Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

Легендарный директор

Образно говоря, четырнадцатое декабря на календаре для уфимских моторостроителей – это особая дата, день рождения легендарного директора Уфимского моторостроительного завода Михаила Алексеевича Ферина. В текущем году ему исполнилось бы 116 лет. Об этой яркой личности написано, рассказано, показано по телевидению столько, что если собрать воедино все это, то, пожалуй, получилась бы целая серия книг из ста томов.

Тем не менее в истории его многолетней и плодотворной деятельности есть такие моменты, о которых пока мало кому известно. Такой небольшой пробел нуждается в некоторых дополнениях. Тем более что в свое время авторам этих строк доводилось частенько встречаться с ним не только в его рабочем кабинете, но и вне его – на оперативных совещаниях, конференциях, стройплощадках (в качестве представителей штаба республиканской ударной комсомольской стройки комплекса «Москвич-412» и прессы).

Что нам запомнилось прежде всего – это то, что Михаил Алексеевич умел терпеливо и не перебивая выслушивать собеседника, прямо глядя в глаза визави. Его спокойный тон – свидетельство высокой культуры общения, хорошей воспитанности. Ответы на те или иные вопросы отличались лаконизмом. Нередко он цитировал в разговоре классиков-писателей, употребляя крылатые фразы, афоризмы, поговорки. У него была обширная домашняя библиотека, содержащая книги не только по технической тематике, но и по отечественной и мировой культуре, литературе и искусству.

Нам кажется, что его биографию условно можно разделить на три этапа: детство и молодость, заводские годы и «постдиректорская» пора.

Отец его, Алексей Ферин, был из рабочих – позолотчик (золочение куполов церквей в городе Торжке, серебрение принадлежностей алтаря). Мать была портнихой, однако когда ее мужа во время Первой мировой войны отправили на фронт, то семья осталась почти без средств к существованию, поэтому она была вынуждена пойти на тяжелую ручную работу на фабрике. В семье было пятеро несовершеннолетних детей, Миша был старшим среди них. Он после окончания семилетки помогал матери во всём по хозяйству. В трудных условиях мальчику удалось-таки окончить тогдашнюю вторую ступень школы (по нынешним понятиям, десятилетка). Отслужив в Красной армии, парень устроился учеником слесаря на Волоцкую фабрику мануфактуры. Активно участвовал в общественной жизни трудового коллектива, избирался членом бюро ВЛКСМ, делегатом различных конференций, затем его включили в аппарат уездного комитета комсомола. После Михаил блестяще окончил Московский институт стали.

Автор книги «Ферин: директор, созидатель, человек» (Уфа, «Скиф», 2007), бывший секретарь парткома УМПО Р. Халиков, в частности, вспоминает: «Когда началась эпоха Ферина-руководителя? Феринская эпоха началась еще в те годы, когда Скандинавские страны оказались под сапогом фашистской Германии, и Норвегия перестала поставлять в СССР легирующие компоненты, использующиеся для производства авиамоторов».

-2

Обратимся еще к одному источнику – к книге «Башкортостан. Краткая энциклопедия» (Уфа, «Скиф», 1996), где в сжатой форме перечислены периоды из феринской биографии (стр. 66). Родился 14 декабря 1907 года в городе Торжке Тверской губернии (ныне Калининская область). Умер 29 июля 1978 года в Уфе. По профессии инженер-техник. Герой Социалистического Труда (1957). Кандидат технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968) и БАССР (1958). В 1929–1931 годах работал в уездном и окружном исполнительных комитетах в городах Волочёк и Бежецк Калининской области, в городе Красный Холм Московской области. В 1931–1942 годах – инженер, лаборант, начальник центральной лаборатории, главный металлург завода № 26 города Рыбинска. В 1942–1947 годах – главный металлург Уфимского моторостроительного завода. С 1947 по 1977 год – директор этого завода. Разработал и внедрил в производство новый, жаростойкий сплав для клапанов авиамоторов. Дважды лауреат Государственной премии (1946, 1974). Удостоен орденов Ленина (1945, 1957, 1966, 1971, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1957, 1962), «Знак Почета» (1939).

Десятилетия возглавлявший «центр авиационной промышленности», как раньше называли Уфимский моторостроительный завод, Ферин был предельно простым и доступным людям. Никогда и ни на кого не повышал голоса. Жил он в типовом двухэтажном доме, неподалеку от прежнего заводоуправления. На работу ходил пешком, в семь часов утра, как правило, в окнах его кабинета уже горел свет: диспетчера в это время докладывали ему об объемах изготовленных комплектующих и собранных моторов.

Работа, работа... Сказать правду – Михаил Алексеевич не умел отдыхать. Или не хотел, не мог. На фоне разных обкомовских чиновников, градоначальников выглядел почти аскетом, никогда не выезжал на золотые пески заморских курортов. Взяв очередной отпуск, он, прихватив с собой рыболовные снасти и что-то поесть, отправлялся на озеро Упкан – на заводскую базу отдыха в Нуримановском районе. Однако долго там не задерживался, максимум две-три недели – и его уже можно было снова видеть на заводе.

Объектом повседневных его забот было не только производство, но и, естественно, социальная сфера. Именно благодаря его проницательности и настойчивости, например, в течение нескольких лет на месте бывшего села Богородское вырос крупный жилой массив в микрорайоне Инорс. По этому поводу Михаил Алексеевич любил повторять: «Зачем нам возводить дома для заводчан за тридевять земель от завода? Инорс – под боком, рядом лес, чистый воздух». Появились и новые продовольственные и промтоварные, книжные магазины, пункты по ремонту бытовой техники, химчистка, различные ателье, аптеки, парикмахерские...

Ферин очень дорожил кадрами, особенно бережно относился к высококвалифицированным рабочим. К примеру, произошел такой инцидент. В испытательном цехе на стенде вдруг обнаруживается какая-то гайка в лопатках мотора, чего быть не должно. Узнав об этом факте, директор немедленно прибыл на место происшествия. Разобравшись, в чем дело, он заявил: «Слесаря-сборщика не трогать, с ним я поговорю сам. А вот начальника цеха накажу как следует». Дело в том, что сборщик, оказывается, оставался во вторую смену. Рабочий, понятно, был уставший. А ведь сборка сложнопрофильных деталей требует максимальной сосредоточенности и собранности! В какой-то момент он нечаянно выронил гайку из рук. Хорошо еще, что это обнаружилось вовремя, иначе не миновать беды...

А теперь – пример несколько иного характера. По инициативе директора каждый год во Дворце культуры моторостроителей проводились шоу-концерты «От всей души», посвященные рабочим династиям. В целях активизации новаторского движения в подразделениях предприятия создавались творческие бригады. Сам директор в буквальном смысле слова пестовал и опекал участников художественной самодеятельности; при нём около полусотни заводчан были удостоены почетных званий «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Заслуженный артист БАССР», «Заслуженный деятель искусств БАССР». По указанию М. Ферина было учреждено звание «Почетный моторостроитель», создана заводская Доска почета. Небезынтересен и такой факт: в конце учебного года Михаил Алексеевич выделял деньги из собственного кармана на приобретение подарков для отличников учебы в подшефных школах...

-3

Теперь – коротко о третьем «феринском этапе». Когда Михаил Алексеевич по состоянию здоровья подал в отставку, ему выделили отдельный служебный кабинет для творческой работы – с телефоном, модным тогда магнитофоном «Яуза», чтобы в удобное время можно было записывать на ленту поистине героические эпизоды из своей биографии. К сожалению, магнитные бобины потом куда-то бесследно исчезли. Жаль, конечно, ведь, расшифровав записи, можно было бы издать отдельную авторскую книгу.

Находясь на пенсии, Ферин вплотную занялся педагогической деятельностью, стал консультантом аспирантов Уфимского авиационного института (ныне УГАТУ), а также студентов вечернего отделения этого вуза.

Когда Михаила Алексеевича не стало, гроб с его телом поместили для прощания в холле ДК моторостроителей – того самого очага культуры, который был построен для заводчан по его волеизъявлению. Прямо с утра людской поток туда растянулся чуть ли не на километр, на площади перед Дворцом культуры целые колонны желающих проститься утопали в живых цветах. Пассажирского автотранспорта и легковых автомобилей было не счесть. Так заводчане провожали в последний путь своего всеобщего любимого руководителя.

Память о Ферине увековечена в названии одной из улиц Уфы. Спортивный клуб имени Гастелло ежегодно проводит соревнования по боксу на приз имени Михаила Ферина. В лицее № 60 Калининского района столицы открыт музей, носящий его имя. В музее Боевой Славы в уфимском парке Победы тоже есть экспонаты, связанные с личностью Ферина. На УМПО ежегодно вручается заводская премия «Слава труду» имени Ферина – за научно-технические разработки и внедрение их в производство. А недавно вышла в свет книга «Воспоминания о М. А. Ферине», написанная ветеранами труда. И наконец, в 2012 году на одной из производственных площадок установлен величественный памятник – фигура легендарного директора во весь рост, с символическим свитком в руке.

Авторы: Сафуан ШАФИКОВ, Исмагил МАХМУТОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!