в ином ключе и показывал уже, что будет после такой проверки. Всего за два года до этого фильма. Вспомним такую песню «В наш тесный круг не каждый попадал…». Мне известно пятнадцать исполнений этой песни, но практически все они записаны в узком кругу. И это понятно – темы ранних песен криминально-дворовые. Но уже в этой песне, за два года до «Вертикали», наглядно показано к чему приводит ошибка в человеке. Тут не сказано, о том, что в «наш тесный круг» герой привел именно своего друга, но в тех кругах фраза «Со мною он…» равнозначна тому, что представлен человек, которому можно доверять, как и герою. Он, герой, поручился…

В наш тесный круг не каждый попадал,
И я однажды — проклятая дата —
Его привел с собою и сказал:
«Со мною он — нальем ему, ребята!»
Его привел с собою и сказал:
«Со мною он — нальем ему, ребята!»
Он пил как все и был как будто рад,
А мы — его мы встретили как брата…
А он назавтра продал всех подряд, —
Ошибся я — простите мне, ребята!
Суда не помню — было мне невмочь,
Потом — барак, холодный как могила, —
Казалось мне — кругом сплошная ночь,
Тем более, что так оно и было.
Я сохраню хотя б остаток сил, —
Он думает — отсюда нет возврата,
Он слишком рано нас похоронил, —
Ошибся он — поверьте мне, ребята!
Он слишком рано нас похоронил, —
Ошибся он — поверьте мне, ребята!
И день наступит — ночь не на года, —
Я попрошу, когда придет расплата:
«Ведь это я привел его тогда —
И вы его отдайте мне, ребята!»
1964г.
И если тема этой ранней песни ясна и понятна с некоторыми оговорками, то «Песня о друге» получилась, мягко говоря, двусмысленной. И это – не удивительно. Как я уже ранее писал: «… с собственным «я» проблемы – понятия «грех», «подлость», «радость», «зло» , «добро» и подобные трактуются каждым в зависимости от степени «испорченности» родительским и школьным воспитанием, лицемерием властей и прочим «бытиём». Поэтому, когда в человеке отсутствует стойкое понимание для самого себя этих понятий, ему становится невозможным четко, без двусмысленностей выразить свое «я» и в творчестве. Поэтому, голос, манера исполнения, актерские навыки, простенькая музыкальная тема для пения в пьяном застолье придали этой песне в то время популярность и репутацию шлягера. А вот о чем она?
-Ну, о друге..
-А, о друге…
-Давай еще по сто?
-Давай! Ты меня уважаешь?..

P.S. А альпинизмом я тогда, в 1981м заниматься перестал… И разговоры об этом не поддерживаю.