Найти в Дзене
Лающая Рыба

3.1 О развитии слухового восприятия у глухих детей

Оглавление
Рис. 1 Заставочка
Рис. 1 Заставочка

1. Что такое слуховое восприятие и где оно находится?

2. Для чего нужно слуховое восприятие?

3. Отличие слухового восприятия слышащих и глухих детей.

1. Что такое слуховое восприятие и где оно находится?

Что у тебя в голове? Мозги! Тараканы. Бабочки. Опилки. Проблемы. Ветер. Анархия в связи с отсутствием царя. Перекати-поле. У тех, кому особенно не повезло, в голове есть мысли. Все это весьма условно. И ответить на вопрос, что у тебя в голове можно по-разному: смотря, что вы ищете. Найдется все!

Рис. 2 Что у тебя в голове?
Рис. 2 Что у тебя в голове?

В поисках слухового восприятия нам поможет Иван. Помимо прочего, у него в голове психика.

Рис.3 Иван.
Рис.3 Иван.

Иван может быть свободен. А о психике мы еще поговорим. Психика состоит из высших психических функций: восприятие, память, внимание, речь, мышление. Кроме того, туда входят и другие процессы. На данной схеме я отметила сознание. (Схемы и точки зрения могут быть разные. Можно поспорить... А можно просто читать дальше.) Ни один из указанных процессов не может существовать отдельно. Все это работает только в совокупности. Например, память не может воспроизвести ощущения без восприятия, а слово без речи. Слово "горячий" не может существовать без кожно-тактильного восприятия и мышления.

Рис. 4 Визуализация абстрактного понятия "Психика"
Рис. 4 Визуализация абстрактного понятия "Психика"

Если рассматривать каждую психическую функцию отдельно, то и она, в свою очередь, подразделяется на виды, типы. Восприятие наше основано на ощущениях от пяти органов чувств. Оно бывает зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное.

Рис. 5
Рис. 5

В этой статье нас интересует слуховое восприятие. Мы его нашли. Рис. 6.

Рис 6. Оно вот здесь.
Рис 6. Оно вот здесь.

Что такое восприятие? Немного теории, без которой никуда.

Восприятие — это процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие обязательно включает в себя ощущения и основывается на них. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы.
Рис. 7 Пирожки
Рис. 7 Пирожки

Например: представьте себе, как вы заходите к себе домой. Вы находитесь в прихожей, но уже точно знаете, что на кухне жарятся пирожки с мясом! Ваше восприятие воспроизвело в вашей голове целостный образ! Вы уже видите жареный, а не печеный пирожок, вы уже видите его начинку, вы ощущаете его запах, вы знаете, что в руках он горячий, мягкий, жирный, вы слышите, как он жарится и, наконец, вы уже знаете его вкус! Это и была целостная работа восприятия в купе с другими психическими функциями и наглядный пример того, как восприятие не может существовать само по себе отдельно. Пирожок вы восприняли ПОЛИСЕНСОРНО. Через слух, зрение, обоняние, осязание и, наконец, вкусовые ощущения. Ваш мозг подключил восприятие, память, мышление, внимание и даже функцию речи. Спектр всех этих явлений, который воспроизвел ваш мозг, называется словом "пирожки". Слово "пирожки" - это функция речи. (Даже если вы молчите о них)

О восприятии в целом, как и психике, мы обязательно поговорим позже.

Слуховое восприятие - это один из пяти типов восприятия. Это способность воспринимать и различать звуки окружающей действительности.

2. Для чего нужно слуховое восприятие?

Нормальной слух – это условие для общения посредством речи, развития мышления и общего психического развития. С помощью слуха люди общаются, обмениваются информацией. Со слухом связано обучение речи. Через орган слуха человек получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде. Но главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи.

Восприятие человеком устной речи возможно благодаря единству слуха, речи (как психической функции) и мышления. Нельзя развивать один только слух. Слуховые ощущения нужно связать с ощущениями других анализаторов. Слух-зрение, слух-обоняние, слух-осязание. Нужно связать слуховые ощущения с другими высшими психическими функциями: с памятью, с речью, с вниманием, с мышлением. Слух не может существовать сам по себе. Непосредственной предпосылкой развития восприятия связной речи является речевой слух.

Речевой слух – это чувствительность к звукам родной речи. Это сложный процесс анализа воспринимаемых звуков и переработки слуховой информации.

3. Отличие слухового восприятия слышащих и глухих детей.

Первые реакции на звуковые раздражители появляются у ребенка в конце первого и в начале второго месяца жизни. На третьем и четвертом месяцах жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки. В возрасте от 3 до 6 месяцев слышащий ребенок учится различать интонацию, а так же выражать свои собственные эмоции с помощью нее. В последующие месяцы первого года жизни ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков. В возрасте шести-семи месяцев малыш может уже правильно показывать на произнесенное кем-либо слово. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести другое похожее по звучанию слово. Это происходит потому что ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. (о ней тоже будет рассказано чуть позже) Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи, главным образом, интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Формируется фонематический слух. Это более тонкий слух, обладающий способностью узнавать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова на слух.

Развитие слухового восприятия у глухих детей

А что же со слуховым восприятием у глухих детей? Мы, конечно, понимаем, что характер, степень нарушения и время наступления нарушения слуха у всех разный.

Если ребенок не слышит, слуховые реакции у него не формируются, либо формируются неточно, слабо, фрагментарно. Ребенок не поворачивается на звуки, либо реагирует только на громкие звуки. Ребенок позже начинает дифференцировать звуки, либо не дифференцирует их совсем. Ребенок не различает интонацию. Однако может реагировать на выражение лица взрослого. Ребенок не лепечет. Голос немодулированный, монотонный или наоборот очень громкий и визгливый. Почти всегда глухие дети замолкают. Не формируется база для развития речи. Артикуляционные движения не отрабатываются. Если ребенок не слышит речевые звуки, то он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают и не усваивает их значение, у него не накапливается словарный запас, а это прямым образом влияет на понимание речи в дальнейшем. Однако дети могут подавать ситуативные реакции на происходящее. Например, когда мама ставит на стол тарелку и говорит глухому ребенку, неси ложку, ребенок может принести ложку, опираясь на ситуацию, а не на слух и понимание речи. Так особенно умные глухие дети могут жить без постановки диагноза до 2-3 лет и даже более. В таком случае мама/педагог выходит за рамки ситуации и просит ребенка принести не вилку, а носок. Ребенок, исходя из ситуации, несет вилку. Он не слышал или не расслышал слово "носок". И у глухого, и у слабослышащего ребенка не формируется грамматический строй речи. Нарушение слухового восприятия, хоть и является главной проблемой глухих детей, но не является единственной. Нарушение слуха отражается на других видах восприятия: зрительное, тактильное, вкусовое и обонятельное. В целом восприятие становится специфичным. Эта специфика, в свою очередь, отражается на формировании других психических функций: речь, память, мышление, внимание. И на формировании всей психики.

Рис. 8 Нарушение слухового восприятия ведет к специфичному формированию восприятия в целом. Специфика восприятия у глухих детей отражается на формировании всей психики. Тему цепочки нарушений у глухого ребенка можно продолжать...
Рис. 8 Нарушение слухового восприятия ведет к специфичному формированию восприятия в целом. Специфика восприятия у глухих детей отражается на формировании всей психики. Тему цепочки нарушений у глухого ребенка можно продолжать...

Как это выглядит в обычной жизни родителей-неспециалистов?

  • "мой ребенок не расслышал..."
  • "он все понимает, но молчит..."
  • "он не понял, он не знает таких слов..."
  • "он знает все слова в задаче, но не понимает, как ее решить..."
  • "он забыл, не может вспомнить слово и говорит "это...", "такое...", "эээ..."..."
  • "его надо сначала позвать, потрогать, повернуть к себе, а потом говорить..."
  • "он отвлекается..."
  • "он просто вертится, внимание не устойчиво, ему нужно к психологу, к нейропсихологу..." (со скрипом соглашусь, хорошо). Но что еще страшнее: "ему нужно поменять питание, и все встанет на место..."

Родителям, воспитывающим ребенка "говорящего" возраста это может быть знакомо. Все эти предпосылки формировались тогда, когда папа/бабушка/дедушка/сестра/тетя/подруга/знакомая/незнакомая/прохожая говорили: "зачем ребенку в 9 месяцев слуховой аппарат? Будет старше, и, когда это станет важно, купите". Эти же предпосылки формировались, когда папа/бабушка/дедушка/сестра/тетя/подруга/знакомая/незнакомая/прохожая говорили: "зачем ребенка в 1 - 1,5 года к сурдопедагогу? Чему его там научат? Облизывать пирамидки? Чему его можно научить в таком возрасте? Логопеды берут детей с 5 лет."

Слух и все восприятие начинают развиваться в возрасте 1 месяца. С этого же возраста у глухого ребенка начинает формироваться специфичность восприятия. Вслед за ней - специфичность всей психики.

Итак, ядром проблемы глухого ребенка является слуховое восприятие. Именно с него следует начинать коррекцию нарушений у глухого ребенка.

Развитие слухового восприятия - это основополагающий фактор в процессе обучения глухих детей.

Вывод:

Итак, мы знаем, что такое слуховое восприятие, где оно находится, зачем оно нужно и чем отличается слуховое восприятие слышащих и глухих детей. В следующей статье мы говорим о том, как его развивать.

Статьи о развитии слухового восприятия:

3.2 Развитие слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей

3.3 Развитие слухового восприятия неречевых звуков у детей с нарушениями слуха

3.4 Развитие слухового восприятия речевых звуков у детей с нарушениями слуха

3.5 О полисенсорном восприятии

3.6 Путь от первой реакции на звуки к распознаванию речи

3.7 Немного практических занятий по развитию слухового восприятия

Предыдущая статья: "Слухопротезирование глухих и слабослышащих детей"

Следующая статья: "Развитие слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей"