Сколько и каких автомобилей в семьях россиян?
Две трети российских семей владеют одним или несколькими личными автомобилями (63%): за прошедшие 15 лет уровень автомобилизации повысился, семей, где есть автомобиль, стало больше на 22 п.п. (40% в 2008 г.). Семей, владеющих одним автомобилем, стало больше на 9 п.п. (46% в 2023 г. vs. 37% в 2008 г.), 17% сообщили, что в их семье два и более автомобиля, что на 14 п.п. больше по сравнению с 3% в 2008 году.
· Среди семей с плохим или очень плохим материальным положением больше тех, у кого в домохозяйстве нет автомобиля (48% vs. 37% со средним и 27% с хорошим или очень хорошим достатком).
· Наличием двух и более автомобилей выделяются семьи с хорошим или очень хорошим материальным положением (25% vs. 16% со средним и 10% с низким достатком).
В течение последних 15 лет россияне активно «пересаживались» на иномарки: к 2023 году количество иномарок в личном пользовании увеличилось до 72%, что на 36 п.п. больше по сравнению с 36% в 2008 году; при этом за 15 лет доля семей автовладельцев отчественных автомобилей сократилась на 27 п.п. (37% в 2023 г. и 64% в 2008 г. среди семей автовладельцев). Доля иномарок выросла за счет увеличения парка подержанных машин: +34 п.п. (59% в 2023 г. vs. 25% в 2008 г. среди семей автовладельцев), уровень владения новой иномаркой не изменился (13% в 2023 г. и 11% в 2008 г. среди семей автовладельцев). Сейчас как подержанные, так и новые автомобили отечественных марок можно встретить реже, чем 15 лет назад: подержанными российскими автомобилями владеют 30% (−21 п.п.) семей автовладельцев, а новыми — 7% (−6 п.п.).
· Новую иномарку чаще можно встретить в семье с хорошим или очень хорошим материальным положением семьи (25% vs. 10% со средним и 6% с плохим или очень плохим), а подержанный автомобиль отечественной марки — скорее в семье с плохим или очень плохим уровнем материального благополучия, чем со средним или хорошим (44% vs. 31% и 21% соответственно).
Если покупать автомобиль, то какой и зачем?
В 2023 году о намерении приобрести автомобиль заявили 25% россиян, что на 11 п.п. больше, чем в 2008 г. (14%). Покупка авто чаще рассматривается не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе в 2-3 года.
Как и 15 лет назад, большинство не планирует приобретать автомобиль: 73% в 2023 и 82% в 2008 году.
· Заинтересованных в покупке нового автомобиля больше среди семей с хорошим или очень хорошим материальным положением (29% vs. 21% и 23% среди семей, чье материальное благополучие среднее или плохое соответственно).
Спектр целей покупки авто разнообразен. Превалируют цели, указывающие, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, помощник, рабочая лошадка: 32% дали ответ «для своих нужд», еще 23% сказали, что автомобиль для них — средство передвижения. Россияне также говорили о семейных поездках (14%), о путешествиях на автомобиле (13%), работе на автомобиле (13%), поездках на работу (12%). В качестве целей приобретения авто звучало проведение досуга: поездки на дачу, за город, на рыбалку (по 8%). 7% опрошенных сказали, что автомобиль они хотят купить для того, чтобы возить детей.
· Отношение к автомобилю как к средству передвижения больше всего распространено в молодежной группе 18-24 года (32% vs. 20-25% в других возрастных группах).
· Автомобиль для семейных поездок больше всех интересует 25-34-летних россиян (24% vs. 14% среди всего населения).
· Для работы автомобиль чаще намереваются купить мужчины, чем женщины (18% vs. 8%), больше всех эта цель интересует 45-59-летних (21% vs. 13% среди всего населения).
· Женщины чаще мужчин говорят о поездках на автомобиле на работу (16% vs. 9%).
Высказавшие желание купить автомобиль в течение ближайшего года больше ориентированы на покупку подержанного, а не нового авто (57% и 37% соответственно); видимо, россияне не ожидают улучшения ситуации на авторынке России в ближайшее время. Среди тех, кто хотел бы совершить покупку в будущие 2-3 года, приоритет смещается в сторону нового автомобиля: среди планирующих покупку в будущие 2-3 года новый автомобиль выбирают на 9 п.п. больше россиян, чем среди заявивших о желании купить автомобиль в ближайший год (46% и 37% соответственно). Причем в долгосрочной перспективе новые автомобили — как иномарки, так и отечественные бренды, — выбираются с одинаковой частотой (24% и 22% соответственно). Отношение к новым отечественным автомобилям в долгосрочной перспективе лучше, чем в краткосрочной (планируют купить 22% vs. 16% соответственно), очевидно, россияне рассчитывают на развитие отечественного автопрома в ближайшие 2-3 года.
· Семьи с хорошим или очень хорошим материальным положением чаще других рассматривают для покупки новую иномарку (10% vs. 4% и 6% среди семей со средним или низким достатком соответственно).