Предлагаем совершить виртуальный тур по царскому дворцу XVII века. Личные покои членов царской семьи до конца XVII столетия были деревянными и поэтому не сохранились до наших дней. Только в 1686 году по приказу царевны Софьи на женской половине дворца были построены каменные хоромы.
Обычно жилые покои состояли из трёх-четырёх комнат с отдельным крыльцом и были связаны переходами с другими дворцовыми помещениями. Как они выглядели, можно понять по сохранившимся описаниям царских дворцов в Коломенском и Измайлове или реконструировать на примере Теремного дворца в Кремле. Он возводился в 1635‒1636 годах для малолетних сыновей царя Михаила Фёдоровича, но в результате использовался самим государем как парадные хоромы.
Теремной дворец высотой в пять этажей когда-то был самым высоким жилым зданием в Москве. На первых трех этажах располагались служебные помещения, в том числе придворные мастерские палаты и царская мыльня (баня). На четвёртый, парадный, этаж вело отдельное крыльцо, далее были расположены четыре комнаты, часовня и лестница, ведущая на пятый этаж.
У каждой палаты было свое предназначение. Первая палата — Передняя, здесь принимали гостей, объявляли о царских наградах и опалах. В ней бояре ожидали появления царя. Во второй палате — Крестовой — царь совещался с боярами. В XVIII‒XIX веках такую комнату для собраний стали называть гостиной. Третье помещение — Государева комната — кабинет царя, в котором он читал поданные ему прошения и работал за письменным столом. Иногда царь Алексей Михайлович давал здесь обеды для приближённых, поэтому рядом располагалась буфетная. Последняя комната — парадная опочивальня, которая соединялась с часовней. Таким образом, царские покои состояли из четырёх больших комнат, нескольких маленьких помещений, лестниц и коридора.
Покои царицы во всех дворцах были устроены примерно так же, только всеми делами на её половине занимались боярыни. Документальные свидетельства сохранили Интерьер Престольной палаты Теремного дворца в Московском Кремле описания палат государыни. Например, в путевом дворце Ивана Грозного в Коломне (1577 год): «Хоромы царицы и великой княгини на двух подклетах. Передняя 3 с половиной сажени, комната 3 сажени, против них повалуша 3 сажени на подклети. Сени 3 с половиной сажени, меж комнаты и столчаковы избы сени 2 сажени. Изба столчакова 2 сажени. От царицыных хором переходы к бане 15 сажен, баня 3 сажени. Сени 3 сажени, крыльцо 1 сажень, поварня подогрельная 2 сажени». Таким образом, половина царицы состояла из трёх комнат, трёх сеней, туалета, бани и буфета, где разогревали еду. Эти хоромы имели отдельное крыльцо и были связаны переходами с другими частями дворца.
В летнем дворце Алексея Михайловича в Коломенском «к комнатам государыни царицы» вело «крыльцо двоевсходное, с крыльца в сени двери столярного дела, в сенях 7 окошек, в них окончины слюденые. В переднюю комнату дверь створчатая столярная расписана красками. Печь ценинная круглая, лавки со опушки, стол сосновой, постав расписан красками. В другую комнату дверь обита сукном красным. В третью комнату дверь столярная». Далее находились проходные сени к отхожей комнате, «сени что пред мыльнею» и «сенцы в переходы, что ходят к церкви». На втором этаже размещались сени, светлица и большой чердак (неотапливаемая комната).
Все комнаты дворца были богато расписаны, украшены резными подоконниками, а окна были из слюды или цветного стекла. Привозное оконное стекло было очень дорогим, поэтому даже в царском дворце использовалось не везде, чаще встречались оконницы из природного материала — слюды. Занавесок на окнах в те времена не было, но широко были распространены завесы на дверях, которые играли роль ширм, разделяя большое помещение на части. Паркета до времен Петра I на Руси тоже не знали, во всех комнатах пол из деревянных досок или дубовых шашек застилали дорогими коврами или покрывали сукном. Двери и оконные ставни часто обивали тканью.
Дворцовые помещения обогревали украшенными изразцами печами, которые топились с нижнего этажа, так что наверх поднимался только тёплый воздух. Освещали покои настенные подсвечники и люстры европейской работы, но также часто использовали разные масляные лампы и светильники, потому что восковые свечи стоили дорого и даже во дворце употреблялись не везде. Обязательную часть убранства любой комнаты составляли иконы, которые помещали не только в красном углу, но над дверями и окнами.
Подробнее о том, как выглядело убранство царского дворца в XVI-XVII веках, какую использовали мебель, где хранили книги и чем украшали помещение, читайте в этой статье.
Фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий М.Г. Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI-XVII веках».