Все основные положения отечественной психологии подчинены принципу единства психики и деятельности. Это означает, что психическое развитие человека, становление его как личности происходит не иначе как в деятельности. Наши образы, представления, понятия – все это результат деятельности. Причем, сначала многие действия деятельности носили практический характер, а затем преобразовались в умственную форму. Сколько практических действий нужно сделать начинающему строителю, чтобы соорудить табуретку? А вот опытный товарищ часть нужных действий проделает в уме. Или многие родители знают как тяжело научить ребенка пониманию что такое дециметр и сколько в нем сантиметров и в таких случаях приходится объяснять, как говорится, на пальцах. А взрослый человек производит все эти вычисления только в уме.
Именно отечественные психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев установили связь между психикой и деятельностью. В зарубежной психологии психика рассматривалась отдельно от деятельности, как замкнутая в человеке сила.
Отечественный психолог П.Я. Гальперин развернул понятие единства психики и деятельности и на практике показал весь процесс перехода практической деятельности в умственную. Он разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, где раскрыл шесть этапов, через которые проходит любое практическое действие, чтобы стать умственным. Это теория создана в первую очередь для тех, от кого зависит развитие другого человека, а именно для родителей, воспитателей и педагогов.
Надо отметить, что многие действия человек осваивает не в результате организованного обучения, а путем проб и ошибок. Но зная сам процесс усвоения, а переход из внешней формы во внутреннюю - это и есть процесс усвоения, можно помочь развивающемуся человеку быстрее и легче усвоить самые разные действия.
П.Я. Гальперин отмечает, что в качестве ученика человек выступает не только в школе, институте, аспирантуре, но в быту. Каждому из нас порой приходится в какой-то степени изучать и медицину, и экономику, и политику, и юриспруденцию, и психологию и много чего еще. Взрослый человек с опрой на данную теорию может сам для себя организовать свою же познавательную деятельность.
Итак, П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы усвоения действия.
Первый этап — мотивация действия. Известно, что одно и то же действие может совершаться у разных людей по разным мотивам. Один ребенок ходит в школу, чтобы поиграть на переменах, другой, чтобы родители не ругали, третьему действительно нравится сам процесс обучения.
Перед каждым уроком учитель старается мотивировать ученика на изучение темы. Что он может сделать? Одним из способов мотивирования является прием создания проблемной ситуации. Например, можно показать какое-нибудь физическое явление и попросить объяснить его природу. Еще для мотивирования применяются групповые задания, а также задания социального характера.
Например, при обучении письменной речи В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ мотивация ребят обеспечивалась тем, что они сочиняли сказки для младших детей. Учительница сообщала, что воспитательница и дети ближайшего детского сада попросили их сочинить сказки, так как все книжки, которые были в их библиотеке, уже прочитаны, и детям нечего читать. Лучшие произведения с удовольствием были прочитаны малышам детского сада авторами.
Второй этап — формирование схемы ориентировочной основы действия. П.Я. Гальперин считал, что эффективность любого действия зависит от тех условий, в которых человек ориентируется прежде чем приступить к исполнению. Система условий может быть достаточной, избыточной или недостаточной. В случае с организованным обучением схема ориентировочной основы действий должна включать все необходимые условия для усвоения действия. К тому же лучшим вариантом считается такая схема, которая создана самими учащимися под руководством взрослого.
Например, совместно с учениками при сравнении нескольких исторических событий составить схему, содержащую признаки, опираясь на которые можно описывать любое другое историческое событие. Об ориентировочной основе деятельности я писала в статье «Учение об ориентировочной основе деятельности в отечественной психологии». Готовая схема изображается на карточке, которая до определенного этапа находится перед глазами учащегося.
Третий этап — формирование действия в его начальной материальной или материализованной форме. Материальная форма – это действия с реальными предметами. Материализованная форма – действия со схемами, чертежами, моделями, которые отражают существенные признаки усваиваемого предмета. Например, модель ДНК, где дана только последовательность аминокислот.
Важно отметить, что у учащегося должна быть возможность производить практические действия с данными предметами. Отечественный психолог Н.Ф. Талызина проводила исследования с среднеуспевающими учащимися V классов, которые геометрии еще не изучали. В первой группе в качестве объектов действия предъявлялись реальные предметы (стол, книга и др.), образец признаков задавался также с помощью реального предмета (например, образцом прямой линии служил край книжного переплета). Во второй группе в качестве объектов и образца действия давались геометрические модели. Так, образцом прямой линии служил край линейки, образцом прямого угла - модель прямого угла и т. д. Соотнесение объекта с образцом испытуемые обеих групп производили путем наложения образца на объект. В третьей группе в качестве объектов действия и образца давались геометрические чертежи. Сравнение объекта с образцом действия могло производиться только на глазок.
Испытуемым была дана схема ориентировочной основы действия. Она включала необходимые и достаточные признаки для понятий: «прямая линия», «угол», «перпендикуляр», «смежные углы». Было показано их наличие в образце и способ их использования при подведении объектов под понятие. Все испытуемые выполняли одни и те же задания и в одной и той же форме.
После обучающей серии испытуемым всех групп давалась одна и та же серия контрольных заданий. Требовалось назвать предметы, содержащие знакомые фигуры, показать знакомые фигуры в предметах, предъявленных экспериментатором, изобразить фигуру в разных пространственных положениях, найти знакомые фигуры, когда они включены в состав других фигур. Кроме того, предлагалось самостоятельно решить несколько задач на применение сформированных понятий.
Хуже всего с заданиями справились те, кто работал с чертежами, и не имел возможность выполнять практические действия с предметами. Кроме того было установлено, что те, кто работал с реальными предметами не могли изобразить изучаемые фигуры на доске. Они рисовали реальные предметы.
Когда ученики начинают совершать действия без опоры на схему ориентировочной основы деятельности, тогда эту схему изымают и переходят к следующему этапу.
Четвертый этап — формирование действия в громкой социализированной речи. На этом этапе необходимо выполнять те же действия, что на третьем этапе только не на практике, а на словах. При этом можно либо проговаривать, либо записывать свои действия. При этом модели, схемы, чертежи постепенно убираются. И когда ученик может свободно без опоры на внешние предметы рассказать о том, что он делает, можно переходить к следующему этапу.
Пятый этап — формирование действия во внешней речи «про себя». Отличается от предыдущего тем, что действие выполняется беззвучно и без прописывания, а как проговаривание про себя. Приняв умственную форму, действие очень быстро начинает сокращаться и автоматизироваться.
Шестой этап — формирование действия в скрытой речи. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Если на предыдущем этапе, еще можно остановится на полдороги и проговорить свои действия, то теперь нельзя. Это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь конечный результат этого процесса.
Таким образом, мы получаем умственное действие, которое так не похоже на породившее его внешнее, материальное, но которое является результатом поэтапного преобразования этого внешнего действия. Какие это действия? Счет, чтение, подведение под понятие, мыслительные операции, решение задач в уме, узнавание предметов, звуковых образов, воспоминание, воображение и т.п.
Надо отметить, что положения указанной теории применяются для формирования не только умственных действий, но и для выработки самых разнообразных умений, а именно, обучению танцам, игре на музыкальных инструментах, шахматам, фокусам, вышивке, плетению, поварскому искусству, рисованию, разработке кроссвордов, моделированию, спорту и многих других.
Возможно, вам будет интересна статья «Учение об ориентировочной основе деятельности в отечественной психологии».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.