Каким бизнесом заняться в 2023 году? Этот вопрос задает себе огромное количество новичков и лезет в интернет искать прибыльные идеи и ниши, которые находятся в тренде. Штудируется огромное количество информации, просчитывается экономика десятков ниш, даже кто-то пробует. Однако большинство прогорает уже в первые полгода-год своей деятельности. Почему же так происходит, и что не учитывают новички, мы и разберемся в этой небольшой статье.
Прежде всего нужно понимать, что бизнес бизнесу рознь. Более того, каждый человек (предприниматель) по-своему уникален. То, что одному приносит хорошую прибыль, другого вгоняет в огромные убытки. Ресторанный бизнес, автосервис или продажи товаров через интернет – это очень разные по своей структуре бизнесы. Если крутой ресторатор вдруг решит заниматься продажей автозапчастей через интернет, огромен шанс, что у него толком ничего не выйдет и он потерпит фиаско. Поэтому прекратите искать то, что вам не подходит, особенно если бизнес-опыта за плечами еще нет! Для начала попробуйте понять, в каких нишах вам будет проще начать. Тогда шансы на успех будут гораздо выше.
По сути, всем чем вы можете заниматься – это либо производство, либо продажи. В ряде случаев это эффективно совмещается. В свою очередь, производить и продавать можно как товары, так и услуги. Сегодня монетизировать можно практически все что угодно, было бы желание. Но прежде чем начинать свой первый бизнес, не лишним понять, а есть у вас предпринимательская жилка. Без нее, увы, даже самая легкая и прибыльная ниша вас похоронит. Бизнес – это деятельность не для всех. Есть две важные составляющие, без которых вероятность на успех крайне низкая.
Во-первых, бизнес должен вам нравиться. И не просто как некая идея. Сфера, которой вы хотите заняться должна «зажигать». Как говорил Генри Форд – «Самая лучшая в мире работа – это высокооплачиваемое хобби». Так и тут, если ваш бизнес не будет вашим хобби, он вам очень быстро надоест. Спустя некоторое время вы будете искать кому же его поскорее продать. И как правило, в подобных случаях, продается он в убыток.
Как, впрочем, и любой бизнес, созданный ради бизнеса или тупо ради денег, тоже долго не живет. Конечно, бизнес создается ради денег, но деньги – это скорее кровь бизнеса. Ставить их над всем остальным точно не стоит. Успешные компании существуют десятилетиями, поэтому думайте на будущее, чем вам не надоест заниматься в ближайшие 15-20 лет.
Во-вторых, вы должны хорошо разбираться в этом бизнесе. Иными словами, вам эта сфера деятельности должна быть хорошо знакома. Возможно, вы проработали в аналогичной компании много лет и досконально знаете как строятся все бизнес-процессы. Или, как минимум, у вас есть очень сильное желание в этом хорошо разобраться. Правда на это закладывайте дополнительно время и деньги, так как с первого раза не получится и наломаете много дров.
Если речь идет, допустим, о продаже через интернет, то знание бизнеса и специфики продаваемого товара поможет вам при работе с клиентами. Многие начинают бизнес без найма сотрудников и общаться с клиентами приходится самостоятельно. Если клиент понимает, что вы не разбираетесь в товаре, то доверие очень сильно падает к такому продавцу. Естественно, это сказывается на прибыли и на выживаемости бизнеса. Надеюсь, вы это понимаете.
Поэтому, если нет этих двух составляющих, бесполезно смотреть чужие идеи бизнеса, они вам не помогут, только дров наломаете. Все что вам нравится и все то, в чем вы разбираетесь уже есть вашей голове. Монетизируйте то, в чем вы уже эксперт!
6 рекомендаций для новичков
Может оказаться так, что вам подходит несколько ниш, которые вам нравятся и в которых вы разбираетесь. Новичкам рекомендую начать с более простой, чтобы получить свой первый бизнес-опыт. Чем идеальнее будут соблюдаться следующие условия, тем проще будет начать зарабатывать.
- Услуга или товар должны быть как можно проще. Чем сложнее товар или услуга, тем сложнее и дольше их продавать. Спонтанные покупки технически сложных вещей бывают очень редко. Клиенты долго определяются, читают отзывы и обзоры. Могут в течении продолжительного времени по вашей рекламе переходить на сайт, чтобы просто определиться что же они в итоге хотят. Реклама стоит денег и это увеличивает себестоимость клиента. Но далеко не факт, что купят именно у вас. Технически сложный товар еще и денег стоит больше, а соответственно их нужно больше «морозить» в закупку товара. Плюс возникают другие нюансы в виде гарантийного обслуживания и пр.
- Товар имеет небольшие габариты и вес. Очевидно, что чем больше и тяжелее товар, тем сложнее и дороже логистика. И тем больше требуется места для хранения товара. Даже если у вас не товар, а услуга, возможно для ее оказания, вам нужно будет привозить на место какой-то тяжелый или габаритный товар / инструмент. А это все дополнительные расходы, которые будут съедать часть вашей прибыли.
- Товар или услуга имеют высокую маржинальность. Чем выше маржа, тем больше вы зарабатываете с одного заказа. Тут классика жанра. Однако смотреть нужно не в процентах, а в рублях. 30% маржи с 1000 рублей – это 300 рублей. А всего 10% с 6000 рублей – это уже вдвое больше, 600 рублей. Правда слепо за большой стоимостью товара тоже гнаться не нужно. Чем он дешевле, тем чаще его покупают спонтанно на эмоциях.
- Есть возможность допродажи аксессуаров и сопутствующих товаров. Это способствует увеличению среднего чека и прибыли. Позволяет прокачивать большие обороты и за счет этого получать лучшие закупочные цены у поставщиков, увеличивая тем самым маржу. Допродажи сами по себе один из ключей к успешному бизнесу, так как львиная доля прибыли часто приходится именно на них. Существуют даже ниши, где из-за ценового демпинга основной товар продается с мизерной наценкой, или даже в минус, а деньги делаются на аксессуарах к нему.
- Есть возможность продавать товар или услугу повторно. Второй ключ к успеху – это работа со своей базой постоянных клиентов. Те, кто у вас уже покупал и остался доволен товаром или услугой, гораздо более лояльны к вашей компании. Поэтому, при прочих равных, предпочтут вас, если вы не будете давать клиентам забывать о вашем существовании. Подумайте, можете ли вы ваш продукт продавать одному и тому же клиенту повторно. Либо предложить какой-то другой спектр товаров и услуг, из вашего ассортимента, которые также могут в будущем понадобиться клиентам.
- Присутствует нормальная конкуренция в нише. Многие новички думают, что чем меньше конкуренция, тем проще будет развернуться. Увы, это не так. Предпринимательская деятельность существует уже очень давно и другие люди уже перепробовали кучу рабочих и нерабочих схем и идей. Если ваш продукт не супер инновационен и не способен перевернуть мир, но скорее всего, если на него нет конкуренции, то и спрос сильно ограничен. И на оборот, если конкурентов куча, значит товар / услуга востребованы. Лезть в высококонкурентные ниши без опыта я не рекомендую, но вот найти золотую середину нужно. Когда конкурентов достаточно, но это ущу не вызывает ценового демпинга.