Найти тему

«Галантный век» российского императорского двора.

Загородная резиденция российского императорского двора - Царское Село - два с половиной века была «летней столицей». Великолепные дворцы и парки неразрывно связаны с личной жизнью монархов. Ярко отражала вкусы их обитателей обстановка личных комнат. Вот к примеру Синий кабинет Екатерининского дворца - любимая комната императрицы Екатерины II, которую она называла «Табакеркой» за миниатюрный размер.

Кстати это  не фотография интерьера ,а акварель художника  Э.П.Гау.
Кстати это не фотография интерьера ,а акварель художника Э.П.Гау.

Во всю ширину стены в кабинете стоял диван, обитый синим шелком.По существующим легендам здесь любила отдыхать императрица в обществе своих фаворитов.

Целая коллекция произведений искусства «галантного содержания» Екатерининского дворца-музея открывает интересную страницу в истории русской культуры и представляет творчество многих мастеров с неожиданной стороны. Появление первых «пикантных вещиц», положивших начало дворцовой коллекции, связывают с правлением императрицы Елизаветы Петровны. В одной из комнат,а именно в Китайской гостиной дворца, есть необычный портрет ,на котором изображена обнаженная императрица Елизавета Петровна в образе богини Флоры.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры. Художник Г.Х.Гроот.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры. Художник Г.Х.Гроот.

Во время царствования Елизаветы Петровны куртуазные развлечения XVIII века достигли расцвета.В полной мере проявилась любовь высшего света к играм и маскарадам. «Нет ничего безобразнее и в то же время забавнее, - писала будущая императрица Екатерина II, - как множество мужчин столь нескладно наряженных, и ничего более жалкого, как фигуры женщин, одетых мужчинами, вполне хороша была только сама императрица (*имеется ввиду Елизавета Петровна*) к которой мужское платье отлично шло, она была очень хороша в этих костюмах».

Настольные украшения из янтаря.
Настольные украшения из янтаря.

Екатерина II в свое правление также продолжила «тему» куртуазных развлечений. Приватные комнаты появились в Зубовском флигеле дворца, названным по фамилии последнего фаворита - Платона Зубова. Там находились личные покои Екатерины II и апартаменты особо приближенных , в разное время здесь жили Григорий Потемкин, Александр Ланской, Дмитрий Мамонов. Обстановка Зубовского флигеля была дополнена произведениями искусства: картинами, фарфором, мебелью и всевозможными безделушками. Некоторые из них довольно откровенно воспроизводили интимные моменты.

Табакерка.
Табакерка.

В IX веке предметы с эротическим подтекстом собирались практически всеми представителями царствующих особ. Наиболее значительной коллекцией таких предметов владел император Александр II. В частности на стенах его ванной комнаты висели литографиями с легкомысленными сюжетами. В комнатах его сына Александра (будущего императора Александр III) также было немало предметов,изображавших пикантные моменты:живопись и графика,многочисленные предметы бронзовой пластики, медали, фигурки, шкатулки , табакерки, изделия из фарфора и керамики, курительные трубки.

Курительные трубки.
Курительные трубки.

Многие фигурки скрывали какой-либо секрет: например с помощью механизма фарфоровые дамы «сбрасывали» свои одежды, или некоторые из персонажей могли двигаться, вступая в известное взаимодействие .

Фарфоровая пепельница,изображающая женщину укрытую шалью.
Фарфоровая пепельница,изображающая женщину укрытую шалью.
Та же пепельница ,но уже без шали.
Та же пепельница ,но уже без шали.

Распространенными были картинки ,где потайное изображение выявлялось при рассмотрении картинки на просвет. Например игральные карты. На печатных рисунках изображены вполне благопристойные дамы и кавалеры. Но если карту поднести к яркому источнику света или к свече,то на изображении появляется еще одна фигура, недвусмысленно дополняющая изображение дамы, короля или валета. В собрании Екатерининского дворца есть две колоды таких карт начала XX века.

В 1918 году все эти «интимные» вещи были выделены в особую, так называемую эротическую, коллекцию. В 1920-е годы к этим вещам добавились предметы из других особняков. С 1930- ого года коллекция была засекречена и не выставлялась. В начале Великой Отечественной войны вместе с другими экспонатами музея коллекция была эвакуирована. А в 1956 году многие предметы были уничтожены по решению специальной комиссии, «как не имеющие исторической значимости и не представляющие познавательной ценности».

К.Сомов. Иллюстрация к «Книге маркизы».
К.Сомов. Иллюстрация к «Книге маркизы».

Еще двадцать пять лет назад коллекция находилась в закрытом хранении, но теперь есть возможность взглянуть на эти предметы, рассматривая их прежде всего как произведения искусства.

-9

«Секрет дворцовой табакерки» издательство «Альфа-Колор» Санкт -Петербург 2002 год.