Нестор Лакоба в истории Абхазии занимает, наверное, такое же значимое место, как и первый президент Апсны Владислав Ардзинба. Незаурядный человек, яркий политический деятель, настоящий пассионарий и революционер, сторонник максимальной (с учетом советских реалий) абхазской независимости - Лакоба был настоящим любимцем народа Абхазии. Его таинственная смерть стала шоком для абхазского народа, а уже после гибели его записали во враги народа.
Сложное детство и революционная юность Нестора Лакоба
Нестор Аполлонович Лакоба родился в селе Лыхны 1 мая 1893 года в крестьянской семье. Отца своего Нестор не знал, его убили в ходе крестьянских протестов против произвола властей и крупных землевладельцев за три месяца до появления мальчика на свет. Детство Нестора было тяжелое, мать одна была вынуждена содержать трех сыновей без всякой поддержки со стороны. Нестора (дома его звали Чнагуа) удалось определить в церковно-приходскую школу в Новом Афоне, а потом в Лыхненскую двухлетнюю школу.
В возрасте двенадцати лет Лакоба поступил в Тифлисское
духовное училище, а затем в Духовную семинарию. Впрочем, религиозная тема будущего революционера слабо интересовала, юный Нестор уже в Семинарии стал членом тайного революционного кружка, за что его из заведения и вышибли. Перебравшись в Батум Лакоба вступает в РСДРП, занимается агитацией, но быстро попадает в поле зрения полиции и уезжает в Грозный , где поступает в Грозненское реальное училище, по окончанию которого поступает на юрфак Харьковского университета. Впрочем, учебу пришлось бросить из-за отсутствия денег и молодой Нестор возвращается в Абхазию.
Лакоба в гуще революционных событий
Вернувшись в Абхазию, Нестор Лакоба устроился чертежником на железную дорогу в Гудауте, (еще в 1914 году было запланировано строительство отрезка Адлер Сухум), оставаясь в гуще общественной жизни. К концу 1916 года Нестор создал в Гудауте большевистскую организацию, а после краха монархии его решением народного схода на легендарной поляне Лыхнашта избирают участковым комиссаром Гудауты. Кроме того, Нестор Лакоба становится руководителем революционной дружины "Киараз" (в переводе с абхазского "взаимопомощь) и принимает активное участие в установлении в Абхазии советской власти.
На это ушло несколько лет, вверх брали то большевики, то грузинские меньшевики, находились на территории Абхазии и войска иностранных держав и Добровольческая белая армия. В 1918 году он даже сидел в сухумской тюрьме, а в 1920 году возглавлял большевистское подполье в Батуме. Кстати, именно в Батуме он познакомился с сестрой своего аджарского друга Сарией, которая в итоге стала его верной женой. В конце 1920 года Лакоба вместе со своим соратником Ефремом Эшба поехали в Турцию по личному поручению Ленина, где приняли участие в подготовке так называемого Московского договора между большевистской Россией и кемалистской Турцией.
Нестор Лакоба во главе советской Абхазии
4 марта 1921 года в Абхазии была окончательно установлена советская власть. Уже 6 марта было сформирован Революционный комитет Абхазии. Его председателем стал Ефрем Эшба, членами комитета Нестор Лакоба (зампред и нарком ВМС Абхазии) и Николай Акиртава. В феврале 1922 года Нестора Лакоба избирают председателем Совета Народных Комиссаров и он возглавил возрождение, пришедшего в результате гражданской войны в упадок народного хозяйства Абхазии.
Руководил Абхазией Лакоба с учетом местных особенностей. Так, он не стал проводить коллективизацию в том формате, как это происходило в РСФСР, где у крестьян отбирали скот и землю, не преследовал бывших абхазских князей и представителей аристократии, ссылаясь на историческое отсутствие резкого социального расслоения абхазского общества. В народе Нестора за такой подход уважали и любили, а вот недоброжелатели, считавшие что Лакоба нарушает генеральную линию большевистской партии, жаловались на него в Москву, но тому удалось отстоять свою правоту.
В повседневной жизни Нестор Лакоба вел себя очень скромно, никогда не имел охраны, ходил по Сухуму пешком и был прост в общении с простыми людьми, что еще больше добавляло Адагуа ( в переводе с абхазского "глухой", Лакоба плохо слышал) народных симпатий. Любой житель Абхазии мог обратиться к ее руководителю и на работе, и даже на улице или в кофейне.
Как Лакоба притормозил Троцкого в Абхазии
В 1923 году большевистский вождь Владимир Ленин был уже болен настолько, что принимать участия в управлении государством не мог чисто физически. Разумеется, среди коммунистической верхушки началась грызня за доминирование в Совдепии после Ленина. Сталин, Зиновьев и Каменев объединились против всесильного в период гражданской войны создателя Красной армии Льва Троцкого, который считался не без оснований одним из самых реальных претендентов на роль преемника Ильича.
Незадолго до смерти Ленина по требованию врачей Троцкий вместе с женой отправился с целью восстановления здоровья на поезде из Москвы на Кавказ. Сталинские сторонники Феликс Дзержинский и Серго Орджоникидзе попросили Нестора Лакоба по возможности подольше задержать Троцкого в Абхазии. Ленин умер, когда Лев Давидович находился в Тифлисе, Сталин его обманул, назвав более раннюю дату похорон вождя. Типа, Лев, Давидыч, все равно не успеваешь, здоровье дороже, езжай лучше в Абхазию, лечись... Отсутствие Троцкого на похоронах Ленина подорвало его авторитет среди партийцев, чего сталинистам и было нужно.
Ну а Лакоба по максимуму оказал Троцкому абхазское гостеприимство, тот застрял в Абхазии на целых два месяца (впрочем, кто бывал в Абхазии, тот Троцкого поймет) , исколесил вместе с Лакоба всю Абхазию, а проживал в гостинице "Сан-Ремо" (ныне "Рица"). Когда Лев Давидыч вернулся в Москву, его политические противники уже крепко держали власть в своих руках. Троцкий проиграл борьбу за власть, через несколько лет был исключен из партии, сослан, потом выслан за границу и был убит ледорубом по голове в Мексике сталинским убийцей.
Нестор Лакоба и Иосиф Сталин
Лакоба и Сталин считались друзьями, так или иначе, на протяжении многих лет Коба Нестору явно благоволил. Виссарионыч неоднократно приезжал отдыхать в Абхазию и часто гостил в доме у Лакоба в селе Лыхны. Сария Лакоба была дружна с женой Сталина Надеждой Аллилуевой, Вождь ее выделял среди других жен высокопоставленных большевиков и даже подарил ей личный автомобиль.
Знал бы Лакоба, что человек, которого он так принимал, спустя несколько лет объявит самого Нестора уже после смерти врагом народа, Сарию Лакоба будут зверски пытать на протяжении двух лет в застенках НКВД и она умрет в тюремной больнице не дожив до 35 лет. Все ближайшие соратники и родственники Лакоба будут репрессированы и расстреляны, как и множество других людей в Абхазии.
Лакоба, Берия и противостояние с руководством Грузии
Судя по всему, зловещую роль в судьбе Нестора Лакоба сыграл Лаврентий Берия. По злой иронии судьбы именно Лакоба посодействовал бурной карьере Лаврентия Палыча, выдвижению Берии с чекистской на партийную работу, его переходу в конце 1931 года с должностей председателя Грузинского и Закавказского Главного политического управления на пост сначала второго, затем и первого секретаря Закавказского крайкома ВКП(б) и 1-го секретаря ЦК КП(б) Грузии.
Берия даже крестил сына Нестора и Сарии -Рауфа, был вхож в их дом, но уже к 1932 году их отношения разладились. Надо отметить, что абхазы в руководстве республики всячески противились все большему контролю со стороны Тбилиси. До 1931 года Абхазская ССР и Грузинская ССР были равноправными субъектами, связанными союзным договором, но в 1931 году статус был утрачен и Абхазия стала автономной республикой в составе Грузии.
Нестор Лакоба неоднократно обращался в союзный центр с просьбой рассмотреть вопрос о вхождении Абхазии в качестве автономной республики в состав РСФСР, но понимания не нашел. Руководство же Грузии Лакоба подозревал в намерении провести тотальную грузинизацию Абхазии, что и было в итоге сделано в последующие десятилетия. В общем, высокопоставленных врагов в грузинской верхушке и в Кремле Лакоба нажил с такой позицией предостаточно, что становилось опасным для жизни, учитывая, какие времена наступали в СССР.
Сталин несколько раз предлагал Лакоба занять пост наркома внутренних дел СССР вместо Генриха Ягоды, но тот неизменно отказывался. Возможно,
не хотел мараться, к тому времени репутация НКВД уже была известна, а может быть просто не хотел покидать родную Абхазию в сложной для нее ситуации. Так или иначе, над Нестором начинали сгущаться тучи.
Таинственная гибель Нестора Лакоба
В конце ноября - начале декабря 1936 года Лакоба присутствовал на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов, на котором была принята так называемая "сталинская" Конституция, после чего задержался в Москве, а сразу по возвращению в Абхазию был вызван Лаврентием Берия в Тбилиси на собрание партийного актива. Утром 27 декабря у Лакоба с Берией произошёл конфликт (как пишет историк Станислав Лакоба, возможно речь шла о масштабном переселении грузин из центральных районов Грузии в Абхазию), после чего он вернулся в свой номер в гостинице.
Вечером мать Берии пригласила Лакоба прийти на ужин, после которого Лакоба и Берия с супругой посетили театр, где Нестору стало плохо, началась рвота, его привезли в гостиницу, где он и умер. Официальная версия гласила, что Нестор Лакоба скончался от сердечного приступа. Многие исследователи считают, что он был отравлен. Шофер Нестора Давлет Кандалия уверял, что Лакоба перед смертью назвал своим убийцей Лаврентия Берию.
Тело Лакоба было доставлено в Сухуми 1 января 1937 года, где его встречали тысячи людей. Говорили, что во время первого вскрытия в Тбилиси из тела Лакоба были удалены все внутренности, а личный врач Нестора Иван Семерджиев якобы сделал заключение об отравлении цианидом. Нестору Лакоба организовали торжественные похороны в Сухуми, на которые собралось свыше десяти тысяч человек. Сталин телеграмму с соболезнованиями не прислал. Тело Лакоба забальзамировали и упокоили в специально сооружённом склепе в Ботаническом саду.
Лакоба - враг народа после смерти
После смерти Нестора Лакоба началось что-то совсем иррациональное. Некоторое время спустя он был объявлен "врагом народа". Обвинения были абсурдными. Например, его обвинили в том, что он помог в 1929 году бежать Троцкого из Сухума в Турцию, хотя 18 января 1929 года Особое совещание при коллегии ОГПУ постановило выслать Троцкого за пределы СССР и его отправили из Одессы вместе с сыном в сопровождении сотрудников ОГПУ в Стамбул.
После объявления Лакоба врагом народа его тело было перезахоронено из Ботанического сада на Михайловское кладбище, а далее по одной из версий тело Нестора было уничтожено в известковой яме в сухумском районе "Маяк", а по другой мать и жена, узнав о том, что могилу собираются уничтожить успели тайно его перезахоронить. Так или иначе, сейчас место захоронения Нестора Лакоба не известно.
Репрессии НКВД обрушились на всех, кто имел хоть какое-то отношение к Нестору Лакоба. Как я уже упоминал, Сария Лакоба была замучена чекистами, пытавшимися выбить из нее показания на покойного мужа. Были расстреляны младший брат Нестора Михаил, бывший нарком внутренних дел Абхазии, все близкие родственники Нестора и Сарии, его соратники Ефрем Эшба, Николай Акиртава и еще многие и многие. Сын Сарии и Нестора Рауф был расстрелян в Бутырской тюрьме 28 июля 1941 года в возрасте 19 лет. После смерти Сталина Нестор Лакоба был реабилитирован.
Вот такую яркую и трагическую жизнь прожил Нестор Лакоба - пламенный революционер, любимец абхазского народа и настоящий патриот Абхазии. Честно говоря, когда читаешь о том, что происходило в нашей бывшей тогда единой стране в те роковые годы, удивляешься, откуда берутся в таком количестве сегодня неосталинисты, в Абхазии их тоже хватает, судя по отдельным комментариям в социальных сетях.
Ведь, в годы Большого террора был уничтожен цвет абхазской нации. По данным Ассоциации памяти жертв политических репрессий, до семи тысяч человек были репрессированы в крошечной Абхазии в 30-40-е годы XX века. Для сравнения, во время грузино-абхазской войны погибло около 4000 абхазов, а с фронтов Великой отечественной не вернулись около 17 000 жителей Абхазии.
Напоминаю, что вместе с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям: